Благость Бога

В физической вселенной можно наблюдать божественную красоту, в мире разума – постигать вечную истину, но благость Бога открывается только в духовном мире личного религиозного опыта. В своей истинной сущности религия есть доверие к благости (доброте) Бога через веру в него. В философии Бог может быть великим и абсолютным, даже разумным и личностным, но в религии Бог должен быть также нравственным; он должен быть благим, то есть добрым. Человек может бояться великого и могущественного Бога, но доверие и любовь он испытывает только к Богу благому. Эта благость Бога является частью личности Бога и может быть полностью раскрыта только в личном религиозном опыте верующих сынов Божьих.

Религия подразумевает, что духовный мир знает об основных запросах мира человеческого и откликается на них. Эволюционная религия может стать этичной, однако только через откровение религия становится истинно и духовно нравственной. Древнее представление о Боге как Божестве с царской моралью было поднято Иисусом на тот проникновенно-трогательный уровень глубокой семейной нравственности, присущей отношениям родителя и ребенка, нежнее и прекраснее которой нет во всём опыте смертных.

«Изобилие Божьей благости ведет заблудшего к покаянию». «Всякий благой дар и всякий совершенный дар нисходит от Отца светил». «Благ Господь; Он есть вечное убежище душ человеческих». «Господь Бог милосерден и благодатен. Он долготерпелив и изобилует благостью и истиной». «Вкусите, и увидите, что Господь благ! Блажен человек, который уповает на Него». «Щедр и милостив Господь. Он есть Бог спасения». «Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует душевные скорби. Он есть всесильный Благодетель человека».

Хотя представление о Боге как о царе-судье способствовало появлению высоких нравственных критериев и создало, в целом, законопослушный народ, оно оставило индивидуального верующего в прискорбном положении неуверенности в отношении своего статуса во времени и вечности. Поздние иудейские пророки провозгласили Бога Отцом Израиля, Отцом народа; Иисус раскрыл Бога как Отца КАЖДОГО человека. Всё представление смертных о Боге трансцендентно освещается жизнью Иисуса. Родительской любви присуще бескорыстие. Бог любит не КАК отец, а ЯВЛЯЯСЬ Отцом. Он является духовным Отцом каждой вселенской личности.

Праведность подразумевает, что Бог есть источник нравственного закона Вселенной. Истина раскрывает в Боге просветителя, учителя. Любовь же дает чувство и жаждет чувства, ищет взаимопонимания, подобного тому, которое объединяет родителя и ребенка. Праведность может быть божественной мыслью, но любовь есть отеческое отношение. Ошибочное предположение о несовместимости праведности Бога и бескорыстной любви  Небесного Отца допускало отсутствие единства в природе Божества и привело к созданию кровавой доктрины искупления – философского оскорбления как единства Бога, так и Его свободной воли.

Исполненный любви Небесный Отец, чей дух пребывает в Его земных детях, не есть раздвоенная личность – отчасти беспристрастная и отчасти милосердная; нет необходимости и в посреднике, добивающемся благоволения Отца или Его прощения. Божественная праведность не находится во власти сурового карающего правосудия; Бог-Отец обширнее Бога-Судьи, а милосердие Отца перекрывает Его правосудие.

Бог никогда не бывает жестоким, гневным, мстительным или сердитым. Верно, что мудрость нередко сдерживает Его любовь, а правосудие обуславливает отказ в отвергнутом грешником милосердии. Его любовь к праведности не может не выражаться в таком же отвращении к греху. Отец не является противоречивой личностью; божественное единство совершенно. Райской Троице присуще абсолютное единство, несмотря на вечные идентичности равных Отцу личностей.

Бог любит грешника и ненавидит грех: такое утверждение философски истинно, однако Бог является трансцендентной Личностью, а личности способны любить и ненавидеть только другие личности. Грех не есть личность. Бог любит грешника как личностную (потенциально вечную) реальность, в то время как по отношению к греху Бог не испытывает личностного отношения, ибо грех духовной реальностью не является; он не является личностным; поэтому только правосудие Бога принимает во внимание существование греха. Любовь Бога спасает грешника; закон Бога уничтожает грех. Отношение божественной природы, очевидно, изменяется, если грешник полностью отождествляет себя с грехом, – в противоположность тому как смертный разум может полностью отождествиться с пребывающим в нём духом Отца. Такой объединившийся с грехом смертный становится в своей сущности совершенно недуховным (и, следовательно, лично нереальным) и в итоге прекращает свое существование. В таком случае Суд, по сути, лишь констатирует и разъясняет случившееся. Нереальность, а именно незавершенность природы создания, не может существовать вечно во всё более реальной и духовной вселенной.

В мире личности Бог раскрывается как любящая Личность; в мире духовном он есть личностная Любовь; в религиозном опыте он является и тем, и другим. Любовь отождествляется с волеизъявлением Бога. Благость Бога лежит в основе божественной свободной воли – всеобщего стремления любить, являть милосердие, проявлять терпение и вершить всепрощение.


Рецензии
Можно согласиться с Вашим высказыванием, только про грешника у меня иное мнение.

Исходя из высшего совершенства Бога, никто из творения не "прекращает свое существование", а человек и подавно. Самый злостный грешник после всеобщего Воскресения воскреснет вместе со всеми, очистит как все свою душу от чуждых ей напластований и как все станет духовной личностью.

Суд - это чистилище от грехов (а кто безгрешен?) и качество смертной жизни (карма), а не Бог назначает срок очищения от грехов. Но никто в этом чистилище не останется вечно. И никакого вечного ада нет и быть не может в творении созданном высшим разумом, высшей нравственностью и абсолютной истиной.

Какое милосердие? Какая доброта? Об этом, конечно, можно говорить... папуасам, но также наивно или хитро, как утверждать о доброте разработчика, садясь в комфортный автомобиль. И тут и там голый научный расчет.

Бог - гениальный творец, а его творение - совершеннейшее создание без слабых (ад, и пр.) мест. Для меня очевидно, что он творил в блаженстве, а это означает, что трагедии в каком-то уголке творения быть не может.

Владимир Толок   06.10.2025 20:48     Заявить о нарушении
Совершенство исключает несовершенство. Это происходит не мгновенно, а во времени. Во времени испытывается волевая личность и если она отказывается совершенствоваться, соединившись узами греха со злом, она не может обрести реальность в вечности и потому исчезает навсегда. Она не войдет из времени в вечность. Несовершенство (зло) непременно уходит со сцены. Вопрос только в том уйдет оно само по себе или уведет с собой волевую личность, неразрывно соединившуюся с ним. В этом выбор человека. Вот говорит Иисус о своих апостолах:

«Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели» (Иоанна 17:12)

Это означает, что хоть Иуда на тот момент еще был физически жив, он уже погиб. Став сыном злобы он исчез из Бытия навсегда. Никто не будет его очищать в несуществующем чистилище или мучить в выдуманном аду, он просто погиб навсегда. Так будет в каждым, кто отвергает любовь Божью, добро и дарованное Им милосердное прощение. Иначе и быть не может. Насильно мил не будешь.

Василий Евгеньевич Никитин   06.10.2025 21:26   Заявить о нарушении
"Совершенство исключает несовершенство"

Верно. Я уверен, что творение совершенно, значит в нем нет несовершенства. Есть временное незнание, от него всякие грехи. Ребенок не знает, что дважды два четыре, но никто не назовет его несовершенством, так как уверены, что со временем научится. Тоже самое Иуда.
По масштабу незнания космологических последствий своего поступка он даже не ребенок, а зародыш и церковь судит его. А Иисус не осуждал, так как знал, что без распятия не было Вознесения, и он без предательства Иуды стал бы одним из сотен "мессии", бродивших по Иудее в то смутное время. Иуда воскреснет, приобщится к знанию, и все у него будет хорошо. Потому что творение совершенно, что, как мы знаем, означает, что все мелкие и крупные несовершенства в нем со временем разовьются в совершенства.

Коротко говоря, вселенная зародилась от чистого духа, и чистым духом возвратится в свою обитель. Без остатка. Место для кладбищ несовершенств, извините, не предусмотрено.

Владимир Толок   06.10.2025 23:22   Заявить о нарушении
Что Говорит Господь об этом:

«впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Матфея 26:24, а также Марка 14:21)

Нельзя оправдывать зло, грех и порок. Никакого влияния на судьбу Иисуса этот жалкий предатель не оказал. Только вызвал возмущение всей разумной Вселенной и уничтожил самого себя.

Но он такой не один. Во все времена множество людей, декларирующих себя верующими, оправдывая самих себя теми или иными заблуждениями и иллюзиями зла, предают Истину, отвергают любовь Божью, презирают добро и уклоняются от духовного света.

Василий Евгеньевич Никитин   07.10.2025 07:02   Заявить о нарушении
Нельзя оправдывать зло, но и взывать к доброте в наше время глупо. От слов пора переходить к делу.

Первые христиане подвергались жестоким гонениям и просить у Бога защиты было естественным. Они выжили, и началась массовая хвала Бога за его доброту милосердие и пр. это тоже нормально.

Но нравственное совершенство Бога вытекает из совершенства его знания (владения истиной), а не наоборот. Иисус, говоря о важном, всегда сначала пояснял: "Истинно, истинно говорю, что..."

У Бога все его аспекты связаны между собой и равноценны, поэтому различие между добротой и истиной хорошо видно на примере человека. Он по доброте своей может раздать свое имущества, но этим Бога не достигнет, а познание (Конфуций, Сократ, Кант) без доброты и веры ведет к нему.

Итак, (для человека, не Бога) в истине находится нравственность, а не наоборот. Но проповеди тысячи лет призывают соблюдать заповеди вместо того, чтобы призывать к познанию. Настало время изменить акцент.

Но какое познание ведет к Богу?
Конечно, не абстрактное, а конкретное, то знание, которое начинается с индивидуального задатка божественной истины в человеке. Только развивая свои индивидуальные природные способности, человек реально идет к Богу, быть может, не зная об этом, и честно нравственен в соответствие со своим познанием.

Владимир Толок   08.10.2025 11:34   Заявить о нарушении