Выступление на II Конгрессе писателей мира

Второй конгресс писателей мира. Образование и университеты — литературные мастерские в школах и ВУЗах
 
Коллеги, выступавшие ранее, рассказали о своём пути и вкладе в литературу. Моё выступление опирается на многолетний опыт работы с молодёжью в Казахстане и за его пределами. Я — автор 30 книг на трёх языках, а также издания, вышедшего в Лондоне на английском языке. На протяжении многих лет имею честь представлять Казахстан и тюркские народы в жюри международных литературных конкурсов. Этот опыт позволяет мне делиться с новым поколением писателей знаниями о развитии и совершенствовании литературного мастерства.

Именно встречи со студентами и школьниками убедили меня: школы и университеты сегодня становятся настоящими литературными мастерскими. В них рождаются будущие писатели, там формируется уважение к слову, умение мыслить и желание делиться своим голосом. Поэтому тема образования и университетских мастерских представляется мне одной из ключевых для будущего литературы.

Мы часто говорим о том, что писатель рождается из личного опыта, таланта и судьбы. Но не менее важно, где и как он воспитывается, кто встречается ему на жизненном пути, кто впервые вселяет в него веру в силу слова. Литературные мастерские в школах и университетах — это не только площадки для обучения письму. Это настоящие лаборатории духа, где формируются будущие писатели, критики, исследователи. Именно там молодые люди учатся выражать себя, осознавать ценность собственной культуры и одновременно понимать культуру других.

Почему это так важно? Потому что школа и университет — это места, где слово впервые становится осознанным инструментом. Под руководством наставников подросток открывает в себе дар наблюдать и описывать. Он начинает чувствовать глубину языка, силу метафоры, точность образа. В этом смысле литературная мастерская не менее значима, чем лаборатория вуза, где создают новые технологии или проводят научные эксперименты. Только здесь создаются эксперименты над человеческой душой, над её способностью понимать и сопереживать.

Кроме того, мастерские воспитывают не только писателей, но и читателей. Молодой человек, попробовавший сам написать рассказ или стихотворение, уже никогда не будет читать книгу равнодушно. Он почувствует цену каждого слова, поймёт, сколько труда и сердца вложено в текст. Это формирует поколение внимательных, благодарных и думающих читателей.

Сегодня, когда цифровая эпоха открыла перед нами безграничные возможности, но одновременно принесла и угрозы поверхностного восприятия, именно литература и её преподавание становятся противоядием от клипового мышления. Университеты и школы должны быть не только хранителями знаний, но и пространством живого творчества, где слово звучит по-настоящему, а не растворяется в бесконечной ленте экранов.

Я убеждён, что государственная поддержка литературных мастерских, грантовые программы для молодых авторов, международные молодежные конкурсы и обмены способны стать залогом культурного будущего. Ведь писатель формируется в диалоге: с наставником, с книгой, с сверстниками.

Особенно важно, чтобы такие мастерские существовали не только в крупных столичных вузах, но и в регионах. Там, где может быть меньше ресурсов, но не меньше таланта. Поддержка молодых авторов в небольших городах и сёлах даст миру новые имена, новые голоса, новые судьбы.

Поэтому мы третий год в своем всемирном международном литературном конкурсе «Литературная Азия» начали уделять внимание молодежи. Для них специально создали жюри из известных поэтов и прозаиков. Это пространство, где рождаются будущие писатели мира.

Если мы будем вкладывать силы в школы и университеты, в литературные мастерские и кружки, в конкурсы, мы сохраним не только литературу, но и саму человечность. Я верю, что слово, рождаемое в аудиториях, в студенческих клубах и школьных кружках, конкурсах, однажды прозвучит на сценах мира. И тогда мы сможем сказать: «Да, мы сделали всё, чтобы будущее литературы было живым, сильным и честным».

Мы живём в мире, где будущее литературы зависит не только от отдельных авторов, но и от того, как мы воспитываем новые поколения. Университеты и школы, конкурсы— это не просто места обучения, а мастерские слова, мастерские будущего. Если мы будем поддерживать литературные инициативы, создавать творческие кружки, мастерские и конкурсы для молодёжи, то передадим ей главное: любовь к слову, уважение к истине и веру в силу литературы. Пусть же наше общее дело станет гарантом того, что слово останется светом и для будущих поколений.

Разные страны приглашают меня на многие свои международные литературные форумы. Однако такого мирового конгресса писателей, обсуждающих развитие и будущее мировой литературы, вижу впервые.

Спасибо России, спасибо организаторам, за такое глобальное мероприятие!
Спасибо за внимание!

Москва. Россия. 22 сентября 2025 г.


Рецензии