Сорок восемь - с вас попросим
Я встаю и в одних трусиках, босиком, выхожу на улицу. Сажусь на лавочку у дома. Солнце приятно светит мне прямо в лицо. Мне так хорошо. Я прикрываю глаза и снова почти дремлю. И жду, когда появятся мои друзья. Мои друзья – это Витька и Васька. Закадычные друзья мои. Самые лучшие друзья. И я жду их. И думаю: «такое утро хорошее, чего они спят так долго, побыстрее бы выходили». Я спать не любил. Как можно спать! Тут столько дел можно переделать, гулять, играть!
Наконец, появляется Васька. За ним вскоре выходит и Витька. Потом один за другим выходят другие мальчишки и девчонки. Все оживленные, радостные. Еще бы, каникулы ведь! Начинаем обсуждать, чем мы сегодня займемся, во что играть будем. День предстоящий кажется бесконечным!
И тут, неожиданно, кто-то появляется с куском хлеба. Мы же не завтракали еще. Мамы нас не успели утром покормить. И этот мальчик (а может, девочка) начинает так аппетитно этот кусок хлеба жевать. И мы все так, потихонечку, по одному, к мамкам своим побежали. Я тоже к маме пришел,
- Мама, дай хлеба!
Вы знаете, в то время мы не знали и не употребляли слово «бутерброд». Мы ели хлеб с чем-то. Например «хлеб с маслом» или «хлеб с вареньем». А можно было ломоть хлебе побрызгать водой и посыпать сахаром. Необыкновенно вкусно! А потом мама могла хлеб слегка помазать подсолнечным маслом, а сверху присолить солью. Если в доме не было сливочного масла – можно было хлеб намазать маргарином. А самый лучший, самый офицерский хлеб – это когда хлеб намажут сливочным маслом, а поверх еще вареньем или джемом. Вот где вкуснота неописуемая!
Иногда мамы пытались сказать,
- Вот, я тебе намазала. Садись за стол и покушай. А потом гулять пойдешь!
Ой, до слез доходило! Дома, за столом хлеб есть совсем невкусно и неинтересно. Хлеб надо на улице кушать, с друзьями. А вы знаете, как вкусно кушать на улице? Вот попробуйте когда-нибудь! Кусок хлеба чем-то вкусным намазать и на улице его кушать! Совсем другой вкус будет. Намного вкуснее, чем за столом в квартире!
И вот, все ребята на улицу с кусками хлеба выходят. И тут, если вы с куском хлеба или чем другим съедобным на улицу выходите, надо не забыть про одно важное правило. Смотрите, как только вы на улице с чем-то вкусным появились и видите, что к вам ваши приятели приближаются, вы должны громко произнести: «Сорок семь – сам съем!». И только тогда вы можете со своей едой поступить по своему желанию. Можете сами съесть. А можете товарищу дать откусить от своего куска. И может отломить кому кусочек. Но это уж по своему усмотрению.
И тут надо быть очень внимательным. Слова свои надо обязательно сказать первым. Потому что, если вы вдруг замешкались, любой ваш приятель может громко сказать: «Сорок восемь – с вас попросим!». Вот тут уж, хотите не хотите, а угощением своим надо поделиться со всеми. А не только с тем товарищем, что заветные слова произнес!
Доедали мы свой хлеб и начинались игры. Ни телефонов, ни интернета, ни игр компьютерных, конечно, тогда не было. Была только улица. Было лето и друзья. Все лето, как правило в одних трусиках, босиком. Если только дождик вдруг пройдет и похолодает, то мамы заставляли маечки одевать.
Играли непрерывно. Одна игра сменяла другую. И все время надо было бегать, догонять, убегать, прыгать. Играли в лапту, в казаки-разбойники, в другие игры подвижные. Поиграли в одну игру, устали, посидели, поболтали. А давай вот в эту игру поиграем! Давай, конечно!
Лично мне больше всего нравилась игра в «клёк». Она похожа на игру в городки. Только намного проще. Клёк – это маленькая палочка, которая вертикально ставилась в начерченный на земле квадрат. Этот клёк надо было сбивать палкой с линий. Помню, линии назывались; «сало», «мясо», «жир», «сметана», «колбаса». Начинал каждый игрок с «сала» и, если успешно клёк сбивал, то доходил последовательно до «колбасы». А вы не слышали о такой игре? Такая захватывающая, такая интересная!
Сущее наказание было, когда матери звали нас на обед. Тут самая игра, азарт! А мама – «Обедать!» Какой обед, какая там еда! Тут пацаны гуляют, тут наша команда побеждает (или, наоборот, проигрывает). Приходилось идти, скоренько мыть руки и быстренько обедать. А все мысли там, в прерванной игре. Дожевать еще не успевали, а уже пулей на улицу!
Гуляли до самой темноты. Под вечер уставали, садились на лавочку и играли в игры спокойные. Помните? «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…». Или «Царь – царевич, король – королевич, сапожник – портной, кто ты будешь такой…».
Потом совсем темно становилось и матери начинали нас звать. «Вася – домой!», «Витя – домой!». Так день заканчивался. Я приходил домой. Мама наливала в таз теплой воды. И я мыл ноги, сидя на маленькой скамеечке.
Потом ужинал. Жевал кое-как все, что мама на стол мне поставила. И мысль одна – быстрее бы поспать, быстрее бы снова утро! А глаза уже закрывались. Кое-как добирался до постели. И засыпал мгновенно. Даже о завтрашнем дне помечтать не успевал.
Вот это и было мое самое настоящее счастье в жизни…
Свидетельство о публикации №225100200847