О Вороне, птице долголетия
Во времена короля Генриха Второго, когда земля Английская изобиловала лесами дремучими, жил в миру человек, звали его Томас. Устал он от суеты мирской, от торговли и споров людских, и возжелал уединения, дабы в тишине лесной обрести покой душевный и приблизиться к Творцу.
Избрал он для себя келью в чаще, где древа стояли высокие, и там предался молитвам и размышлениям. И было так, что в те дни много думал Томас о птице, которая зовется вороном, ибо в бестиариях древних писано: ворона живет триста лет и более, и природа дала ей удивительное свойство — кормить родителей своих в старости, когда те ослабеют и не могут сами добывать пищу.
Сия птица, черная как ночь, есть образ почтения к предкам и знак того, как должно христианину чтить Бога-Отца Небесного. Ибо если бессловесная тварь помнит долг свой перед родителями, то кольми паче разумный человек обязан блюсти заповедь: "Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли".
Томас же, сидя в келье своей, наблюдал за воронами, которые гнездились неподалеку. И видел он, как молодые птицы приносили пищу старым, кормя их из клюва своего с великим тщанием. Память его пробудилась, и вспомнил он родителей своих, оставленных в доме далеком, где они, престарелые, нуждались в помощи.
Однажды, когда Томас пребывал в молитве, явилось ему видение: ворона принесла в клюве своем хлеб, как некогда птицы приносили хлеб пророку Илии в пустыне. И разумел отшельник, что посылает ему Господь знамение через тварь бессловесную, укоряя его за то, что оставил он родителей в немощи их.
Потрясен был Томас видением сим и решил оставить уединение свое, дабы возвратиться к семье и заботиться о родителях больных. Ибо понял он: нет угодной Богу молитвы, если нарушена заповедь о почитании отца и матери.
Вернувшись в мир, Томас не оставил книжного труда. Составил он бестиарий, где среди прочих тварей описал ворону, и написал так:
"Ворона, птица долголетняя, живет до трехсот лет. Когда птенцы ее подрастают и оперяются, они не покидают родителей своих, но остаются при них, собирая пищу и влагая ее в клювы старых ворон, которые уже не могут сами летать на охоту. Так природа учит нас, что дети должны воздавать родителям за труды их, коими были вскормлены и воспитаны.
Христианин, внимай! Как ворона кормит родителей своих, так и ты должен чтить отца и мать. Более того — чти Церковь, что есть Мать твоя духовная, и Бога-Отца, даровавшего тебе жизнь. Ибо сказано: кто почитает родителей, того дни на земле продлятся, и благословение Божие пребудет на нем".
Но путь служения оказался труден. Искушала Томаса леность, тянуло вновь в леса, к покою уединенному. В минуты слабости взирал он на ворон, которые гнездились у дома его, и видел, как неустанно трудятся они, кормя старых птиц. Укреплялся он примером сим, стыдясь того, что бессловесная тварь превосходит его в усердии.
Годы шли, и когда родители Томаса отошли в мир иной, он не вернулся в лес.
Напротив — основал приют для престарелых людей, оставленных детьми своими. Назвал он сие место "Обителью Ворона", дабы память о птице-учительнице пребывала вечно.
И учил Томас всех приходящих: смотрите на ворону, что триста лет живет, ибо долголетие дается не только телу крепкому, но и душе, исполняющей волю Божию. Кто чтит родителей и служит ближним, тот обретает жизнь долгую — если не на земле, то в Царствии Небесном непременно.
Так ворона, птица черная и многими презираемая, стала для отшельника Томаса учителем и наставником, указавшим путь к спасению.
Из бестиария северных земель, составленного в царствование короля Генриха Второго, когда еще память о древних святых была жива, а природа являлась книгой, в которой мудрый находил наставления для души.
Свидетельство о публикации №225100200085