Всадник на Белом Коне - Эго в Одеждах Апокалипсиса
Книга Откровения Иоанна Богослова, или Апокалипсис, на протяжении веков была объектом напряженного богословского спора и мистического толкования. Центральное место в ней занимают образы Четырех Всадников, символизирующих кары, которые обрушатся на человечество. Традиционная христианская экзегеза, восходящая к таким авторитетам, как Ириней Лионский и Андрей Кесарийский, отождествляет Первого Всадника, венценосного лучника на белом коне, с самим Христом или с торжествующим Евангелием[1]. Однако если применить к этому архетипу психоаналитическую и философскую оптику, возникает радикально иная, и возможно, более тревожная интерпретация: Первый Всадник — это не спаситель, а воплощение человеческого Эго, облачившегося в маску абсолютной праведности и отправляющегося на завоевание мира, что в конечном итоге ведет к его уничтожению.
Базовый символизм образа, изложенный в Откровении (6:2), двойственен: белый конь — цвет чистоты и победы, лук в руках — оружие дальнего боя, символизирующее силу и агрессию, венец — атрибут власти и царственности. Именно эта двойственность позволяет рассматривать Всадника не как однозначное добро, а как гибридный образ. Он использует атрибуты святости (белизна, венец) для целей, по своей сути являющихся завоевательными и насильственными (лук, «победа чтобы победить»). Это идеальная метафора для *ложного эго* — психологической конструкции, которая маскирует личные амбиции, жажду власти и проект тотального контроля под видом миссии, божественного права или высшей истины.
Таким образом, возникает парадокс: то, что церковь исторически почитала как образ Христа, может быть его самой изощренной подменой. Христос в евангельской традиции — это смиренный слуга, отвергающий земное царство («Царство Мое не от мира сего», Ин. 18:36), пришевший не для того, чтобы «ему служили, но чтобы послужить» (Мк. 10:45). Всадник же на белом коне — это фигура триумфалистская, агрессивная и имперская. Если следовать этой логике, институциональная церковь, особенно в периоды своего наивысшего мирского могущества (например, во времена крестовых походов или инквизиции), часто концентрировалась не на учении Христа, а на этом самом *ложном эго*. Она облачала свою волю к власти в белые ризы праведности, сажала ее на белого коня догматической непогрешимости и отправляла в путь, чтобы силой подчинить себе мир[2].
Этот процесс не ограничивается религиозными институтами. В современном мире та же самая энергия проявляется в идеологиях, претендующих на абсолютную истину, будь то тоталитарные режимы, слепая вера в научно-технический прогресс или радикальные политические доктрины. Во всех этих случаях человеческое *Эго*, коллективное или индивидуальное, убеждает себя в собственной непогрешимости и, облекшись в маску спасителя человечества (будь то расы, нации или «светлого будущего»), начинает свой победоносный путь. Оно не ведет диалог — оно побеждает. Не убеждает — оно завоевывает.
Конечный путь этого Всадника предопределен логикой его собственной природы. Эго, основанное на дуализме «я/другие», на противопоставлении и доминировании, не может созидать — оно может лишь подчинять и ассимилировать. Его победа является пирровой, так как, уничтожая инаковость, разнообразие и саму свободу, оно уничтожает ту самую жизнь, которую якобы стремится спасти или возглавить. Завоевав весь мир, оно оказывается в пустыне, им же созданной. Таким образом, Всадник на белом коне ведет не к Царству Божьему, а к духовной и экзистенциальной катастрофе, открывая дорогу трем другим всадникам — Войне, Голоду и Смерти[3].
Следовательно, апокалиптический образ Первого Всадника можно читать не как откровение о пришествии Христа, а как суровое предупреждение о самой опасной форме соблазна: *подмене истинной духовности ее эгоистичной, насильственной и деструктивной имитацией*. Задача человека, стремящегося к подлинному преображению, заключается не в том, чтобы воссесть на этого белого коня, а в том, чтобы *превзойти* его, распознать в себе самом этот импульс к духовному завоеванию и победить его через смирение, сострадание и отказ от тотального контроля. Истинный путь лежит не в облачении Эго в святые одежды, а в его растворении, чтобы в сердцевине личности мог проявиться не всадник с луком, а тот, кто въехал в Иерусалим на ослике.
Список литературы
[1] Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис. — М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.
[2] Кэмпбелл, Дж. Тысячеликий герой. — СПб.: Питер, 2020. — Глава V. — (Анализируется архетип героя-завоевателя и его теневая сторона).
[3] Юнг, К. Г. Ответ Иову. — М.: АСТ, 2021. — (Работа посвящена психологической интерпретации библейских образов, в частности проблеме теодицеи и природы зла).
[4] Николл, М. Новый человек: объяснение некоторых смыслов и значений Евангелий. — М.: Изд-во Чернышева, 1995. — (Автор, ученик Гурджиева, подробно разбирает концепцию ложной личности и ее противопоставлению подлинному «Я»).
[5] Толкин, Дж. Р. Р. Властелин Колец. — Любое издание. — (Художественная иллюстрация темы: образ кольца всевластья как метафора соблазна абсолютной власти, которая уничтожает своего носителя, облачаясь в благие намерения).
[6] Оруэлл, Дж. 1984. — Любое издание. — (Роман-антиутопия, блестяще демонстрирующий, как эго тоталитарной системы маскируется под абсолютное добро, уничтожая индивидуальность и реальность).
Редактор, Принц Крыма и Золотой Орды, Посол, Доктор Виктор Агеев-Полторжицкий
Свидетельство о публикации №225100201324