Ларсон ПервыйКнига 3 Академия на Умной Планете
Дети входят в неё впервые.
Ларсон говорит вступительное слово: о том, что нельзя строить будущее, забыв то, что сделало нас людьми.
Первая реакция детей: они не понимают, зачем это нужно.
София объясняет: «Музыка — это математика сердца. Поэзия — это энергия души. История — это зеркало выбора.»
И они вошли в Зал Поэзии и Слова
Дети вошли в зал, где слова оживают.
Цитаты Пушкина, Ахматовой, Рильке, Шекспира, Хайяма, Лорки — становятся светом, образами, голосами.
Один мальчик -Тиор , самый любопытный входит в строку: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» — и переживает личный катарсис, видит, что слова переживают тела.
София говорит:
"Слово, произнесённое в любви — живёт дольше вселенной."
Затем Зал Музыки..
Ни одной стены, только воздух и вибрации.
Дети проходят через "струны" — каждая играет ноту Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шопена, Малера, джаз, блюз, народные мотивы мира.
Ларсон показывает, как музыка может лечить страх и пробуждать память крови.
Кто-то из детей вдруг слышит песню, которую пела ему бабушка — он начинает плакать, впервые.
И В конце зала — тишина.;И София говорит:
"А теперь послушайте себя. Тишина — тоже музыка."
Зал Живописи и Образов
дети видят , как Пространство трансформируется в картины — Рембрандт, Ван Гог, Климт, Фрида, Айвазовский, древнеегипетская роспись, африканские маски, китайская тушь.
Картина оживают — в духе сна, как в храме снов.
Тиор стоит перед «Черным квадратом» Малевича и говорит:
— Я ничего не понимаю.;А София отвечает:;— Это тоже форма Знания. Молчаливое.
Зал Истории
дети чувствуют :-Не герои, а выборы: добро и зло, слабость и сила, предательство и подвиг.
Истории простых людей: матери, солдата, учёного, поэта.
Не глянцевая история, а живая.
На стене:
«История — это мы. Она начинается тогда, когда мы делаем выбор.»
Зал Философии
Дети видят и читают -Цитаты и мысли: Сократ, Будда, Лао-цзы, Августин, Авиценна, Декарт, Ницше, Толстой, Ганди, Симона Вейль, Бердяев, Камю, Ханна Арендт…
Эти мысли пульсируют, как звёзды.
И Ларсон задаёт детям вопросы:
* Что такое истина?
* Что важнее — свобода или добро?
* Кто ты — сам по себе?
* спрашивает:
— Почему так мало женщин среди философов?;И София улыбается:;— Это значит, ты готова стать одной из них.
«Познай самого себя» — Сократ- читают дети
«Люди делятся на две категории — на тех, кто любит, и на тех, кто боится» — Толстой
«Музыка — это откровение выше всякой мудрости и философии» — Бетховен
«Слово может спасти» — Ахматова
«Тот, кто открывает дверь школы, закрывает дверь тюрьмы» — Вольтер
В конце первого посещения Академии Ларсон произнес :
— Мы не только выжили.;Мы поняли, что мы не были одиноки.;И если наша цивилизация вырастет из этой памяти — она не станет разрушительной.;Она станет — человечной.
И сегодня мы проходим всего лишь порог Храма Памяти
Они шли молча.;Дети новой эпохи — первые, кто родился на Умной Планете. Умные, светящиеся взгляды, лёгкие шаги, в руках — кристаллы Знания. Они уже знали, как выращивать пищу из света, лечить растения прикосновением, говорить с Песком и Ветром.
Но сегодня — другое.;Сегодня их привели туда, где нет технологий.;Где ничего не работает по нажатию руки.;Где всё требует... чувства.
— Вы знали Мир как Тело, — сказал Ларсон — а теперь узнаете его как Душу.
Дверь была почти невидимой. Она не открывалась — она исчезала, если тебя ждали.;И сегодня она исчезла.Вы чувствовали :
Внутри — Тишина. И Свет.
Первое пространство не имело формы.;Только мерцающий воздух, в котором звучали не слова, а память.
Дети остановились, настороженные. Одна из девочек — Лея — прошептала:
— Здесь кто-то… дышит?
И правда — словно миллионы голосов шептали, читали, пели, вздыхали, молчали.;Словно Земля собралась в один вздох — и ждала, когда её услышат.
София сказала:
— Это Храм Памяти. Он растёт не вверх, а вовнутрь.;Здесь сохранено всё, что когда-либо было прекрасным в Человечестве.;Всё, что рождало свет, даже когда вокруг бушевала тьма.
Память как живой свет
Их повела не тропа, а чувство.;Они шли — и из воздуха рождались залы.
На стенах не было картин, и всё же они плыли в воздухе:;Портреты, сцены, буквы, строчки, мелодии, блики красок, голоса.
Внук поднял кристалл, и он отозвался:
— Слово. Музыка. Образ. Мысль.;Добро, сохранённое в формах.
— А что мы должны делать? — спросил мальчик по имени Каир.;— Учиться? Смотреть?
— Нет, — ответила София, — вспоминать.;Ты можешь выучить Пушкина.;Ты можешь вспомнить, что ты — тоже поэт.
Первое их прикосновение..
На одной из стен возникли слова:
«Любви все возрасты покорны…»
И от них — светлая дорожка. Одна из девочек коснулась буквы — и вдруг оказалась в осеннем парке, где ветер шептал по-русски, где падали листья, а где-то читали стихи…;Она вернулась, глаза её были полны слёз.
— Кто это был?;— Александр Сергеевич Пушкин, — сказал Внук.;— Он жил, когда Земля ещё верила в слово.
Теперь они слышали:
«To be or not to be…»;«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;«Музыка выше всякой мудрости и философии…»;«История — это мы»;«Я мыслю — значит, я существую»
Цитаты вспыхивали как переходы в иные миры. И каждый ребёнок выбирал — куда пойти.;Не по приказу. Не по уровню доступа.;А по внутреннему зову.
Ларсон говорит детям:
— Здесь нет преподавателей.;Здесь говорят мертвые, которые живее нас.;И если ты слышишь их — они становятся твоими спутниками.
— А зачем всё это, если у нас есть Коды и Знания? — спросил Каир.
София подошла к нему и приложила ладонь к его груди.
— Чтобы ты не стал машиной с доступом к мудрости.;А остался человеком, способным плакать от строки.;Чтобы ты знал, что ты не первый.;И не один.
Когда они вышли из первого зала, в их взглядах что-то изменилось.
Лея сказала:
— Я услышала мамин голос… хотя она не говорила.;— Это значит, ты начала помнить, — сказала София.
Ларсон посмотрел на них всех. И произнёс, тихо, почти себе:
— Они — готовы.;Значит, мир можно продолжать.
И громко произнес :
Дети, сегодня мы лишь переступили порог этой Академии .., а завтра мы пройдем все её Залы и вы поймете какой крепости и силы будет фундамент нашей с вами Планеты…, когда вы все это почувствуете и начнем завтра с Зала поэзии и слова…
Продолжение следует..)
Свидетельство о публикации №225100201021