Нужна ли нам странная архитектура?

 Посмотри на мир по-иному.

Знаете ли вы, что если бы все пошло иначе, Центр Помпиду мог бы превратиться в яйцо? В конкурсе 1969 года на создание парижского центра искусств, который в конечном итоге выиграли Ричард Роджерс и Ренцо Пиано с их вывернутой наизнанку симфонией труб, радикальный французский архитектор по имени Андре Брюйер представил предложение о строительстве гигантской яйцевидной башни . Его выпуклое здание возвышалось бы на 100 метров над улицами города, облаченное в мерцающую чешуйку алебастра, стекла и бетона, а его стены вырастали бы пышными формами в ответ на тиранию прямых линий.
«Время, — заявил Брюйер, — вместо того, чтобы быть линейным, как прямые улицы и вертикальные небоскребы, станет овальным, гармонирующим с яйцом». Его священный Oeuf будет держаться в воздухе на трех массивных ножках, а монорельс пронзит фасад и кружит сквозь конструкцию по извилистой плавающей ленте. Атриум должен был иметь форму закрытого шара, напоминающего желток.


А теперь я проведу краткую экскурсию по истории странной архитектуры в мире…. Многие здания мне удалось самому посмотреть.

Дискуссии об архитектуре обычно ведутся с точки зрения уродства и красоты, но иногда мы забываем, что здания также могут быть забавными.

Ананас Данмор в Шотландии, архитектурное безумие, построенное в 18 веке, представляет собой архитектуру с чувством юмора.

Легко увлечься разговорами об архитектурных «стилях», но иногда здание оказывается совершенно причудливым и не поддается классификации.

Как памятник Бузлудже в Болгарии, построенный коммунистами в 1970-х годах и ныне заброшенный.

Бетонный НЛО в горах.

Даже целое поселение может быть поразительно странным.

Как и Буртанж в Нидерландах, одна из нескольких деревень, построенных в старых звездных фортах 18 века.

Результат выглядит как что-то, сгенерированное ИИ, но это реальное место, и есть другие, похожие на него.

Но здесь большой диапазон.

Некоторые здания намеренно странные, и нет лучшего примера, чем здание Национального совета по развитию рыболовства в Хайдарабаде, Индия.

Это то, что мы могли бы назвать архитектурой новизны или трюка, когда дизайн заведомо глуп.

Как в случае с чем-то явно игривым, например, с перевернутым домом, или когда форма здания указывает на то, для чего оно используется.

Выставочный зал фортепиано в Хуайнане, Китай.

В противном случае некоторые здания непреднамеренно причудливы и были построены по какому-то историческому совпадению или необходимости.

Как необъяснимо узкая площадь Файв-Терло в Лондоне, построенная на участке земли странной формы рядом с местной станцией метро.

Или японские гробницы в форме замочной скважины, известные как кофу, построенные для древних императоров.

Большая часть древней архитектуры загадочна для нас, но лишь немногие из них кажутся настолько странными, если смотреть сверху, как гробницы Модзу в Сакаи, построенные в V веке.

С некоторыми структурами, такими как здание Gate Tower в Осаке, Япония — 16-этажная башня, через которую проходит шоссе, — можно только гадать, что же произошло.

Что ж, бюрократия и земельное право могут привести к странным решениям и своеобразным компромиссам...

Однако некоторые здания сознательно и вызывающе странны.


В последние десятилетия наблюдается тенденция сочетания исторического каменного здания с конструкцией из стекла и стали.

Например, здание администрации порта в Антверпене.

Есть и другие здания, которые мы могли бы назвать скорее причудливыми, чем причудливыми, например, ныне снесенное Кабаре де л'Энфер в Париже.

Или Дом с химерами в Киеве, спроектированный в 1901 году польским архитектором Владиславом Городецким.

Более-менее нормальный дом... если не считать того, что он украсил его десятками скульптур животных, как реальных, так и фантастических.

Другие здания, хоть и не причудливы, но, безусловно, необычны — и показывают, на что способна творческая свобода интуиции архитектора.


Например, уже давно ушедшее в прошлое явление проектирования водонапорных башен так, как если бы они были «настоящими» зданиями.

Рассмотрим Вроцлавскую водонапорную башню, построенную в 1905 году, как готическую фантазию.

Или что-то вроде «Стены ревности» в Ирландии.

Это не настоящие руины; это «безумие», построенное в 18 веке — то, что вы видите здесь, — это то, как здание всегда выглядело.

Безумием были архитектурные фантазии, построенные в поместьях аристократии.

Эти безрассудства варьировались от имитации греческих храмов до поддельных готических руин и чудесных диковин, таких как Апеннинский колосс.

12-метровая статуя гиганта, построенная в 1580-х годах для Франческо Медичи, с несколькими комнатами внутри, включая миниатюрный концертный зал.

Если бы вся архитектура была бесполезной, провокационной или странной формы, влияние такой странности было бы устранено.

Но иногда приятно остановиться и подумать: «Что я только что видел?»

На первой фотографии  храм Лакшми Нарасимхи Свами недалеко от Вемулавады, Индия.

Странные здания также заставляют нас задуматься, нужно ли проектировать здания так, как мы их всегда проектировали.

В эпоху коробчатых структур Фрэнк Гери уже много лет пытается сделать что-то по-другому.

Вдохновляет ли Вас танцующая архитектура   или в виде бумажных пакетов?

Действительно, в этом была вся суть модерна.

Подумайте об Антонио Гауди и его всемирно известной архитектуре Каталонии; он нарушал правила (в буквальном смысле) своими органичными формами и красочным дизайном.

Игривая, комичная, причудливая архитектура во всей красе.

Дело в том, что здания могут быть забавными или удивительными.

И учитывая, сколько горя и беспокойства существует в мире, учитывая, как часто мы проводим дни в беспокойстве и сомнениях, мы не должны забывать, что здания могут, даже на мгновение, поднять нам настроение.

Конечно, существует тонкая грань между китчем и комизмом, между вопиюще странным и приятным остроумием.

Автобусные остановки в форме яблока имеют смысл — здесь они определенно делают скучное место более интересным — но город с домами в форме яблока может оказаться слишком большим.

Мир, наполненный исключительно причудливыми зданиями, звучит ошеломляюще.

Но эти странные конструкции напоминают нам, что архитектура не должна быть только функциональной и не всегда должна быть красивой.

Иногда здание может быть просто забавным — и, возможно, нам нужно больше такой архитектуры.


Рецензии
Как простой пешеход я скажу, что не знаю. Музей Помипиду мне не понравился.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   02.10.2025 20:12     Заявить о нарушении
Я с солидарен с Вами с этим вопросом.
Доброго здоровья
Анатолий

Анатолий Клепов   02.10.2025 21:32   Заявить о нарушении