Русь и Северный Кавказ X -XIV в

В X-XV веках установление связи между русским народом и народами Северного Кавказа происходило на фоне образования Древнерусского государства. Киевская Русь того времени занимала обширные территории и была значимым государством в Европе. Успешные военные кампании и заключение мирных договоров подчеркнули военную мощь Руси, что способствовало укреплению христианства и развитию феодального строя.

Стремление киевских князей к расширению территории направило их внимание на Кавказ, инициируя первые контакты с северокавказскими племенами, задокументированные в летописях и арабских источниках. Первое упоминание русских войск на Кавказе относится к 913 году, когда они достигли Каспийского моря. В 943 году киевский князь Игорь организовал поход в Закавказье, захватив город Дербент и другие значимые территории.

Как полагает А. П. Новосельцев, из Берда русские войска направились на Северный Кавказ через Дарьяльский проход, установив военно-политическое сотрудничество с аланами. В 965 году во время похода князя Святослава против Хазарского каганата также упоминаются аланы и косоги, которых удалось освободить от хазарского влияния. Победа Святослава усилила влияние Киевской Руси в регионе и привела к доминированию Аланского царства в Центральном Предкавказье до монголо-татарского нашествия. Поход Святослава стал значительным событием в истории Алании в этом веке.
С походом князя Святослава связано образование Тмутараканского княжества, которое возникло около 965 года на месте древнего поселения. В этом регионе изначально проживали различные народы, а с конца X века сюда стали переселяться славяне. Название города, вероятно, имеет тюркские корни и впервые упоминается в «Повести временных лет» в 988 году, когда князь Владимир Святославович основал здесь княжество и назначил своего сына Мстислава правителем, присоединив эти земли к Древнерусскому государству.

Владимир, приняв христианство, разделил свои земли между двенадцатью сыновьями, чтобы освободить Киев от их матерей. Мстислав, младший сын, получил Тмутаракань. Его столицей стал Чернигов, и на тот момент Тмутаракань не играла значительной роли. Мстислав, выросший в Приазовье, сумел создать мощное государство благодаря поддержке местного населения.

Местоположение Тмутараканя было точно определено только в 1792 году, когда была найдена мраморная плита, на которой указано расстояние от Тмутораканя до Корчева. Тмутаракань, также известная как Томаторкань или Томи, долгое время служила убежищем для князей-изгоев и была укреплена Мстиславом Храбрым, который вел успешные войны с местными народами и освободил свои земли от влияния Хазарского каганата.

В 1015 году, когда Владимир собирался в поход на Новгород, Мстислав и его брат открыто противостояли отцу, что могло привести к конфликту, но смерть Владимира предотвратила это. После побед над Ярославом Мудрым Тмутаракань стабильно вошла в состав Черниговского княжества и, согласно арабскому географу XII века, в то время представляла собой процветающий город с развитыми сельским хозяйством и торговлей.
Взаимоотношения русских поселенцев и местных народов оставались в целом добрососедскими, несмотря на локальные войны. Торговые связи между ними не прерывались, и совместные действия против захватчиков были не редкостью. Хроника «Тарихи Дагестан» описывает, как русские помогают дагестанцам в борьбе с арабами. Турецкий историк Мюнеджим-баша также упоминает совместные военные походы русских с аланами и сарирцами на прикаспийские города, в частности, на Ширван в начале XI века.

В 1054 году Тмутаракань стала частью Северской земли и поддерживала с ней контакты. В 60-х годах XI века Тмутаракань пыталась освободиться от черниговской власти, что привело к внутренним конфликтам. После ряда событий, включая убийство князя Ростислава и его временное изгнание, Тмутаракань вновь попадала в зависимость от Чернигова, хотя местные князья старались поддерживать свою независимость.

В 1078 году Олег Святославич, бежавший из Чернигова, осадил город, но потерпел неудачу и был пленен хазарами. В 1081 году Тмутаракань восстановила свою независимость, когда князья-изгои захватили киевского наместника. Однако в 1083 году Олег вернулся и вновь занял княжеский стол в Тмутаракани. Со временем власть в княжестве перешла к местным князьям, которые связывали свои роды с русскими через династические браки.
В конце XI века, с ростом вторжений половцев на Русь, Тмутаракань оказалась изолированной от центральных русских земель и, скорее всего, утратила свою независимость, попав под власть половцев, а затем Византии. Это привело к исчезновению Тмутараканского княжества.

С IX по XIII века торговля способствовала регулярным контактам между восточнославянскими и кавказскими регионами, что способствовало росту русского населения на Кавказе. Основные торговые пути проходили по рекам Днепру, Дону и Волге, связывающим Киев с Новгородом, а Волго-Каспийский путь сыграл важную роль в русско-кавказских отношениях на протяжении нескольких веков.

В мирное время люди разных племен обменивались производственным опытом и товарами. Горцы знакомились с русским ремеслом и сельским хозяйством, а купцы из других стран привозили свои товары на ярмарки, где русские купцы обменивали меха, оружие и металлические изделия на драгоценности и пряности.

Кроме экономических связей, между русскими и кавказскими народами также возникали родственные отношения. В 1107 году князья женили своих сыновей на дочерях половецких ханов, и эти брачные союзы укрепляли связи между народами. В XII веке русские князья продолжали стремиться к династическим связям с кавказскими феодалами, что подтверждает борьба князя Юрия Суздальского за грузинский престол и наличие в его дружине представителей аланов и буртасов, вероятно, относящихся и к вайнахским племенам.
После смерти отца, князь Юрий Суздальский был изгнан князем Всеволодом из Владимиро-Суздальской земли и бежал к родственникам своей матери в алано-половецкий город Савинджа на реке Сунже. В юном возрасте он стал мужем грузинской царицы Тамар. Тем не менее, не найдя взаимопонимания с грузинскими князьями, Юрий вернулся на Северный Кавказ. С помощью родственных князей он пытался вернуть грузинский трон силой.

Во времена монголо-татарского нашествия связи между русскими и кавказскими народами прервались, но в XIII-XIV веках они совместно боролись с монголо-татарами на своих территориях. Монголы смогли разорвать союз половцев и аланов, однако православный союз между русскими и половцами остался крепким. Половецкие поселения были оттеснены в горы, где образовались отдельные феодальные общества, как, например, Тагаурское и Куртатинское.

Условия жизни осетин менялись, и земледелие теряло свою значимость, уступая место скотоводству и охоте. На севере Осетия соседствовала с Кабардой, где были удобные земли для обработки и разведения скота. Западнее жили родственные бесланеи, а на севере – народы адыгейского происхождения.

В горах, между хребтами, располагались ингушские общества с ауловыми крепостями. На западе от них находились чеченские поселения, с которыми русские казаки, прибывшие в XVI веке, установили дружеские связи, защищая их и принимая участие в обмене товарами.
На восточной окраине Северного Кавказа, в Дагестане, находилось несколько независимых княжеских владений, которые постоянно конфликтовали между собой. Эти княжества не имели достаточных сил для защиты своей независимости от внешних угроз. Среди крупнейших владений были Тюменское ханство, Шамхальство, владения Кайтаганского, Аварское нусальство и несколько мелких княжеств, которые позже стали известны как Мехтулинское ханство.

С захватом Руси татарами-монголами возникла «Золотая Орда», которая распространила свое влияние на Восточную Европу и Кавказ. Этот регион, когда-то богатый жизнью и сельским хозяйством, превратился в пустыню, известную как «дикое поле», где не осталось признаков человеческой жизни.

Несмотря на подчинение, связи между русскими и кавказскими народами продолжали существовать. Например, венецианец Марко Поло встретил русских воинов при дворе хана Золотой Орды. Русские князья и духовные лидеры периодически посещали хана и его империю, что свидетельствовало о сложных взаимоотношениях между народами, даже в условиях завоевания.
Русские народы, вместе с другими зависимыми народами Северного Кавказа, были вынуждены выполнять воинскую службу в войсках золотоордынских ханов в качестве вассальной повинности. Многочисленные письменные свидетельства европейских и арабских путешественников подтверждают, что русские и северокавказские народы платили завоевателям "дань кровью". Русские поселенцы и коренные жители Приазовья были описаны европейскими послами, такими как посол Людовика IX, Вильям Рубрикус. Он заметил, что русские среди татар стали закаленными воинами, зарабатывающими на жизнь войной, охотой и огородничеством. Русские строили землянки для защиты от холода и предоставляли своим женам дорогие подарки. Однако Рубрикус также отмечал, что небольшие группы русских и алан грабили богатых путешественников. Эти отношения не способствовали укреплению взаимовыгодных связей между русскими и кавказцами. Понадобилось более 250 лет, чтобы возникли новые возможности для восстановления торгово-экономических и культурных связей, что произошло с падением татаро-монгольского ига и образованием Русского централизованного государства в Москве.
Примечания:

1. Толочко П. П. Древняя Русь. – Киев, 1987.
2. Греков Б. Д. Киевская Русь. – М., 1953.
3. Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. – М., 1968.
4. Кузнецов В. А. Алания в X-XIII вв. – Орджоникидзе, 1971.
5. повесть временных лет. - «Хрестоматия по древней русской литературе». – М., 1962.
6. Омельченко И. Л. Терское казачество. – Владикавказ: Ир, 1991.
7. Русско-дагестанские отношения XVII – первой четверти XVIII в. – Махачкала, 1958.
8. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. /Под ред. Б. Б. Пиотровского. – М., 1988.
9. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента в X-XI веках. – М., 1963.
10. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 1. – М., 1960.
11. История Северо-Осетинской АССР. – М., 1959.
12. Саламов А. А. Из истории взаимоотношений чеченцев и ингушей с Россией и великим русским народом (XVI – начало XX века). /Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института. Т. III. Вып. 1, история. – Грозный, 1963.
13. Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. – Ленинград, 1967.
14. Заседателева Л. Б. Терские казаки (середина XVI- начало XX в.). историко-этнографические очерки. – М., 1974.
15. Блиев М. М. Присоединение Северной Осетии к России. – Орджоникидзе, 1959.
16. Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией в XVI-XVII вв. – М., 1963.
17. Попко И. Д. Терские казаки со стародавних времен. Гребенское войско. Вып. V. – Нальчик: Эль-фа, 2001.
18. Шкловский В. Земли разведчик Марко Поло. – М., 1969.
19. Виноградов В. Б. Через хребты веков. – Грозный, 1970.
20. Гнеденко А. М., Гнеденко В. М. За други своя или все о казачестве. – М., 1993.

Использованы материалы. Кандидат исторических наук
Эдуард Бурдам


Рецензии