Замок и башня Монтесаркьо, Кампания, Италия

На гребне массива Монте Табурно-Кампозауро, откуда открывается панорама на всю долину Каудина и окрестности, стоит средневековый замок Монтесаркьо. Появился   здесь он не просто так. Это стратегическая точка: через долину проходила самая значимая в древности Апиева дорога, связывавшая соседние регионы Апулию и Кампанию, города Бари, Неаполь и Рим. Поэтому укрепление на перевале имело архиважное и архинужное значение для контроля торговых и военных путей.
Первые укрепления на горном перевале Южных Апеннин появились ещё до прихода римлян. Затем пошло-поехало: римляне, лангобарды, норманны, позже - анжуйцы и арагонцы. И все без исключения норовили за собой застолбить это место. А чтоб ничьи загребущие ручонки на него не позарились, строили здесь свою крепость.
В 14 веке арагонцы решили, что они в Италии навсегда. И с чрезмерным энтузиазмом настроили замков и крепостей. И замок Монтесаркьо своим появлением тоже обязан  именно им. Правда, арагонцы всего лишь расширили и укрепили цитадель, которая им  досталась в наследство от норманнов. А норманны не одну собаку съели на возведении крепостей.  Их архитектурный стиль - простая геометрия, строгие формы,  массивные крепостные стены. Всё ради обороны. Ну, а зачем военному укреплению архитектурные излишества? Арагонцы лишь слегка внесли в суровый норманнский стиль элемены ренессанса. Вышел замок как настоящий вояка: грубый камень, толстые стены, приземистая башня и ни намёка на дворцовый комфорт.
Вот и получается, что замок Монтесаркьо — это пример средневеково-ренессансной военной архитектуры, с наслоениями от норманнских укреплений до бастионов XV века. И  это не тот случай, когда замковые башни стройно тянутся к небу, все в зубцах и романтике.
И всё же у замка Монтесаркье есть изюминка. Её часто рассматривают как отдельный объект. Самая примечательная постройка замка — круглая башня, которая больше похожая на громадный барабан. Да такой, что если б кто  решил задать марш по всей долине Каудина, инструмент у него уже был бы готов, только палки надо подобрать потолще.
В этом «барабане» когда-то томились узники. Здесь содержались политзаключённые и революционеры, в том числе участники итальянского народно-освободительного движения за возрождение объединённой Италии, более известного как Рисорджименто. С 1830 по 1945 годы замок  служил тюрьмой, и стены его помнят куда больше стонов и проклятий, чем рыцарских песен.
В 1861 году после создания государства Италия, все политические узники тюрьмы замка Монтесаркьо вышли на свободу, а новые, противники монархии заселились в её тесные казематы. После Второй Мировой войны какое-то время замок пустовал, с каждым годом уверенней переходя в категорию заброшенных. Но в 60-х годах ему нашли новое применение. Бывшую тюрьму превратили в сиротский приют.
История любит иронию: с 2007 года в  стенах бывшей политической тюрьмы  находится Национальный археологический музей долины Каудио. И главный экспонат вовсе не оружие и не доспехи, а… ваза. Причём такая, что даже самые равнодушные к античности люди начинают таращиться. Считается, что это одна из самых красивых в мире античных ваз. У неё даже имя есть - Кратер Астеаса.
Астеас - греческий вазописец ( была же профессия), живший в IV веке до н. э. Его посуде сильно повезло остаться в живых. Керамика, которой две с половиной тысячи лет, пережила войны, катаклизмы, землетрясения, осады  и теперь стоит под стеклом, сияя куда ярче современной майолики.
Замок на перевале древнейшей дороги  по-прежнему глядит свысока на город. Только внутри теперь вместо кандалов — витрины, а вместо надзирателей — экскурсоводы. Что ж, времена меняются, а замок с башней-барабаном всё стоит.


Рецензии