1502. Хуторская чертовщина. Вожделенная находка

            Хуторская жизнь текла своей чередой, иной раз переполняясь слухами,  вызывая некоторое волнение у особо чувствительным ко всякому новшеству отдельных граждан.
        Но не будем заострять своего внимания на эти не значительные по своим масштабам всплески эмоций, а обратимся к одному довольно загадочному обстоятельству.
            Как нам помниться в недавнем времени, съехавшее из этого хутора семейства Кондратюков и Семечевых, оставивших под присмотр своих домовых владений Валентине Корицкой и старой бабке Агафьи.
       Вышло так, что эти подворья оказались по соседству, где срединное положение занимал двор Корицких.
       Так вот сын Мишка в возрасте отрочества в свои полные тринадцати лет, в очередной раз страдая от безделья, а он частенько заглядывал во двор Кондратюков, что особо не заметно с их двора и как-то раз шастая по двору случайно обнаружил кусок трубы.
         Как вскоре догадался, это было часть дула от ружья, чему свидетельством была мушка на конце ствола.
     И вот этот самый Минька ничего не говоря своему старшему брату Жорке о своей находке было затеялся приспособить дуло, из которого можно было бы пальнуть.
        А не имея должного инструмента под рукою, быстро остыл к своей затее, не найдя достойного применения этой железяке, позабросил её до определённого момента.
     На то и дан пытливый ум, чтоб через некоторое время вспомнить о ней, да и подумать, раз он нашёл кусок дула, то где-то должны быть и остальные части этого ружья.
         Новые поиски дали неожиданный результат, им был найден отколотый кусок приклада с ремнём, чем он вскоре похвалился со своими друзьями.
      Как часто бывает в таких компаниях обязательно найдётся тот, кто выдвинет дельную версию, что не достаёт самой главной части ружья.
      Поговорили, поговорили о Мишкиной находке и позабыли о ней, а вот Минька загорелся идей отыскать недостающую часть ружья.
         Казалось бы, всё излазил, всё осмотрел, даже тайком пробрался на чердак хаты, но всё оказалось в пустую, да и как было не подумать, что этот обрез,  по утверждению догадливого Вовки Гуркова, у которого дед был заядлый охотник, скорее всего забрали с собой.
         Шло время и опять от скуки и безделья Минька забрёл в сарай, уж чего он туда заглянул и сам понять не мог, то ли воробушек, а может что-то другое заставило его поднять голову вверх и от того что он увидел, попросту обомлел от счастья.
           Ещё не веря в свою удачу и глядя на торчащий обрез подсунутый под жердью крыши, ликовал от счастья и на всякий случай оглянулся назад, опасаясь, как бы за ним не устроил слежку его старший брат Жорка.
         Это такой нудный зануда, вечно заставляющий помогать ему по хозяйству, оно понятно, что после того, как их отец беспробудный пьяница загнулся у кадушки с брагой, тайком пробравшись к бабке Саньке, местной брагоделке, упившись вусмерть, на Жорку свалились все отцовские обязанности.
        Такая находка для хуторского пацана, как обрез, великое счастье, а возникшее волнение подталкивало поторопиться, мало ли кто из его друзей проходя мимо двора мог заметить, как он вошёл в сарай.
      Со своей находкой он не собирался ни с кем делиться, это теперь его личная вещь, которая придаст ему уважения среди хуторской молодёжи.
          Подойдя и приподнявшись на цыпочках вытаскивает обрез и на воровской манер оглядываясь назад, прижимает к себе эту драгоценную для него вещь, а забившись в дальний угол производит осмотр найденного оружия.
         Вначале внешний внимательный и детальный осмотр обреза, а затем осторожно и боязно отворяет затвор, найдя внутри патронника пустую гильзу.
        Вынув её и понюхав внутри, уловил запах сгоревшего пороха, в этом было что-то мистическое с признаком чего-то тайного не поддающегося его мальчишескому осознанию, пробудив не понятное чувство внутри себя, к тому же придающее иного понимания окружающего мира.
        Обрез в его руках придавал некой уверенности и в то же время приятной возбудимости, что ставило его на голову выше своих друзей.
         Уняв охватившее его тревожное чувство и поддавшись возникшему соблазну, загоняя патрон в патронник  вначале боязно нажимая на спусковой крючок, испытывал невероятный восторг от легко подёргивания бойка в затворе и отчётливого удара по капсюлю.
          Проделав это несколько десятков раз и наигравшись вдоволь для первого раза, спрятав обрез под одежду и с повадкой лазутчика на чужую территорию,  пробрался в свой двор, где и припрятал обрез, ничего об этом не говоря своему старшему брату.
         Ему только скажи, так обязательно отберёт и присвоит себе, а потом будет считать что это теперь его обрез, а Миньке будет отказывать в просьбе дать поиграть, считая что он ещё не дорос до таких серьёзных игрушек.

              Как любой пацан, Минька не в силах был удержаться и похвастал перед своими друзьями своей находкой, таская обрез на зады, где по давней традиции собирались на выгоне.
       Зависти его друзей не было предела, в таком случае обязательно найдётся самый смышлёный, что обрез без патронов всего на всего обычная железяка.
       Встал вопрос, где раздобыть патроны,  на то и голова на плечах, чтоб разумно думать, как было не вспомнить, что у Вовки Гуркова дед заядлый охотник, у которого этих патронов, что тех солёных огурцов в кадушке.
       Всей ватагой вперёд на зады подворья Гурковых и вызволить Вовку выйти к ним на зады, несколько горластых криков и свист в придачу и вот он уже торопливо бежит к ним, где тут же был взят в полукольцо, пытаясь понять, чего ему на перебой толкуют ребята.
          И только Минька с гордым видом, держа в своих руках обрез, молчаливо дожидался, когда Вовка окончательно вникнет о чём ему втолковывают друзья.
     Паренёк он сообразительный и понятливый, к тому же хитрости ему не занимать, сказывается семейная породистость, попросил у Минька посмотреть для начала обрез, что тут сказать, внук охотника умеет обращаться с оружием и имеет понятие, что к чему. 
         Ловко передёрнув затвор, взглянул на пустую гильзу, вогнал обратно, нажал на спусковой крючок, с достоинством оценил работу бойка, вернул обрез Миньке, говоря ребятам.
-Здесь нужны патроны тридцать второго калибра, а у моего деда совсем другого, в два раза большего, так что извините, помочь ничем не могу.
            В момент полнейшего разочарования ребят нашлась умная и сообразительная голова, внеся ясность в неразрешимую казалось бы ситуацию.
-Слышь Гурка,
                обратился к нему один из ребят,
-у нас имеется в обрезе пустая гильза.
-Нам бы несколько капсюлей, горсточку пороху и немного дроби.
-Мы и сами сможем зарядить патрон, а там сходить под гору и пальнуть.
-Тебе сразу после Миньки дадим стрельнуть.
                Мишку покорежила сказанная фраза «у нас», у кого это у нас, когда это его личный обрез и ни кому он не позволить считать его общим, но промолчал, ибо назревала возможность уговорить Вовку тайком умыкнуть у деда капсюли, пороху и дроби.
         Вовка тут же нашёлся и быстро сообразил, как выкрутиться и отказать в просьбе ребятам.
-Да вы чё думаете у моего деда всё лежит на виду?
-Заходи и бери сколько хочешь?
-Да он всё это держит в ящике под замком, а ключ носит с собой.
-Он мне не позволяет даже подходить к этому ящику, одни раз я забыл об этом, так он увидел и чуть мне уши не по откручивал.
-Так что и не просите, всё одно ни чем помочь не могу.
             На любого хитрого и изворотливого найдётся сообразительная голова, предложив иной подход к создавшейся, казалось бы не сбыточной мечте.
-Послушай Гурка, если твой дед всё это прячет от тебя в ящике и нет ни какой возможности в него забраться, то притащи нам один патрон.
-Всего один, нам для начала вполне сойдёт.
-Только не говори, что и патроны дед прячет в ящике.
-Как-то видел и знаю, что ружья и патронташ висят у вас в одном месте.
-Незаметно возьмёшь один патрон, да не ссы ты, он даже не догадается, что это ты брал.
-Мы патрон раздербаним, осторожно выковыряем капсюль, тебе вернём пустую гильзу.
-А порох и дробь разделим пополам, потом тебе и пробитый капсюль отдадим, так что твой дед и понятия не будет иметь, что у него на один заряженный патрон стало меньше.
               Вовка всё одно исхитрился и ответил ребятам.
-Сегодня не смогу это точно, а когда умыкну патрон обещаться не стану.
-Гурка, да ты вообще можешь патрон со двора не выносить, взял всковырнул, ссыпал дробь и порох, осторожно выковырнул капсюль, а пустую гильзу положи обратно.
-А вечером когда выйдешь гулять прихватишь с собой, отдашь мне или Миньке.
              Ловкий прилипала подумал Мишка о своём приятеле Ваньке Дорохове, быстро примазался к его обрезу, такого следует одёрнуть, иначе станет считать его находку общим достоянием.
         Оказавшись наедине в сторонке от играющих друзей в казаки- разбойники, Минька помахивая обрезом в опущенной руке и глядя на играющих ребят, сказал Ваньке.
-А ты Узда на мой обрез свой рот не разевай.
-Моё это моё и ни какое не наше.
-А то я смотрю больно много на себя берёшь.
-Да нужен мне Миня твой обрез, сто лет бы его не видел,
                с неким брезгливо презрительным тоном ответил Ванька.
-Хотел тебе помочь выдурить у Гурка пороху с дробью, потому так и говорил.
-Ну не себе же клянчил, а для тебя, потому и говорил, что для нас.
-Ты ж не хуже меня знаешь этого Гурка, прижимистый он, никогда ничего просто так не сделает.
-Если бы ему денег пообещали дать или поменяться, так он бы залез к деду в ящик и глазом не моргнул.
-Я же с ним через двор живу и в точности знаю все его повадки и слабые места.
-А тебя Миня он бы и слушать не стал, сразу бы в отказ пошёл.
           Слушал Мишка Ваньку и всё одно в его сказанных словах чувствовалась засевшая зависть к его обрезу, действительно он где-то был прав на счёт Вовки, такого раскрутить, как старому беззубому деду пытаться орех раскусить.

             Пройдёт несколько дней к Минке придёт сияющий Ванька, держа одну руку в кармане, не трудно было догадаться, что Вовке удалось спереть патрон у своего деда.
            Когда Минька вышел из калитки на улицу, то Ванька вынул из кармана патрон зажатый в кулаке, говоря ему.
-Во смотри Миня, выменял у Гурка на две жмени семечек.
-Ну чё, давай располовиним патрон и зарядим твой.
- Я с собой ножик взял, вырежем шомпол, газетой запыжуем.
-Тащи свою гильзу, сядем на лавочку и зарядим патрон.
-Не Узда, на лавочке нас может увидеть брат, пристанет или делать чего нибудь заставит.
-Ну его, давай  тайком в соседний двор пролезем, заберёмся в сарай и там нам даже ветерок не помешает.
               Невероятное удовольствие вскрывать патрон, ссыпать дробь, вынимать толстый пыж и  вот он в крупных чёрных кристаллах порох.
         По большей части Минька был наблюдателем и помощником у Ваньки на подхвате, не без интереса наблюдая, как у его приятеля всё ловко получалось.
                Чего только стоило выковырять и не повредить капсюль, работа ювелирная и требует большой осторожности, одно не верное движение и можно будет поставить крест на всю эту затею.
           Без капсюля и патрон не патрон, из такого и выстрелить нельзя.
    Ванька ловко орудуя ножом, поддевая с боков сумел выковырять медный капсюль, держа его на ладони, как малую крупицу драгоценного металла, подмигнул Мишке и беря у него гильзу осторожно вставил его в капсюльное гнездо и пристукивая ручкой ножа, вогнал вровень с донцем гильзы.
           На глазок разделив пополам порох, засыпали в гильзу, Минька оставшийся порох с невероятным усердием заворачивал в кусок газетной бумаги, а Ванька с деловым видом пыжевал порох.
         Порция дроби засыпана в патрон, также запыжёвывается  и патрон готов к стрельбе.
          Завернув остаток дроби в бумагу, Минька прячет в карман, а Ванька довольный выполненной работой расплывшись в улыбке и подбрасывая патрон в руке говорит.
-Ну чё Миня, пойдём под гору, испробуем патрон.
-Посмотрим, насколько далеко летит дробь из твоего обреза.
            Загоревшись этой идеей и позабыв о всякой осторожности вывалили из сарая и тут же вышла большая неприятность, Жорка, заметив брата из своего двора с недовольно озлобленной мимикой на своём лице, грозно произнёс.
-Чё там лазеете?!
-Чё там забыли?!
-Минька, а ну дуй домой, иди поможешь!
-Работы полно, а он ходит там прячется!
-Сколько говорить, чтоб не ходил в тот двор, узнает дядька Гаврюшка, будет не доволен.
-Знаешь же, что оставил нам под присмотр, так присматривай, а не води туда кого ни попало.
           Вот так всегда хорошее настроение пошло насмарку, а ведь как всё хорошо начиналось, Мишка тяжко вздохнул и говорит Ваньке.
-Пойду я Узда, не хочу брата сердить, а то он знаешь какой у меня, как что не по его, так тумаков надаёт и мать считает, что он моим воспитанием занимается.
-А его воспитание во где, поперёк горла встало, ничего скоро подрасту и тогда посмотрим кто кому тумаков надаёт.
-Злой у тебя брат Миня, будто ты ему чужой, а знаешь что?
-Вечером выходи,
                подбросив в руке патрон сказал Ванька,
-пошалим у клуба.
-А чё, устроим весёленькое развлечение, шуганём нашу пацанву.

            Вечером собравшись со своими друзьями, опять же по научению Ваньки решили по-шутковать у клуба.
         Сообразительности Узды  можно было только позавидовать, всего-то на полгода старше Мишки, а жизненного опыта по самый край, к тому же невероятный выдумщик на всякие забавные хитрости.
         Подговорив пацанов первыми прийти к клубу и распустить слух среди молодёжи, что объявилась в этих местах банда Коноря, в любой момент может объявиться и в этом хуторе, совершив внезапный налёт, а он с Мишкой при обрезе подойдут чуть позже.
           Задумка вполне соответствующая данному времени и оказалась подобно вредоносной заразе, вызвав всеобщее одобрение у ребят.
         Подойдя к клубу, когда совсем стемнело, а в окнах горел тусклый свет, Ванька подначивал Мишку пальнуть из обреза с криком выскочив из-за угла.
        Минька колебался и явно побаивался подобной выходки, всё отнекивался, в таком случае чего было не перехватить инициативу в свои руки и предложить Мишке самому выстрелить из обреза.
          Приятеля не пришлось долго уговаривать, пару вразумительных фраз и обрез уже в руках Ваньки, для большего эффекта Узда подговорил Миньку вбежать во двор с криком «Конарь, спасайся кто может» устремившись к крылечку, у которого обязательно будет толкаться хуторская молодь.
         Здорово придумано, чего бы теперь не подурачиться, вот уж будет после разговоров, когда окажется, что всё это проделки Мишки с Ванькой.
            На вбежавшего во двор и орущего Миньку смотрели, как на выходку очередной дурости, но когда под окном клуба прогремел выстрел, то все опешили, а кто-то с перепугу шмыгнул в двери клуба.
      Возможно бы, наступила развязка и можно от души посмеяться над взъерошенными с испугу что те воробьи ребятами, как тут же из клуба выбежал на крылечко хуторской председатель, уж чего не учли, так нахождения его в клубе, выкрикнувшего.
-Кто стрелял?!
-Я спрашиваю!
-Кто стрелял?!
            В таком случае лучшее спасение от нависшей угрозы спешно ретироваться, что и сделал Ванька Дорохов, шустро выбежавшего на улицу и умчавшегося в ночь.
             Его примеру последовал и Минька, побежав вслед за товарищем, забрать у того свой обрез, только из этого ничего у него не вышло, разошлись их пути дорожки.
           А председателю его помощник Володька Ерохин в момент выстрела находясь у крылечка доложил, что это был  никто иной как Дорохов Иван.
        Казалось бы, чего так взъерепенился Иван Кулешов, хуторской председатель, ну подумаешь пальнул парнишка шутки ради, ни кого не убил и не ранил, чего по такому случай поднимать шум.
           А вот и не скажите, председатель находясь в клубе так и вздрогнул, признав по выстрелу, что в ту злополучную ночь в него стреляли из этого же оружия.
         Факт на лицо и есть повод идти и арестовывать злодея.
   Случившийся переполох у клуба только придал этому случаю очередной шумихи и призыву к решительным действиям по поимке этого наглеца и привлечению его к ответственности.
       Хождение большой и шумной толпой по улице ко двору Дороховых не принёсло успеха, Ванька сбежал и будет скрываться теперь несколько дней, иначе быть ему битым кнутом.
      Его дед Григорий быстр и щедр на расправу, всыплет так, что мало не покажется, не даром только ему доверяли жеребцов-производителей при конюшне помещиков Мамкиных, ибо только ему удавалось усмирить этих своенравных лошадей.
          Не найдя Ваньку, на этом и закончились эти ночные поиски с расчётом, да и где его теперь искать, притаился где ни будь в укромном месте, опасаясь жестокой расправы, но завтра он обязательно объявиться, вот тогда ему и придётся отдуваться за все совершённые им шалости, да какие это к чёрту шалости, здесь попахивает самым натуральным бандитизмом.
          Но и завтрашний день ничего не принесёт, этот нарушитель хуторского спокойствия будто в воду канул, пропав с концами, как и Мишкин найденный обрез.

                01-02 октябрь 2025г.


Рецензии