Венок сонетов Марины Айвазовского

Магистрал венка киммерийских (крымских) сонетов -
http://stihi.ru/2025/09/23/5201 "Девятый вал" И.К.Айвазовского:

Девятый вал воспевший Айвазян,
По-русски – Айвазовский, стал Иваном.
В пространстве живописном, мире славном,
Достаточно армян, славян... Землян.

Храним благословенный Божий дар.
Искусство держит смело свой удар.
Полны марины таинств Посейдона.

С полотен можно многое познать –
Историй вдохновенных не унять,
Твореньям близок пафос эталона.

Киммерия хранит секрет времён
Костром феодосийского заката,
Картинным серебром, сапфиром, златом
Восторг мечты в трагичный фон вплетён.
23.09.2025 16-10

1. "Неаполитанский залив"

Девятый вал воспевший Айвазян,
В Италии писал свои марины,
Неаполь воспевал ультрамарином,
Вдоль моря посетил немало стран.

В лазурном небе плещется закат,
И золотом, стекающим, стократ
Залив обогащается бесценно.

На фоне потускневших островов
Пронзают небо пики парусов,
Ласкает море штиль благословенный.

Темнеет. Рыбаки ложатся рано,
Но в лодке, может, этруски плывут?
Художник посылает им салют:
По-русски – Айвазовский, стал Иваном.
01.10.2025 18-55

2. «Чесменское Сражение»

По-русски – Айвазовский, стал Иваном
Великий гениальный маринист,
В его полотнах слышен ветра свист,
И в штиле погребённая нирвана.

"Чесменское сражение" в ночи –
Турецко-русской битвы монумент,
Жестокой схватки, Хаоса фрагмент.

Взрывались в небе адские лучи
Ликующим пожаром преисподней.
Суда тонули, став на дне свободней.

В подлунном той марине, схватке главной,
В Эгейском море пал турецкий флот:
Руси победный символ* и оплот
В пространстве живописном, мире славном.
23.09.2025 18-18

3. «Синопское Сражение»

В пространстве живописном, мире славном,
Не чужды маринистам дни боёв,
Когда волну пронзает бомбы рёв,
Сражение становится неравным.

Нахимов победил в Синопской битве,
Которой посвятил холсты творец –
Больших полотен ма;стерских венец.

Клокочет море в яростной молитве,
Сгорает флот турецкий под конец,
Отважен стук несломленных сердец.

Багров король английский без румян,
Неистов, и на Крым идёт эскадрой,
Но выстоит в картинах, мега-кадрах,
Достаточно армян, славян... Землян.
01.10.2025 19-53

4. «Радуга»

Достаточно армян, славян... Землян
Писали живописные картины,
Огромные холсты аквамарина,
В которых раскрывается талант.

"Вот "Радуга" – обычный, вроде, шторм,
Но мастер от своих отходит норм,
Тонами разрушает сталь оков.

Вода – как пена облака в раю,
И гибнущие – в бездне на краю...
Шедевр приобретает Третьяков.

Светлеет драматичности пульсар.
На шлюпках пощадит спасённых море.
Потонет с кораблём в рыданье горе.
Храним благословенный Божий дар.
23.09.2025 19-26

5. "Ночь на Чёрном море"

Храним благословенный Божий дар.
Полна Луна таинственной печали,
И парусник плывёт, в ночи отчаян,
В лучах её волнения и чар.

Пролит на тучи бледный хризолит.
Вода под серебром слегка струится.
Уже устали плыть по небу птицы.

По морю одинокий бот скользит.
И нет картины той вокруг прелестней,
Хранит её музей марин в Одессе.

Светило остужает в полночь жар,
Марина переполнена приливом,
И плещет воды на берег игриво.
Искусство держит смело свой удар.
02.10.2025 02-08

6. «Чёрное Море»

Искусство держит смело свой удар.
И в "Чёрном море" где-то каравелла,
Обходит штормовой судьбы пределы,
Развеивая а;спидный кумар.

Граница горизонта – штрих мечты,
И кажется, что там не сгинешь ты:
Разгладит волны Тот, что видит свыше.

Велик реалистичности исток,
Эпично в глубине, штормящей, Бог
Мольбы на том судёнышке услышит.

Предзимье и предсмертной хмари зона,
И где-то там надежда на спасенье,
Всесветное сильно благословенье.
Полны марины таинств Посейдона.
23.09.2025 19-56

7. «Кораблекрушение в Бушующем Море»

Полны марины таинств Посейдона.
Погибшими судами полон шторм,
Всклокоченный ворчливый Черномор,
Промчится по Азову к устью Дона.

А после разрушения - тоска,
И грудами разнузданные доски,
Полосками разорваны матроски.

Взирает зорко око свысока,
На бурей омрачённую палитру,
Сквозь толщи туч подмигивает хитро.

Тот гнев, казалось, долго не унять,
Но море, затихающее, стонет,
Оно у самого себя в полоне.
С полотен можно многое познать.
02.10.2025 2-52

8. «Кораблекрушение у Побережья Чёрного Моря»

С полотен можно многое познать
О том как терпят бедствие в пучине,
Судьба пропишет следствие причине,
Которую пытались обуздать.

Пустынный берег мрачно одинок,
Бушующее море непреклонно,
Тростинкой стал корабль многотонный.

И только Айвазовский видеть мог,
Жестокую картину разрушений,
В ужасной мощи бури без сомнений.

И вновь Природа гонит ветер вспять,
Отторгнутых мрачнеющей палитрой
Потопит в глубине бездушной гидрой:
Историй вдохновенных не унять.
23.09.2025 20-44

9. «Черноморский Флот в Феодосии»

Историй вдохновенных не унять,
Картины мастер с воздуха писал,
А после рисовал остроги скал,
Насыщенную жизнью моря гладь.

Вот гавань Феодосии в тиши,
На якоре флотилии громада,
И солнцу, облакам марина рада.

Попробуй лесом мачты напиши,
А хочешь паруса надуй ветрами,
Мечты, воображение меж нами.

Скользит корабль Апостолов вдоль склона,
Линейный флагман пушками богат,
Левее на посту красавец – брат.
Твореньям близок пафос эталона.
02.10.2025 3-37

10.«Бриг „Меркурий“, Атакованный Двумя Турецкими Кораблями»

Твореньям близок пафос эталона.
Враги не застрахованы от бед.
Полна Россия радости побед.
На гребнях волн – сражение и стоны.

"Меркурий", одолевший "Реал-бей" -
Не просто бриг – Герой в картине славы,
В музее Феодосии по праву.

Отчизна помнит много кораблей,
Что стойко удержали флаг державы,
Корону укрепив и герб двуглавый.

В энергии картины окоём,
Взрывающий в пылу сражений пушки,
О том писали Лермонтов и Пушкин.
Киммерия хранит секрет времён.
23.09.2025 21.27

11. «Отбойная Волна»

Киммерия хранит секрет времён,
И Волны Айвазовского бессмертны,
Гонимы беспощадно мощным ветром,
Как будто он Лукавым сотворён.

Избави нас, Всевышний, от штормов,
От ярости отбойного теченья,
Внуши нам свыше праведность ученья.

Вытаскивай нанизанный улов,
Огромным клёвом светлого спасенья,
Всё только с Твоего Благословенья.

Последняя «Волна» - предсмертья дата…
Крылата бирюза и пышна пена.
Напомнит о себе Творец степенно
Костром феодосийского заката.
02.10.2025 4-15

12. «Среди Волн»

Костром феодосийского заката
Не все полотна мастера горят,
Не все шторма и бури ставят в ряд,
Того чем Третьяковская богата.

Порой морской пейзаж бросает в дрожь
И хочется воскликнуть: "Не тревожь!"
Владыке-Люциферу с громом молний.

Скалистый берег в ярких вспышках зла,
Змея, мечом карая, вглубь сползла,
То грозный Сатана свой долг исполнил.

Маячит время адским циферблатом,
Спиралью разгоняя бег времён,
Средь волн Иван Айвазов оценён
Картинным серебром, сапфиром, златом.
23.09.2025 22-02

13. «Лунная ночь на Капри»

Картинным серебром, сапфиром, златом
Святая эта ночь всегда богата,
Луна – как воплощенье циферблата,
Разлита медь и мчит к мечте регата.

Алеет на корме просвет огня,
На полных парусах идёт прекрасный
Корабль, что несёт на Капри счастье.

Умчи туда, художник, и меня,
В индиго этих туч и неба выше,
Там ангелы всё видят, знают, слышат.

И нет других народов и племён,
Которым был бы ближе Айвазовский,
Он русский остров таинств философских.
Восторг мечты в трагичный фон вплетён.
02.10.2025 4-47

14. «Лазоревый грот. Неаполь»

Восторг мечты в трагичный фон вплетён:
На Капри грот — Неапольское диво
Сияет голубой внутри красиво,
Под толщей скал, задумчивых времён.

Вплывает лодкой в тень пещеры свет,
Лазоревым подсвечивая воды,
Попавший в чудный мир лишён свободы.

Пленённый ищет тщетно амулет
На дне бассейна в толще сновидений,
В них Август Копиш вплёл венец творений.

Фантазией художник обуян.
Под-горний мир спокоен даже в бурю,
И дальше поражать спешит культуру
Девятый вал воспевший Айвазян.
23.09.2025 22-45
___________________________
* — После Чесменского сражения русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. В июле 2012 года президент России Владимир Путин подписал поправки в закон № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», которые дополняют перечень дней воинской славы датой 7 июля — Днём победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении
______________________________________

Сонеты к 15 маринам Айвазовского:
Магистрал: «Девятый вал»

1. «Неаполитанский Залив»
2. «Чесменское Сражение»
3. «Синопское Сражение»
4. «Радуга»
5. «Ночь на Чёрном Море»
6. «Чёрное Море»
7. «Кораблекрушение в Бушующем Море»
8. «Кораблекрушение у Побережья Чёрного Моря»
9. «Черноморский Флот в Феодосии»
10.«Бриг „Меркурий“, Атакованный Двумя Турецкими Кораблями»
11. «Отбойная Волна»
12. «Среди Волн»
13. «Лунная ночь на Капри»
14. «Лазоревый грот. Неаполь»
_______________________________________
Иван Константинович Айвазовский, Гайвазовский (арм. Ованнес Айвазян (Айвазов); 17 [29] июля 1817, Феодосия, Таврическая губерния, Российская империя — 19 апреля [2 мая] 1900, там же) — русский живописец и график, один из самых известных маринистов XIX века, коллекционер и меценат. Живописец Главного морского штаба (с 1844), действительный тайный советник. Академик (с 1845), профессор (с 1847) и почётный член (с 1887) Императорской Академии художеств; почётный иностранный член ряда художественных обществ европейских стран.


Рецензии
Классно сделала сонеты, Наташа, хотя если по науке сонет - это когда крайняя строчка одного четверостишья является началом следующего... попробую найти пример у Фролова... а пока прочти - http://proza.ru/2023/09/15/833

Обнимаю, ВВЧ.
Пушкину! Константин Фролов-Крымский
Россия Поэтическая Эстафета
Пушкину (венок). Константин Фролов Крымский.
http://stihi.ru/2009/09/20/6218
Россия Поэтическая Эстафета.
http://www.stihi.ru/2017/01/25/1830
Грамматики и Гёте, и Дюма
Как детище Европы просвещённой
Звучали часто и в России сонной -
В благопристойных родовых домах.
Простой же люд не напрягал ума
И говорил, в отличье от учёных,
Закусывая яблочком мочёным,
Как говорила родина сама.
Но изменить порядок пробил час:
Мыслительный прогресс заставил нас
Реформу языка взвалить на плечи,
Трудом самоотверженных мужей
Богатство лиц, времён и падежей
Употребляя для славянской речи.
-«-
Употребляя для славянской речи
Остроты галлов, готский лаконизм,
Мы оживили древний организм,
Как будто в фонарях сменили свечи.
Не то, чтоб нам хвалиться было нечем,
(Мол, где известный наш патриотизм?)
Но всё благое может искалечить
Плебейский местечковый эгоизм.
Влиянье на державу мыслей новых
Мы отмечаем со времён петровых.
И Ломоносов это понимал:
Кто чёткую физическую норму
Вправлял и в поэтическую форму,
Тот русский слог над миром поднимал.
-«-

Он русский слог над миром поднимал,
Тот, чья душа всегда была свободна,
Чья мысль была чиста и благородна,
Как вдохновенья светлый идеал.
Он Музе восхитительной внимал
У родников поэзии народной
И старые традиции ломал
Со свойственной настырностью природной.
И на фундамент из былых побед,
Который созидали много лет
Его высокомудрые предтечи,
В безвременное пользованье нам
Он языку воздвиг изящный храм -
И тем уже себя увековечил.
-«-

И тем уже себя увековечил
Поэт на лоне чистого листа,
Что лёгкие, изысканные речи
Вложил в простонародные уста.
Как вздох, его поэзия проста.
Его талант Всевышним был отмечен,
А слог - и невесом, и безупречен,
Как бабочка, вспорхнувшая с куста.
Чтобы плодами мысли насладиться,
Душа всегда обязана трудиться,
Поскольку главный плод - она сама!
Но постепенно изменяя вкусу,
Подвержены коварному искусу
И мы, хоть и не лишены ума.
-«-

А мы, хоть и не лишены ума,
На разные европеизмы падки.
Мы слепо принимаем их порядки
И вносим нравы их в свои дома.
И в душах происходит кутерьма:
На блеск фольги мы мчимся без оглядки.
Свет истины от нас укрыл туман,
Как тот сорняк, что забивает грядки.
Нам проще изучить английский сленг,
Чем собственный язык поднять с колен!
Как люд к своим богатствам бессердечен!
Нет времени копаться в словарях.
И мы, себя не утруждая зря,
Пред чуждыми словами бисер мечем.
-«-

Пред чуждыми словами бисер мечем.
Низкопоклонство на Руси в чести.
Оно - наш крест, который давит плечи.
И Бог весть, сколько нам его нести.
Синица, крепко сжатая в горсти,
Дороже нам, чем быстрокрылый кречет.
Что ж, нынче и ребенок лет шести -
И тот по-иностранному лепечет.
Но, словно откровение молитвы,
Язык с душою воедино слиты.
В то верит и Неверящий Фома.
Без этого не будет человека.
Так отчего же на исходе века
Наш лексикон, как бедная сума?
-«-

Наш лексикон, как бедная сума,
Обчищенная грязными руками,
Замусорен словами-сорняками
Лишь по причине скудости ума.
Когда в дому разруха и чума,
Лукавый управляет простаками,
И все углы забиты пауками -
Над разумом владычествует Тьма.
Затеяна нечестная игра:
За ценность выдаётся мишура.
Заказчик же, как прежде, не замечен.
Он платит, чтоб скорей иссяк родник,
И очень рад тому, что наш язык
Беспомощен, безграмотен, увечен.
-«-

Беспомощен, безграмотен, увечен
Слог человека, ставшего рабом.
Не важно, есть ли у него свой дом,
Из рядовых, иль званием отмечен.
Пусть он материально обеспечен,
Добившись этого своим трудом.
Мир дорогих вещей - его Содом,
Поскольку он душевно искалечен.
Ракушкой ограничен кругозор:
Автомобиль, квартира и забор.
Работа - беспросветная морока.
Продал, купил, затраты, барыши...
А в глубине измученной души -
Озёра, обмелевшие до срока.
-«-

Озёра, обмелевшие до срока
В отсутствии целебных родников -
Печать неизлечимого порока,
Болезнь золотоносных рудников.
Мы остудили души ненароком
В то время как на рубеже веков
Язык наш вновь шагнул по воле рока
Через границы всех материков.
Там, на сплетенье мировых дорог
В их мир ворвался наш певучий слог
Разрядом электрического тока!
Аборигены северной страны,
Колодцы, что давно иссушены,
Наполните из вечного истока!
-«-

Наполните из вечного истока
Свои опустошённые сердца!
Пусть упадут на дно души глубокой
Всегда скупые речи Мудреца.
Порою он царапает жестоко
Обидным словом, не подняв лица.
Порою недописанные строки
Понятны так, не требуя конца.
Свободой комбинаций и звучаний
Приставок, суффиксов и окончаний
Язык наш в целом мире несравним.
Его создали русские поэты.
И чтоб навеки убедиться в этом,
Читайте Пушкина! Живите им!
-«-

Читайте Пушкина! Живите им! -
Создателем «Руслана и Людмилы».
Его стихи всегда для сердца милы
Прикосновеньем радостным своим.
Поэта светлый дух неутомим,
Он в каждого свои вселяет силы,
К нам вырываясь из оков могилы,
Через века понятен и любим.
И пусть вы от искусства далеки -
Над сутью неоконченной строки
Задуматься не бойтесь ненароком.
И томик раскрывая каждый раз,
Тончайшей филигранью точных фраз
Спасайте свой язык от злого рока.
-«-

Спасайте свой язык от злого рока,
Висящего незримо над страной.
Её пытал нещадно век жестокий
Нашествием, предательством, войной.
Оплачена немыслимой ценой
Обратно к Храму долгая дорога.
Она явилась в качестве пролога
К выздоровленью Родины больной.
Но в годы катастроф и потрясений
Поэт нас властно поднимал с коленей.
Его искусство - магии сродни:
Достаточно лишь нескольких мгновений -
И дух ваш укрепит великий Гений
Лишь соприкосновением одним.
-«-

Лишь соприкосновением одним
С полётом мысли, облечённой в слово,
Заблудший странник путь находит снова,
Увидев путеводные огни.
Его ведут без устали они
К открытьям, разбивающим оковы
И с вечных тайн срывающим покровы,
(Но не священных, Боже, сохрани).
Так отличайте ж высшие дары
От суетной блестящей мишуры,
Детей уберегая от порока.
С рожденья - до прощанья у дверей
Знакомьте сыновей и дочерей
С твореньями Поэта и Пророка!
-«-

С твореньями Поэта и Пророка
Наш дух воистину непобедим.
Он нас ведёт в сражении жестоком
Вперёд к победе, сквозь огонь и дым.
Француз кудрявый, немец синеокий,
С червём завоевателя в груди,
Не раз пытались нас поработить,
Посмев распоряжаться волей Рока.
Пред языком, как пред сибирской стужей,
Бессильно смертоносное оружье!
Глупец, кто этого не понимал.
И пусть надменно и недоумённо -
Склоняются в почтенье церемонно
Грамматики и Гёте, и Дюма!
-«-

Грамматики и Гёте, и Дюма
Употребляя для славянской речи,
Он русский слог над миром поднимал -
И тем уже себя увековечил!
А мы, хоть и не лишены ума,
Пред чуждыми словами бисер мечем.
Наш лексикон, как бедная сума,
Беспомощен, безграмотен, увечен.
Озёра, обмелевшие до срока,
Наполните из вечного истока -
Читайте Пушкина! Живите им!
Спасайте свой язык от злого рока
Лишь соприкосновением одним
С твореньями Поэта и Пророка!

Полковник Чечель   18.11.2025 21:50     Заявить о нарушении
Так у меня в венке так и есть.
Крайння строка предыдущего сонета - первая строка следующего.
Я на сонетах и венках собаку уже съела, ни один сборник с ними выпустила.
Другое дело, что сонеты разные бывают: английские (Шекспировские), итальянские, французские, киммерийские (Крымские), у меня как раз киммерийский венок.
Спасибо, что заглянули.

Наталья Иванова 2   21.11.2025 18:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.