Волшебство и магия - цветы в искусстве

 
В природе цветы имеют простую цель: размножение. Яркими лепестками и прекрасным ароматом они привлекают насекомых в свои заполненные пыльцой центры, что облегчает оплодотворение и выживание растения. За миллионы лет цветущие растения превратились примерно в 400 000 видов, производящих цветы разных форм и цветов, которые конкурируют друг с другом за внимание бабочек, муравьев и пчел.

Привлекательность насекомых очевидна, но почему люди находят цветы приятными для глаз? Некоторые ученые утверждают, что люди полюбили цветы, потому что они сигнализируют о близости к фруктам.

Другие, например физик Дэвид Дойч, предполагают, что цветы содержат в себе некую объективную красоту, привлекающую людей своими гармоничными цветами, мягкими изгибами и симметричными формами.

Будь то питание, эстетика или что-то еще, люди издавна наделяли цветы личным, культурным и религиозным значением.

На протяжении веков художники улавливали богатую символику цветов, отслеживая меняющееся значение роз, ирисов, тюльпанов, гвоздик и многого другого. В зависимости от контекста один цветок может символизировать размножение или упадок, чистоту или распущенность, любовь или невзгоды — или не что иное, как кучу лепестков. Например,  белые  лилии, олицетворяющих Деву Марию.

Поэтому вполне логично, что мы изображаем их в искусстве с самого начала цивилизации.

Вспомните стилизованные листья аканта в греко-римской архитектуре.

Но есть несколько способов изобразить цветок.

Прежде всего, цветы были нарисованы из-за того, что они символизируют.

Картины эпохи Возрождения, изображающие Мадонну с Младенцем, часто включают белые цветы, символизирующие ее чистоту, и красные цветы, символизируют  кровь Христа.

Между тем маки издавна символизировали сон или смерть.

На фотографии  картина  Бартоломе Бермеджо XV века, изображающая  Святого Михаила, побеждающего Дьявола, на земле под ними растут маки.

Хотя наиболее очевидным примером, конечно же, является роза, однако это не единственный цветок, символизирующий любовь.

На этой картине Данте Габриэля Россетти 1880 года женщина держит жимолость, которая была символом любви в викторианскую эпоху.

Тем временем сакура, или цветущая вишня, наполняет японское искусство.

Учитывая, как недолго цветет сакура, она стала олицетворением того, что сама мимолетность вещей делает их красивыми — концепция, называемая по-японски «моно но аваре».

В данном случае великий Хокусай.

Вообще говоря, люди в средние века имели гораздо более символическое мировоззрение, чем мы сейчас, учитывая наш научный подход к вещам.

Поэтому средневековое искусство, что неудивительно, было наполнено цветами.

Как и гобелены с единорогами, сделанные около 1500 года в Париже.

Вообще говоря, люди в средние века имели гораздо более символическое мировоззрение, чем мы сейчас, учитывая наш научный подход к вещам.

Поэтому средневековое искусство, что неудивительно, было наполнено цветами.

Как и гобелены с единорогами, сделанные около 1500 года в Париже.

И поэтому вполне логично, что цветы также стали выдающимися национальными символами.

Лотос для Индии, чертополох для Шотландии, трилистник для Ирландии или тюльпан для Афганистана.

Флер-де-Лис, стилизованное изображение лилии, издавна была символом Франции.

Странно думать, что национальные футбольные команды, играющие в 21 веке, имеют свои значки из-за древних или средневековых идей, истории и символики.

Как Роза Тюдоров, символизирующая объединение домов Йорков и Ланкастеров, на гербе Англии.

Но не всегда нужно рисовать цветы только из-за их символизма — можно  рисовать их просто потому, что это красивые вещи.

Когда Альбрехт Дюрер писал этот участок травы и цветов в 1503 году, кажется, он имел в виду не что иное, как сами траву и цветы.

Этот подход на протяжении веков был более распространен в китайском и японском искусстве.

Эти цветы, конечно, рассматривались и символически, но рисовались они отдельно, без контекста, гораздо чаще, чем в европейском искусстве.

«Ирисовая ширма» Огаты Корина (1705 г.) является прекрасным примером.

Но этот акцент на цветке как на вещи сам по себе никто не продвинул дальше, чем Джорджия О'Киф в 20 веке.

Ее цветы стали своего рода квазиабстрактной, красочной архитектурой — миром, в котором, казалось бы, не существует ничего, кроме цветов.

Цветы также рисовали не из-за их красоты или того, что они символизируют, а как объект, который необходимо изучить и понять.

По мере того как научная революция и эпоха Просвещения продолжались, человечество начало формальным образом классифицировать и классифицировать мир природы.

Это шло рука об руку с коммерциализацией цветов: например, в Нидерландах торговля тюльпанами быстро стала крупным бизнесом.

Их классификация — это не просто наука; речь шла также о коммерции.

Помимо того, как мы концептуализируем цветы, существует также вопрос о том, как мы их рисуем.

Реалистичная цветочная живопись была освоена в голландских натюрмортах 17-18 веков.

Тем не менее, иногда такие меры были невозможны в зависимости от сезона — и тогда это было не совсем реалистично.

Эти голландские натюрморты — и европейские натюрморты в более широком смысле того времени — представляют собой место встречи реалистичных цветочных картин, цветов как символов и цветов как товара.

Цветы также можно использовать для создания узоров — и, вероятно, именно так они чаще всего использовались в искусстве на протяжении веков.

Мечеть шейха Лотфоллы в Иране, построенная в начале 17 века, является прекрасным примером сефевидской живописи на плитке и цветочного узора.

В исламском искусстве, где изображения людей и животных были запрещены в религиозном контексте, цветы служили идеальной формой украшения.

Было некоторое внешнее влияние, как, например, в мечети Омейядов VIII века в Дамаске, украшенной византийскими мастерами.

Похожий подход был принят в гиберно-саксонском искусстве.

На фотографии страница Линдисфарнского Евангелия, иллюминированной рукописи, созданной в VIII веке и наполненной чудесно сложными цветочными узорами.

Здесь, как и во всех узорах, цветок абстрактен.

В 19 веке произошло возрождение средневековья, возглавляемое такими людьми, как Уильям Моррис.

Он был поэтом и дизайнером, создавшим десятки узоров для обоев и тканей, всегда используя для этого цветы.

Strawberry Thief был и остается одним из самых популярных его произведений.

Какие еще способы рисования цветов существуют, помимо реализма и абстракции узоров?

Что ж, сама живопись произвела революцию в конце 19 века импрессионистами.

Водяные лилии Клода Моне производят на нас более правдивое впечатление, чем любая фотореалистичная картина.

А еще есть Винсент Ван Гог, на которого сильно повлияло японское искусство.

Он отошел от «реализма» и рисовал цветы с невиданной ранее яркостью и страстью.

Эти старые голландские натюрморты, хотя и красивы, по сравнению с ними кажутся безжизненными.

Во времена модерна, художественного направления конца 19 — начала 20 веков, цветы стали эстетической основой всего стиля.

Не просто изображались цветы — ими было вдохновлено все остальное, от плакатов до архитектуры.


Рецензии
Цветы - это гениальное произведение, созданное природой.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   01.10.2025 14:19     Заявить о нарушении
Полностью согласен с Вами
Дорого здоровья
Анатолий

Анатолий Клепов   01.10.2025 19:32   Заявить о нарушении