Что лучше картина или фотография?
«Ведуте», жанр искусства, основанный на очень детализированных изображениях таких городов, например , как Рим и Венеция.
До появления социальных сетей люди хвастались местами, где они были в отпуске демонстрируя картины с видом на эти города.
Пейзажная живопись не всегда была популярна в европейском искусстве — долгое время она даже не считалась полноценным жанром.
Конечно, она присутствовала в искусстве Средневековья и Возрождения, но здесь пейзаж был скорее обстановкой, чем предметом изображения.
Пейзажи как предмет искусства возникли только в 16 веке, после эпохи Возрождения и Реформации.
И именно в Нидерландах, где искусство постепенно становилось более светским, эти чистые пейзажи впервые появились в Европе.
Возьмите «Зимний пейзаж» Питера Брейгеля Старшего (1565), где мы видим обычную сцену из современной жизни.
Пейзаж здесь — дома, заснеженные крыши, деревья, замерзшая река, зимнее небо — это больше, чем просто обстановка.
Таким образом, к 17 веку пейзажи превратились в отдельный жанр.
Преобладали дома, холмы, волны и небо — человеческие фигуры стали декорацией, а не центром внимания.
Как в «Авеню в Мидделхарнисе» Мейндерта Хоббемы.
Продуваемая всеми ветрами равнина, неспокойное море, полог облаков, ветряная мельница; этого было достаточно для картины в Нидерландах.
И, что особенно важно, пейзажи становились более реалистичными и менее идеализированными или фантастическими, как это было в средние века и эпоху Возрождения.
Также рос интерес к изображению городов, которые лучше называть городскими пейзажами, чем пейзажами.
Сначала с Паулем Брилем в 1620-х годах, позже с Якобом ван Рейсдалом и, как известно, с его великолепно простым видом на Делфт в 1661 году Йоханнесом Вермеером.
Несколько иначе развивалось ландшафтное искусство на юге Европы, особенно в Риме, где бешеной популярностью пользовались идеализированные пейзажи Клода Лоррена.
Обычно они были взяты из классической мифологии или истории — в отличие от современных повседневных голландских пейзажей.
Но вскоре северные пейзажи и городские пейзажи начали оказывать влияние на Италию.
Это был голландский гравер по имени Ливин Круил, который отправился в Рим в 1680-х годах и, пораженный его архитектурой, решил сделать очень точные, почти реальные рисунки города.
Голландец по имени Каспар ван Виттель, приехавший в Рим примерно в то же время, затем приступил к рисованию этих знаменитых улиц, площадей и церквей.
Реалистическое пейзажное искусство соединилось с красотой итальянских городов — родилась ведута, что означает «вид».
Этот растущий интерес к реалистичным, детальным городским пейзажам был воплощен итальянским художником по имени Лука Карлеварис.
Он учился у ван Виттеля в Риме и привез эту новую форму обратно в свою родную Венецию, где создал серию определяющих жанр ведуте.
Так что к началу XVIII века пейзажное искусство стало прочно утвердившимся и уважаемым жанром.
Это совпало с появлением «Гранд-тура», традиции, согласно которой богатые молодые люди путешествовали по Европе, чтобы увидеть ее великие города, особенно итальянские.
Это создало рынок фотографий городов, которые они посетили, — по сути, как фотографий.
Подробные реалистичные изображения Венеции и Рима теперь стали хорошим бизнесом.
Таким образом, такие художники, как Франс ван Линт, жившие в Италии, процветали благодаря торговле Гранд-туристам.
Именно в этой среде в Венеции в 1697 году родился Джованни Антонио Каналь, более известный как Каналетто.
Вдохновленный работами Карлевариса, он вывел ведуту на совершенно новый уровень.
Каналетто умел создавать архитектурные детали, а также был искусным колористом.
Каналетто стал невероятно популярен среди английских туристов и даже переехал в Англию в 1740-х годах, чтобы быть поближе к своему рынку.
Там он нарисовал виды Лондона, будь то Старый Вестминстерский мост, Темза, собор Святого Павла или Вестминстерское аббатство.
Но Каналетто, как и все лучшие ведутисты, не просто рисовал то, что видел — это не был чистый реализм.
Каналетто часто менял некоторые детали, будь то с точки зрения перспективы или реальной архитектуры, чтобы сделать свои сцены более живописными.
Немного поэтической вольности.
Каналетто пользовался большим влиянием, и среди его учеников был Бернардо Беллотто, который много путешествовал.
Беллотто рисовал ведуте таких городов, как Дрезден, Варшава и Вена — спрос на них стал теперь континентальным — с тем же подробным, «реалистическим идеализмом» своего мастера.
Еще есть Франсесо Гварди, еще один ученик Каналетто, создавший еще более стилизованный ведуте.
Он любил использовать пастельные тона искусства рококо и своей более свободной манерой письма и туманными деталями, кажется, предвосхищал венецианские картины Клода Моне.
Итак, там были сотни ведутистов, некоторые из них были блестящими, а многие просто рисовали по номерам.
Одним из лучших был Джованни Паоло Панини — это его изображение собора Святого Петра в Риме.
И, повторюсь, это явно не чистый реализм.
Панини также был пионером в виде ведуты, характерной для древнеримских руин — для этого тоже существовал растущий рынок.
Возможно, величайшим из этих руин ведутистов был Джамбаттиста Пиранези, в чьих работах присутствует не только нотка романтического духа.
Таким образом, вплоть до XIX века в Италии жило бесчисленное множество художников, которые зарабатывали на жизнь, снова и снова рисуя одни и те же городские пейзажи, продавая их богатым покровителям или путешественникам.
Многие из них, как Винченцо Чилоне, явно находились под влиянием великого Каналетто.
Но изобретение фотографии изменило все — туристы могли покупать или делать фотографии точнее (и дешевле!), чем картины.
В ответ художники сделали свои городские пейзажи менее точными и более стилизованными; личное впечатление – это то, что камера не может уловить.
Тем не менее, более богатые туристы предпочитали иметь картины Венеции или Рима, а не фотографии, и поэтому ведута продолжала процветать.
Взгляните на блестящее искусство Федерико дель Кампо, одного из многих ведутистов, действовавших в Венеции в конце 19 века.
Но ведута оказалась в странном положении.
Фотография заменила его как популярный вариант для туристов, которые хотели сфотографировать города, которые они посетили, в то время как рост импрессионизма вытеснил его более стилистические качества.
Мир изменился — и ведуте исчезли.
Так что ведута — замечательный жанр, открывающий окно в прошлое и достаточно достоверный отчет о том, как раньше выглядели города.
Всякий раз, когда мы фотографируем, мы создаем свой собственный ведуте — желание запомнить места, которые мы посещали. Место остаются прежними, просто среда изменяется.
Свидетельство о публикации №225100200390
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 02.10.2025 13:46 Заявить о нарушении
Доброго здоровья
Анатолий
Анатолий Клепов 02.10.2025 14:05 Заявить о нарушении