Встреча с Риной Зеленой

 Мы, студенты, небольшой группой, пошли в поход; маршрут включал в себя клубничное поле, которое вблизи Переделкино. Переночевав в походных условиях, стали искать ту ягодную плантацию, о который говорили знакомые. Поле нашли, но туда, где лаяли собаки и была (может, не была) охрана, побоялись идти и обогнули его с противоположной стороны. Осторожно двигаясь, пригнувшись, дошли до ягодных грядок. То ли поле было заброшенным, то ли клубнику уже собрали, то ли с краю были набеги такого же рода -  мы рвали и ели мелкие, полуспелые ягоды. Охранники и собаки интереса к нам не проявляли, мы несколько продвинулись вперед, выпрямились, стали смелей и клубника значительно спелее.
    Через какое-то время увидели, что вверх по дорожке медленно шла Рина Зеленая, одна. Однокурсник, отогнув край своей рубашки, весьма несвежей, насыпал в нее собранные ягоды и пошел по направлению к дороге, по которой шла актриса.  Мы, от его непосредственности (дерзости) застыли на месте, как в детской игре «Замри». Рина Зеленая не прошла мимо, остановилась, взяла  ягоду и ещё, ела, с ним разговаривала и улыбалась.
    Рина Зеленая, мастер потрясающих рассказов о детях и для детей. Исполняя по радио детские монологи, создавала, тем самым, образ ребенка, его душу, радости, обиды, Ее голос, интонации были узнаваемы; помню, что в коммунальной квартире и позже в общежитии раздавался крик (оповещение) «Рина Зеленая, Рина Зеленая», люди бросали свои дела, разговоры и слушали ее с неподдельным интересом.
 Масштаб ее личности не поддается и описанию, и воображению. Она видела 3 войны, расписалась на рейхстаге. Вместе с Шульженко и Утесовым выступала на фронте Великой Отечественной войны.
        С группой артистов единственная женщина – Рина Зеленая, (смотрю фотографию) побывала на Северном полюсе, чтобы полярникам, живущим в тяжелых условиях, доставить своим выступлением немного радости и веселья.
   Она писала свои рассказы и совместно с Агнией Барто, была знакома и общалась с С. Есениным, М. Алигер, К. Чуковским, Аркадием Райкиным, С. Маршаком, А. Толстым. В ее автобиографической книге «Разрозненные страницы» она пишет трогательно и душевно обо всех, с кем свела ее судьба. Ученые, литераторы, музыканты часто бывали в ее гостеприимном доме. Вспоминала в своей книге, как В. Маяковский, большой любитель игры в бильярд, пригласил ее сыграть с ним партию с полной уверенностью в победе, а она случайно выиграла. Писала о том, как внимательно слушал М. Горький ее крохотные новеллы и смеялся при этом до слез; про трудное детство, интересную впоследствии жизнь, в которой она успела многое пережить и увидеть.
      Мне кажется, что краткая встреча с Риной Зеленой, приблизила нас к той эпохе, историческому периоду, к культурной среде, к писателям и поэтом, имена которых были в наших учебниках и даже в сердцах у многих из нас.
А с клубникой поступили так, есть уже не могли и смотреть на неё тоже. Зашли на рынок, наш предприимчивый друг быстро продал её во цене заниженной, тем самым, вызвав недовольство других продавцов. Нам все равно тех денег хватило на еду, голодными были после похода, и на бутылку вина «Лидия».


Рецензии