В защиту Порфирия Головлёва по прозвищу Иудушка
Написал Михаил Евграфович роман – «Господа Головлёвы». О богатой помещичьей семье. И есть там центральный персонаж – Порфирий Головлёв. Служил чиновником, выслужил пенсию, в отставке, естественно, поселился в своём богатом поместье. Естественно – дворянин. И все его не любят, этого Порфирия, за глаза обзывают «Иудушкой», мол, в глаза он улыбается, а за глаза чего-то, якобы, нехорошее делает.
Иудушка – вежливый, хлебосольный, любит поговорить, в разговоре любит припустить всяческого христианства, ласковости и моральности. Верующий, естественно, – в тогдашнее время в России беспорочно прослуживший дворянин, чиновник – само собой, ярый православный, иначе нельзя было. Вот Иудушка и любит подчеркнуть своё христианство-православие.
Ну и что? В чём тут порочность? Сумел стать наследником богатейших поместий своих родителей, так братья его – ни то, ни сё, вот и оказался самым подходящим наследником. Это что – порок? Если родня – идиоты, то, естественно, всё само собой и падает в руки умного сына.
Живёт себе Иудушка в деревне, скучает, ест, спился, правда, только к самому концу жизни, а так жил ничего – образцовый хозяин, скромный и законопослушный. Двое сыновей, вдов.
И тут начинается! Ах, он, якобы, как-то не так обращается со своими сыновьями. Враньё! Нормально обращается, не балует.
Один из его сыновей возьми да женись, не имея за душой никаких доходов, никакой службы или работы. Очередной головлёвский идиот. И что делать его отцу? Стерпел – чёрт с тобой, женись на ком хочешь, хоть и по-дурацки! Так ведь мало этого сынку-паразиту неблагодарному – народил детей, семью кормить нечем! А о чём думал, когда женился? Стал клянчить у отца, то есть у Иудушки, деньги – пожалей, мол, жрать нечего! Ага, а когда ты, дурак, женился, отца не спросив, о чём думал? Вот-вот, сам женился – сам и зарабатывай! Это – полезно – слезть, наконец, с отцовской шеи и самому кормить собственную семью!
И что вы думаете? Покончил с собой этот сынок-паразит! Самоубийство совершается в ходе бурного развития острого психоза. Сынок-самоубийца – просто больной человек. Почему это вдруг кто-то смеет обвинять в этой смерти … Иудушку?! Не в чем отца обвинять! Психа хоть золотом завали по самую макушку – он всё равно покончит с собой. Потому что это – болезнь. И отец здесь не при чём.
Второй сынок – тоже не сахар. Офицер. Ну, понятно, – пьянки-гулянки, потаскушки-игрушки, в том числе и азартные игрушки. Проиграл в эти азарты казённые деньги – тыщи! Грозит дураку военный трибунал, разжалование, изгнание из армии, ссылка в Сибирь. Папа, спаси, требует у отца, - у тебя деньги есть! Ага, - папа! Папа за тебя, идиота, заплатит, а ты будешь и дальше играть?! И по миру папу пустишь?! А сам всё равно кончишь Сибирью?! Накося – вкуси, неблагодарный отпрыск! Сам накакал – сам и отвечай! Не будет тебе никаких отцовских помощей.
Этот прощелыга сынок заболел от страха перед судом, да и умер.
Ну, в чём тут виноват Иудушка?! В чём?! Два взрослых дурака ведут себя по-дурацки. Конечно, возможно, как-то не так Иудушка воспитывал своих сыновей. Как – не так? Воспитывал – как все тогда воспитывали – сначала дома, потом в интернатах, военных училищах. Тут проблема в том, что воспитывает не только отец, а вся обстановка общественная. А обстановка эта – поганая, надо сказать. Молодые офицерики играют, жизнь свою на кон ставят. Ну, а уж психоз склонности к самоубийству – тут и опытнейшие психиатры часто только руками разводят, ничего, кроме смирительной рубашки, предложить не могут!
Вот я и не понимаю, в чём можно обвинить Порфирия Головлёва по прозвищу «Иудушка». Не виновен он ни в чём. Непорочен. Напрасно на него уже сто пятьдесят лет набрасываются.
Кстати, говорят, Михаил Евграфович писал своих «Господ Головлёвых» … со своих дворянских родственников, то есть реально описывал реальных людей. В дворянской, тем более помещичьей среде конфликты среди родственников были обычным делом. Насмерть ругались. Из-за поместий. Просто от злого, неуживчивого нрава. Из гордости дворянской. Михаил Евграфович имел нрав дворянский, то есть злой, ругливый, надо и не надо ругался, направо и налево!
Так что возвёл сатирик напраслину на своего родственника Иудушку. Оклеветал. Сатирик – что с него возьмёшь! Ради красного словца не пожалеет и родственника.
Свидетельство о публикации №225100201713