Клише основного инстинкта

Посмотрела совершенно потрясающий по психологической глубине и масштабу проблемы американский сериал, он называется "Защищая Джейкоба".  Потрясло меня следующее. Герой - подросток, единственный сын не просто в благополучной,  а в сверх благополучной семье. И отец и мать по нескольку раз на дню твердят: мы тебя любим. При этом родители искренне любят и с уважением относятся к деятельности друг друга. Семья вполне успешна и в материальном плане. По ходу действия выясняется, что у отца есть потаённая детская травма, но она не оказывает никакого влияния на его отношение к семье. Травма заключается в том, что его собственный  отец, то есть дед подростка, осуждён на пожизненное заключение за изнасилование и убийство женщины. При этом отец занимает должность помощника окружного прокурора, то есть выступает обвинителем на судебных процессах. И, видимо, именно тут каждый раз проигрывает свою детскую травму, как бы обвиняя своего отца и вынося ему приговор.

Так вот: этот самый подросток по имени Джейкоб оказывается подозреваемым в убийстве своего одноклассника. И в ходе следствия, во-первых, выясняется, что одноклассник всячески глумился над героем, унижая его (и не только его), всеми возможными способами, в частности, обзывая гомиком. А во-вторых, Джейкоб крайне странно демонстрирует свою вероятную причастность к убийству. Утверждая, что отпечатки его пальцев на одежде убитого - результат его желания помочь ничком лежащему однокласснику, а дальнейшее молчание лишь следствие испуга, он, по свидетельству друзей, ничуть не испуган и реагирует на известия об убийстве шуткой. Кроме того, спустя три дня после убийства он публикует рассказ о том, как именно некий подросток убил своего врага.

В ходе повествование вина героя так и остаётся в формате предположения. Виновным назначают совсем другого человека, робкого педофила, ни разу не задержанного, а скорее, именно этим прославившегося. И здесь ещё интереснейший сюжетный ход: в ситуацию неожиданно вмешивается дед. Необходимость генетической экспертизы вынуждает отца героя наконец-то встретиться с собственным отцом. Тот, как выясняется, отслеживает ситуацию по телевизору и наконец-то обретает смысл своей жизни: он отправляет своего приятеля гангстера и даёт ему подробные инструкции. В начале гангстер просто следит за семьей для того, чтобы защитить от естественный агрессии жителей. А потом заставляет педофила написать признательные показания и душит его. С мальчика снимают обвинения, поскольку есть признательные показания мертвеца, который, якобы, покончил с собой. Отец Джейкоба в конце концов догадывается о происшедшем и на свидании со своим отцом задаёт ему прямой вопрос. Дед не признаётся в содеянном, но произносит довольно ясную фразу: "У тебя, сын, есть выбор - быть хорошим отцом или хорошим человеком. Я не был хорошим отцом и не был хорошим человеком". То есть у деда выбора не было в силу вероятных обстоятельств. Пожалуй, это ключевой момент фильма: реальная свобода выбора между моральным кодексом социальных и профессиональных нормативов и интимной жизнью духа современного мужчины: мужа и отца.

Финал трагичен. Совершенно измотанная мать уже не верит в невиновность сына и пытается допросить его сама. Оба едут в сильный дождь в машине, мать увеличивает скорость, сын просит её остановиться, и уже кричит в ответ на её допрос: "Да, это я убил, только остановись!" Машина врезается в опору моста, у матери травмы, сын впал в кому. Финальная боль матери о том, что сын выздоровеет, но не простит ей её подозрений.

Тут удивительно то, что мы уже хорошо знакомы с бесчисленными сюжетами, в которых убийца - жертва семейного неблагополучия. Здесь же всё ровно наоборот: благополучный подросток играет роль палача и реально или символически убивает того, кто стремится парализовать его идентичность и с усмешкой подвергает сомнению его сексуальную ориентацию. И вся доброта, и вся семейная радость, которую буквально культивируют его родители, оказывается совершенно непригодной при столкновении с жестокостью социума. Родительская любовь не может защитить подростка от нападок и унижений сверстника. Спасает подростка от тюрьмы дед-убийца. А любящая мать до такой степени отчаивается, что внезапно сама претендует на роль убийцы.

И вот как-то так получается, что в абсолютно прозрачной социальной реальности, в которой доступны все мыслимые и немыслимые блага, в которой человек уже не просто живёт, а как бы машет волшебной палочкой и всё происходит само собой, основные инстинкты пращуров по-прежнему уверенно рулят и определяют формат поведения. И безграничный запас знаний во всех областях человеческой психики не может помочь одной отдельной семье. Карточный домик достигнутого благополучия рушится в одночасье и каждый остаётся наедине со своим сложносочинённым и невероятно ранимым эго.


Рецензии