Забытые

Север Западной Сибири. Осень. База нефтегазоразведочной экспедиции. Диспетчер проводит производственный инструктаж группе людей бичеватой наружности. Они слушают его со скучающим видом. Им бы похмелиться! Закончил он свой напутственный «спич» словами:

- Ну, что орлы? Потрудимся на благо производства! Сделать все должным образом и в срок в ваших же интересах. Исполнение проверим. Надеюсь вам это понятно?
- Вопросов нет, начальник, если при хорошем питании и у кассы не обидите! - подтвердили присутствующие.

Эта своеобразная бригада была собрана по замыслу руководства из праздношатающихся по базе экспедиции и в ее окрестностях мужиков, как правило, ранее уволенных из нее по отрицательным мотивам, а также проштрафившихся работников. С трудоустройством, кроме нефтегазоразведочной экспедиции, в поселке было сложновато. Таким образом, набрали около дюжины человек.

Работягам была поставлена задача: осуществить частичный демонтаж буровой вышки для дальней транспортировки ее вертолетом Ми-6, а также «подшаманить» балки и сани с оборудованием и емкостями с дизтопливом и т.д. Короче, привести все оставшееся после завершения бурения и закрытия скважины,  включая материалы, пригодные для использования в процессе проведения дальнейших буровых работ в надлежащий вид. Впоследствии по промерзшей тундре санно-тракторным поездом груз должны были доставить к месту назначения.

Бригаду «Ух» снабдили запасом продуктов, кое-какими необходимыми инструментами, спальниками и прочее. На все про все дали неделю, максимум десять дней срока. В бригаде назначили старшего. Не мешкая, загрузили мужиков с их нехитрым скарбом в «восьмерку» (вертолет Ми-8) и отправили на точку.

По прибытии в бывший буровой поселок бригада выгрузилась из вертолета и первым делом занялась элементарным устройством своего быта. На следующий день ни шатко, ни валко «пролетариат» приступил к выполнению трудовых свершений. В принципе заданный объем работы вполне мог быть выполнен в оговоренный срок, что в конечном итоге и произошло. Худо-бедно управились за неделю. Уж очень хотелось работному люду поскорее выбраться в поселок, получить свои кровно заработанные и обмыть это дело.

Прошло десять дней. Вертолета не было. Рация у бригады отсутствовала. Скорее всего, в экспедиции решили, что за неделю с ними ничего не случится. Между тем, продукты практически закончились.  Выручали иногда поставленные мужиками петли, да браконьерское ружьецо. Заполошный заяц и несколько куропаток погоды не делали. Кругом на многие километры лежала безлюдная тундра. Поскребли по сусекам и в каком-то складике набрали немного муки. С куревом у людей также наметился дефицит, а это нелегкое испытание для потребляющих зелье.

Через три недели  народ добрался уже до оставшихся в поселке прихваченных морозцем помоек в надежде найти хоть что-нибудь съестное. Недаром говорят: «Голод не тетка».

На исходе четвертой недели тундровых «робинзонов» заметили с пролетающего высоко и несколько в стороне вертолета, о чем сообщили в диспетчерскую экспедиции:

- Что это у вас за люди на старой точке?
- Какие люди? – удивился диспетчер.
- Копошатся возле буровой. Костры жгут, - подтвердили вертолетчики.

Далее последовала буквально немая сцена. Подняли прежнюю документацию, посмотрели диспетчерский журнал. Действительно, в нем имелась запись об отправке бригады на старую точку бурения. Позвонили диспетчеру, который дежурил в этот день. Он уже около месяца находился в отпуске и сильно изумился, что мужиков до сих пор еще не вывезли. Произошла одновременно элементарная накладка и обыкновенное раздолбайство: один не передал по смене и ушел в отпуск, а другой и внимания не обратил на то, что люди отправлены в тундру и их надо где-то через неделю – дней десять оттуда вывести. У руководства проблем и забот полно, вот и упустили этот момент из виду. Действительно, кому есть дело до маргинальных личностей или просто до одиноких «бесхозных» представителей рода человеческого.

Одним словом - произошло ЧП. Главное было, чтобы чего плохого не случилось с бригадой, ведь минул практически месяц после ее отправки. Оперативно снарядили «восьмерку» и на всякий случай взяли на ее борт медика. Мужчина, который полетел за забытыми в тундре людьми, несколько опасался за свое здоровье. Народ в гневе вполне мог навалять ему тумаков, не особо разбираясь, кто здесь на самом деле виноват. Для подстраховки «спаситель» в качестве бонуса прихватил с собой несколько бутылок водки, три-четыре килограмма колбасы, шмат сала, бутилированной водички, да и про хлеб не забыл. Он учел и то, что наедаться после вынужденного «строгого поста» не следовало.

Как только винтокрылая машина приземлилась, к ней устремились со всех сторон изголодавшиеся люди. Выставив непосредственно на входе в вертолет ящик с продуктами и водкой, сопровождающий от греха подальше отошел вглубь салона. «Тундровики», не обращая на него внимания, долго размышлять не стали и мгновенно набросились на еду и спиртное.

Вертолет взлетел. Минут через тридцать-сорок народ утолил свой первоначальный голод, да и водка оказала должное воздействие. Одним словом – жизнь в их представлении вполне налаживалась. Естественно, мужики матюкнулись в адрес начальства и на этом успокоились, впав в сытую дрему.

По прилету на базу экспедиции с оркестром их, конечно, не встречали, но были вполне удовлетворены тем, что все остались живы и относительно здоровы.

Деньги им за проделанную работу заплатили сразу. Не поскупились и на небольшую компенсацию в качестве морального ущерба за вынужденное пребывание в экстремальных условиях тундры.

Бывает!



Июнь 2025 г.


Рецензии
Георгий, действительно, в нашей жизни такого достаточно. Геология не исключение.

Егор Соломинский   03.10.2025 08:41     Заявить о нарушении
История реальная. Как во всех публикациях.

Егор Соломинский   03.10.2025 08:43   Заявить о нарушении
Да, этот случай был в действительности. Спасибо.

Георгий Моршанский   03.10.2025 08:53   Заявить о нарушении