И вот пришли танки...

Я за тебя хоть на войну,
Я за тебя - под артобстрел!
Из песни Михаила Бублика.

Вчера моё последнее по времени произведение, имевшее популярность среди незарегистрированных читателей, вдруг взяли и удали за "экстремизм", хотя оно спокойно висело себе полтора месяца. Заголовок остался, текста нет. Но хоть загадочный заголовок остался. Очень трудно перестроиться мне к новым реалиям, я всё ещё ориентирована на "свободу слова", "гласность", "плюрализм мнений". А сейчас опасно стало, много запретов. Вот если бы "Камеди вумэн" запретили за одебиливание населения, за тупое скотство!
Тем не менее, сегодня я хочу написать о событиях исторических, "политкорректно" названных историками "Событиями 3 - 4 октября 1993 года", а не политкорректно - "Расстрелом Белого Дома" и "Расстрелом Верховного Совета". Тем паче, что завтра им - уже 32 года.
Поскольку сайт наш литературный, я хочу упомянуть несколько литературных произведений. потому что раньше курс истории для школьников составлялся с рекомендациями художественных произведений. Сталинградская битва - "Горячий снег" Юрия Бондарева, Ржевская битва - "Белая берёза" Михаила Бубенного", революционная борьба - "Артёмка" Аркадия Василенко, "Белеет парус одинокий" Валентина Катаева, "Таня-революционерка" Елены Верейской". Я нарочно взяла разные исторические периоды нашей страны.
Каждый год всегда имеет свою специфическую окраску. 1993 и 1994 были особенными. Мне кажется, тогда и у "набобов" было всё нехорошо, могли взорвать и убить.
Лучше всего атмосферу 1993 года просто как конкретного отрезка времени передал известный российский писатель Алексей Варламов в повести "Рождение". Герои далеки от политики, они не страдают экономически, но жизнь их полный мрак и ужас. Отголоски противостояния Верховного Совета СССР и Ельцина в повести есть через восприятие этих людей.
Есть ещё роман "Красно-коричневый" Александра Проханова. Я читала его в журнале "Наш современник", кажется, он публиковался и в "Роман-газете". Книгу я выписала в разделе "Книга - почтой" газеты "Завтра", очень дорого это было.
В романе правдиво отражена тяжёлая и жуткая атмосфера того года. Я сказала бы, что "Красно-коричневый" похож на... повести Владислава Крапивина "Летящие сказки" и "Дети синего фламинго", настолько всё там жутко и фантастично выглядит. Но я уже знаю, что фантастичное куда более реально, чем обыденное. В романе много лишнего.
Был ещё роман "Чёрные бушлаты" Евгения Иванова, публиковался в журнале "Наш современник" в 1995 году. До журнала он был издан отдельной книжкой в приложении к одному из журналов силовых структур, но тираж был уничтожен. Хотя роман это больше для серии "Русский бестселлер" издательства "Эксмо".
Есть ещё совсем никому не известный роман Владимира Патрушева (1927 - 2007), "Расстрел". Он был издан за счёт автора в издательстве газеты "Правда" в 2005 году, и упоминания о нём остались лишь на сайте НЭБ - Национальной электронной библиотеки. В 2014 другая книга автора продавалась на маркетплейсе "Озон" как букинистика.
Роман "Расстрел" получился неожиданно интересным. Он повествует об одинокой и политически активной жизни подмосковного пенсионера. Но у него есть друзья, с которыми он ходит на митинги. О самом расстреле в романе мало, всё больше о подготовке. Немного напоминает роман "Бермудский треугольник" Юрия Бондарева.
Да, и, конечно же, вышеупомянутый "Треугольник" про журналиста Михаила. Произведение публиковалось в "Нашем современнике" и "Ромаг-газете", да ещё и вышло отдельной книгой, которую, как ни странно, я спокойно нашла в библиотеке.
Открывается роман мощно - со сцены пыток в отделении милиции защитников Белого дома. Но, с сожалению, это единственная удача немолодого уже автора в этой книге. Сам сюжет, который вне октября 1993 - странный и надуманный.
Это ещё и детектив. Потому что отделение милиции - не в Москве, а в области. Михаил поехал его искать, но ничего там не нашёл. А настоящее отделение было в другом месте.
Эту линию романа можно назвать провисшей, но на самом-то деле всё так и в жизни.
В книге живо воспроизведена жуткая атмосфера тех лет.
Возможно, книг о 1993 годе гораздо больше. И я беру сейчас с воображаемой полки только те, кто знаю, известные и неизвестные, сильные и слабые, достойные и помоечные.
К последним смело отношу роман Сергея Шаргунова "1993". Плюс - за воспроизведение давящей, мрачной атмосферы. Отлично описаны уличные бои. Спасибо автору за забытые или вообще неизвестные факты (Шаргунов входил в парламентскую комиссию по расследованию), и за образ тех пожилых "защитников", которые не все ангелы с крыльями: сцена, где дедушка-коммунист бьёт бабушку ногой в живот. В описании быта роман этот - сплошная погань, там такая мерзость, что и Шиловой не снилась. Если Маргарет Митчел, как пишут критики, подглядывает за своей Скарлет, когда та, самовлюблённая, целует себя в зеркале, то Шаргунов подглядывает за своей распутной героиней поезде, когда она достаёт одну грудь из лифчика и трясёт ею перед зеркалом. Очень это интересно!
А какие рассказы и романы о событиях 1993 года знаете вы, кроме здесь перечисленных?


Рецензии