То что функционально, должно быть красиво

Современный мир живет по другим критериям. То что выгодно производителю покупатель должен считать это красивым. Поэтому появляется модная и дорогая одежда с минимум ткани.

Что делает готическую архитектуру... готической?

Много всего, но одно из самых важных — знаменитые  контрфорсы.

И они не просто для галочки — вот как контрфорсы произвели революцию в архитектуре…

Что приходит на ум, когда вы думаете о «готической архитектуре»?

Вероятно, остроконечные арки, витражи, горгульи и... контрфорсы.

Но что такое контрфорс? Они просто для стиля? Или у них есть цель?

Готическая архитектура появилась в 12 веке.

На него оказало множество влияний, но горячей точкой стало появление остроконечной арки, которая стала пионером в исламской архитектуре.

Вот их можно увидеть в мечети Ибн Тулуна в Каире.

До этого храмы строились с круглыми арками, имевшими строгие конструктивные ограничения.

Красивые по-своему — но, вообще говоря, эти церкви были монолитными.

Обратите внимание на маленькие окна аббатства Лессе и огромный размер его каменной кладки.

Между тем, остроконечная арка намного прочнее и гораздо более универсальна.

Так что в XII веке изменился не только внешний вид архитектуры: церкви также стали больше, их окна стали больше, а их каменная кладка стала более изысканной.

Все здания текут вверх.

Более прочные и сложные своды стали возможны благодаря остроконечной арке.

Вскоре соборы взлетели в небо, и к 13 веку, по сути, началась континентальная гонка за то, кто сможет построить самый большой собор.

Таким образом, башни стали выше, аркады выше, а окна больше — до определенного момента.

Но беда в том, что эти огромные своды направлены наружу.

Это означает, что стены, поддерживающие их, должны быть невероятно прочными, широкими и толстыми.

Но готические архитекторы хотели построить более тонкие и узкие стены, чтобы можно было создать большие окна и заполнить их витражами — еще одна типичная особенность готической архитектуры.

Используйте контрфорс...

Контрфорс – это, по сути, опора для стены.

Это обычные контрфорсы — каменные колонны, прикрепленные к стене и поддерживающие ее, чтобы предотвратить ее падение наружу.

Беда пришла по мере увеличения высоты соборов и когда над нефами были построены фонари (второй ярус окон).

Как предотвратить падение этих высоких стен?

Постройте контрфорс на нижнем уровне и соедините его с более высокой стеной аркой.

Именно это важнейшее изобретение позволило создать такие колоссальные соборы, которые, несмотря на свои размеры, кажутся какими-то изящными и невесомыми.

Таким образом, соборы высокой готики по существу превратились в огромные каменные каркасы, заполненные расписным стеклом, как в Бове.

Но даже если бы они не были функциональными (без них соборы рухнули бы), эстетическая ценность аркбутанов быстро стала очевидной.

Просто посмотрите на Нотр-Дам, где контрфорсы расходятся, как корни дерева, и ниспадают каскадом, как каменный водопад.


А как насчет маленьких каменных шпилей на вершине контрфорсов? Их называют «вершинами».

Они также выполняли важную функцию.

Они добавляют вес контрфорсу, делая его более прочным и устойчивым к толчкам снаружи.

Следствием всего этого — сочетания аркбутанов и башен — было то, что стены готических церквей были по существу повернуты под прямым углом к конструкции.

Вы можете видеть, как это освободило место для больших окон.

Но и вершины, и контрфорсы, несмотря на то, что они были функциональными архитектурными элементами, превратились в собственные художественные чудеса, покрытые статуями и роскошными украшениями.

Таков был средневековый образ жизни: то, что функционально, обязательно должно быть и красиво.

Вспомните времена романской архитектуры, когда внешний вид собора в основном состоит из ряда плоских поверхностей.

На фотографии Саутвеллский собор — большое окно, которое вы видите здесь, новее, чем остальная часть более простого романского здания.

И сравните это с собором высокой готики, где ваш взгляд едва ли может найти ни одной плоской поверхности.

Все гораздо более трехмерно, все движется, все перфорировано и текуче.

Больше похоже на каменную паутину, чем на прочную конструкцию.

Эффективность и красота аркбутанов была такова, что их часто использовали на уровне земли, даже когда в этом не было особой необходимости.

Таким образом, контрфорсы можно рассматривать как средневековый эквивалент чего-то вроде X-образных распорок на некоторых современных небоскребах — в данном случае Центре Джона Хэнкока.

Конструктивные особенности, которые делают здание прочнее, позволяют ему быть выше, а также добавляют эстетическую ценность.

В более поздние годы готической архитектуры аркбутаны использовались обильно и без необходимости.

Хотя когда-то они были функциональными, они стали чисто и сознательно эстетическими, а не структурными.

Как на башне церкви Святого Уэна.

Но в конечном итоге они полностью исчезли — с появлением неоклассической архитектуры в эпоху Возрождения.

Круглая арка вернулась, остроконечная арка была изгнана, а контрфорсы ушли в историю...

Но эти странные, поразительные каменные завитки уже давно стали неразрывно ассоциироваться с готической архитектурой.

И это правильно: аркбутаны — это то, что во многих отношениях делает готику возможной.


Рецензии
Хорошо, что есть возможность любоваться этими готическими строениями.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   02.10.2025 14:03     Заявить о нарушении
Сейчас делают красивым то, что выгодно производителю.
Доброго здоровья
Анатолий

Анатолий Клепов   02.10.2025 14:06   Заявить о нарушении