Танцующий Иерофей - факты
ТАЙНЫ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАДДО.
Танцующий Иерофей.
В дореволюционной России, черносотенцами, при допущении, облаченной во все русское, немецкой монархической власти, а скорее, скрыто организованные царизмом, проводились регулярно масштабные еврейские погромы, с большим количеством жертв.
Я написал повесть “Танцующий Иерофей”, совсем не о том, что многие христиане с крайней неприязнью относятся к евреям, учтите это, пожалуйста; хотя главный герой является выкрестом, то есть крещеным в православную веру евреем, что носит некую печать изгоя на его послании епископу. Произведение задумано в форме письма Зайкина своему епархиальному начальству. В развязке читателю становится ясно, что священник в своих предположениях об участии в клире его храма колдунов оказался абсолютно прав. В финале появляется дьявол в образе доктора Козлодоева… А колдун Холодов делается изобличенным.
Я собирался дописать еще добрую половину к своему одноименному рассказу, несколько раз изданному, чтобы превратить его в весомую повесть. Однако из-за оригинального повествования пока не смог решить эту проблему, опасаясь лишить сочинение своего шарма. Поэтому мною лишь отредактированы в нем некоторые эпизоды, и предпринято деление на главы, а также допущено снабжение эпилогом.
Почему я настаиваю, что этот труд именно повесть? Сие следует из эпического характера трагедии, к тому же здесь затрагивается целиком жизнь героя, который, разумеется, вымышлен, и не имеет ко мне никакого отношения.
В первой, предполагаемой части, мною планировалось показать каждодневность небольшого Тамбовского села, и обычаи колядования. Дело в том, что Иерофей Холодов, отрицательный персонаж повести, тоже колядует в конце, но неправильно, а мне хотелось, чтобы читатели знали, как все-таки колядуют, и не путались… Все же, учить и наставлять мне, как писателю, совершенно не свойственно… Ну, если не учить, то ничего и не поймется вообще. Оставлю разрешение данного недоумения христианской практике, в которой колядование не носит обязательного характера, и распространенно оно скорее там, где людям живется не страшно. Невозможно даже представить себе, чтобы кто-нибудь ряженый в черта расхаживал, обивая пороги, и прося подаяния среди погруженной в ночь тайги… Разве это не колдовство, если задуматься? Обычно используемое пение внебогуслужебных христианских гимнов, на мой взгляд, достаточно кисло. Чего-то не хватает… Чего же? Ну, конечно, веры… Детские песенки, распеваемые монахинями в трапезной на праздник Рождества, очень наивно слушать, с учетом того, что христианство — религия трезвения, а не парения в облаках… Как ни парадоксально звучит, дети не любят, когда их принимают за детей, они стойко стремятся быть взрослыми… И если на приходе вы их принижаете, и все время нянчитесь с ними, как с малышами несмышленными, заставляя играть в вертеп и волхвов, принесших дары, то в итоге, когда детки вырастают, они ничего не желают иметь общего с храмами, в которых пытались боголюбцы посеять в их душах ростки славления маленького Спасителя. В чем ошибка? Давайте, рассудим! Понимание того, что в младенце может быть необычная сила свойственно только мистически настроенным людям, безусловно взрослым. А ребенок, в котором воспитывается подчинение старшим, и сам стремящийся довлеть над младшими, с какой стати он будет всерьез воспринимать нарисованного младенчика? Даже пусть ты ему скажешь, что это Бог, спеленанный, лежит в яслях… Ты скажешь, а он не поверит. Смотри внимательнее… Сам-то ты, ужели не понимаешь?!! Дети не прощают унижения. Если смерть, распятие, страшны сами по себе для взрослых, — для детей же, ничего не ведающих о сем, они не понятны. Смогут ли они потом, подростя, простить Божьего Сына, что Он позволил себя распять? Думается мне, приоткрыта причина того, что молодежь, из числа детей, регулярно посещавших воскресные школы и службы, отходит от православной религии. Деткам необходима строгость. “Бог накажет!” — говорите вы. “А почему, — возникает у них недоуменный вопрос, — сам Бог родился маленьким, а затем умер? Если он умер, значит его нет?!” Ребенку отвечают: “Бог есть любовь, он послал своего сына…” Опять детишки не понимают: “Бог послал Бога?” “Нет! — говорят родаки. — Бог — один”. “Он сам себя послал?” — спрашивают птенцы их. На этом обычно разговор прекращается.
А что ежели объяснить всем, что Бог послал сына своего единородного, чтобы спасти мир, и создать Церковь, которой врата ада не одолеют, как защиту от зла, как предохранение мира от порчи сатанизма? Смотри, дитя… Мы ходим в храм, не для того, чтобы у нас все было… А ищем мы защищенности от нечистой силы… Для этого молимся. Ты только пойми, сынок, — бесы, невидимые духи, могут принимать образ, приходить как взрослые дяди и тети, и даже ровесники твои, выдавать себя за них, и казаться ими, — они чудовища, монстры, называются демонами, — это плохие. А еще есть колдуны, которые им служат, и наводят всякий грех, несчастье, потери и смерть… От них тоже надо читать дома Евангелие, и иконы иметь, святую воду пить ежедневно. Если ты пойдешь в лес, не потеряйся, не иди с незнакомцами по грибы, — это злой леший может оказаться… Заведет на топи — не выберешься. И главная наша сила христианская — в знании этого. Ну, и таинства… Они наше спасение. И болезни лечат… И силу большую дадут… А молитва “Отче наш” беду отгонит. Ну, если согрешишь, проси прощенья сразу у Боженьки, а еще вот исповедь. Скажи там, грешен в том и в том, батюшке. Вот и спасся ты, дорогой мой, да и мы с тобой! А предостерегать, учиться противостоять опасности, сражаться с врагами ты не робей, иначе придут, захватят, возьмут в полон, убьют близких, самого на кол посадят и соберутся смотреть. Потому сын, ты точи ножик свой с юных лет, кастет носи, ногу поднимай быстро выше головы, да пяткой ею и с развороту навык имей бить. Вот ты и станешь христианин подлинный, а не слюнтяй и трус, и вообще лопух… Помни учение: “Поставь другую щеку” — это для лохов, а для нас, учеников Спасителя, верных, есть другая заповедь Христа — “Продай одежду, купи меч” и “Остерегайтесь людей, ибо они будут вас предавать” и “Нет больше любви отдать жизнь за друзей своих”. И самое основное, сынуля, усвой, Бог послал сына своего, чтобы тот проник в ад, как один из умерших, и взломав в мрачной темнице замки, освободил нас с тобой, потому что ад имеет власть и на земле. Потому мы ходим, радуемся вси на нашей планете, а не так, как прежде детей своих в жертву приносим. И наш Господь не ищет таких детоубийств, какие сатанисты творят в умилостивление своему сатане. Об этом всем в Библии открыто через Авраама и Исаака. Скажи теперь, может ли быть что убедительнее чем сия не состоявшаяся казнь? Может ты, дитя, хочешь жить как те, которые кидали своих ребеночков на раскаленные руки статуи ваала? Или ты, младенец мой, ищешь того, чтобы я, твой папка, на тебя грехи свои накидывал, называя их, когда ты спиночкой повернешься?!! Они так делали, сатанисты. А после того, как Христос спустился в ад, и порядок навел, все вздохнули с облегчением немалым… Понимаешь, сын, Христианство — лучше, чем истребления. Если не будет церквей действующих — начнутся войны, мятежи, голод, эпидемии… И никто не сможет помочь, если Бог накажет нас… Никто не выстоит против Всевышнего, ему же и дьяволы, и сатаны, и армаггедоны, и люциферы, и веельзевулы, и бафометы, и вии, и омены, и все вообще бесы, и черти все, и демоны — каждый, все до единого, послушно, как псы бешенные, осоловевшие, неразумные, косвенно служат, принося с собою его гнев, и яростью его полны бывают все они… Радуйся, пока зло, на цепи у Хозяина сидит. Хочешь бессмертия своей душе — причащайся из Чаши Жизни и ешь Хлеб Небесный. Сие, доступное нам с тобой, Таинство сокровенного преображения Человечества, каждый день из алтаря выносит батюшка для вкушения верующим.
Вот такое объяснение предлагаю делать своим детям, а не ждать только, что в церкви все разъяснят… Как видно мало объясняли на Украине, что там православные друг у друга храмы захватывают…
Итак, перехожу к сути сюжета. А точнее, к фабуле, то бишь к достоверным фактам, легшим в основу произведения “Танцующий Иерофей”, сочинения, — даже не сомневайтесь! — исключительно, моего авторства.
1. Иван Зайкин — выкрест. Каждый человек, имеет в своих предках на уровне бабушек и дедушек четырех представителей разных родов. Со стороны мамы и со стороны отца — их по двое, собственно, доводящихся им родителями… Неважно, знали вы стариков, или они вас ласкали в детстве лишь, либо всю жизнь были рядом, — они есть. Так сложилось, что три рода у меня русские, а один еврейский… Еврейская кровь — сильная, но я всегда считал себя русским, и мыслил как русский. Однако это не значит, что я должен отречься от народа, который породил на свет всех пророков Библии, предвозвещавших пришествие Спасителя мира. Впервые я столкнулся с травлей меня как еврея — в среде московского духовенства, ибо полагалось, такой муссировался слух, что евреев не пропускают в патриархии на Святую Землю к постоянному служению. А мне привелось в тот год ожидать утверждения предполагаемого назначения в Русскую Духовную миссию, находящуюся в Иерусалиме…
Иван Зайкин, персонаж, мною созданный только для произведения “Танцующий Иерофей”, несколько иронически вначале, прелестно даже, поданный, в некотором смысле взял, получил еврейские корни от меня. Мне не довелось в прошлом быть иудеем, как моему герою, и на Святой Земле, в отличие от большинства православных паломников, я не посещал действующую синагогу с гробницей царя Давида. То есть категорически отказался это делать, о чем и всем сказал, что всеядность до добра не доведет… В остальном же, Зайкин, выписан в память о погибшем от рук злодеев иеромонахе-пустыннике, о котором мне рассказывали в Карелии… Именно подлинный случай с его убийством лег в основу повести.
2. Иерофей Холодов — сатанист. Этот образ составлен мною из нескольких лиц. Случаи, которые описаны в связи с ним были мною изведаны в разное время, и скорбность тона, с которым Зайкин пишет о колдовстве внутри ограды Церкви, свойственна мне, как ни кому другому… Более детально указывать имена, фамилии, а также делать разоблачения, никогда не входило в мои планы занятия творчеством. Напротив, на своем личном опыте, я убедился в правоте слов Христа, сказавшего ангелам: не вырывайте сынов лукавого из поля мира, чтобы тем самым не повредить праведников. Мы живем по законам государства, следуем различным понятиям, а церковь существует — по канонам. Можем молиться о наказании грешников. Этого вполне, считаю, достаточным, и новая или ожидаемая видоизмененная инквизиция, даже если кажется необходимой, будет лишь очередной драмой для всех.
В свое время, соблазнившись присутствием колдунов в церковном клире, я написал бумагу, которую отдал благочинному, что ухожу и не имею никаких претензий к РПЦ. Так оно и есть, никаких проклинаний с моей стороны в адрес церковного руководства, а тем паче рядовых верующих, — надеюсь, что и они станут моими читателями! — не допускалось… Через пару лет, я снова принят в клир, поскольку раскаялся, понял, что допустил ошибку, погорячился, а потому считал себя заштатным священником, принимал людей у себя на дому, и молился, позиционируя себя как православный, а не как старовер… Впрочем, мы ведь одного вероисповедания! Реально досадно, что существуют еще такие темные разногласия в обеих лагерях, надолго затянувшегося православного конфликта, обернувшегося затерянными в глуши скитами, уже четыреста лет как, заселенными старообрядцами, беспробудно замраковавшимися пришествием антихриста… То что про меня усиленно распускались слухи, вроде я отрекся от веры — мне известно. Это не так.
3. Александр Сумароков, Тамбовский епископ, мною описан, как человек музыкально одаренный, начитанный, и к тому же провидец. Он видит сон, в котором Иван Зайкин рассказывает о смерти своей, и показывает ему рану, нанесенную Иерофеем Холодовым. Символически — эта рана груди есть скорби, которые я перенес в Церкви, связанные с общим приятием колдовства в среде духовенства, и отсутствием всякой борьбы с такими замаравшимися личностями… Можно сказать, что я умер и воскрес, поранившись об косу зачерствелой ленности признавателей своими братьями тайных отступников от православной веры, изобличенных мною сатанистов.
Прототипом Александра Сумарокова, стал святой Тихон Задонский, затворник, добровольно ушедший со своего места епископа, не сумев перенести расправы над Арсением Мациевичем, в которой ему, молодому архипастырю, пришлось участвовать. Наверное, затвор, во все времена, — лучшее, что можно противопоставить нерадивым христианам, а также сильное слово, записанное наставление, могущее их исправить и уврачевать…
4. Доктор Козлодоев и муха, убийца Холодова. Описанное мною сущая правда. Хотя этот случай приложен к Холодову, а происходил он со мной наяву. Зимой, влетела в мой кабинет огроменная муха, злобная, жужжащая фурия, как непримиримый враг, она медленно облетела меня трижды, затем, зависнув на время напротив, с неистовым гневом ударилась в мое сердце. Уж, я не знаю, кто этим, безжалостно забитым мною насекомым управлял, но очевидно, не сама…
Дьявола, в момент искушения, духовными очами, то есть нечетко, — но при желании, если отвлечься от ужаса, разглядеть успеть все же можно! — приходилось видеть как-то, притаившимся за стеной. Он был в шляпе и весь в черном, как чумной доктор…
Обратите внимание на его фамилию. Она выбрана для дьявола нарочно. Козлодоеев — тот кто доит козлов. Пусть вас, читателей моих, это не смущает. Колдуны знают о том, что их доят...
Какой я следовал логике, когда Козлодоеева привел к Холодову, констатировать его смерть? Дело в том, что я уверен, и по всему выходит, что не ангелы, а бесы приходят забирать своих колдунов, причем мучают их ужасно… Сие самое во многих деревнях замечено, при умирании отреченцев… Я посчитал достойным, что муха казнит сатаниста, положившего эту тварь на блюдо для соборования в алтаре. То происшествие, при всей его фантастичности, тоже имело место быть, как и рассказ о сапоге.
Теперь давайте, коснемся желаемых мною выводов.
Иван Зайкин, не прельщенный видимым количеством прихожан, и не очарованный собственной значимостью, — совершенно нетипичный представитель духовенства. Он возвышенно, перед архиереем, используя приемы византийских томосов, рассуждает об их вере, якобы принимая за нее, внешнее уважение к убранству и посещениям храма. На самом деле же, Зайкин весьма скептичен и насторожен…
Вот его проповедь, которая не вошла в произведение…
“Христианское Рождество — это не языческая Коляда! Так зачем же тогда рядиться в шкуры и вымазываться сажею, как трубочисты? А почем ты знаешь, что пришли ряженые? Допустим, явился черт, один или с компанией, топчется по снегу, а ему ведь давать нельзя. Потом нечистики спросят за это. Для того они, пойми, и ходят, просят, дают, просьбы исполняют. Чтобы душу христианскую погубить… Как же быть? Не колядовать? Ну, вникните же сами! Если тебе будет бес молитвы лепо читать по псалтири — не верь! Что это за празднество — тешить нечисть? Празднику Рождества без этого нельзя разве обойтись?! Всем что-нибудь надо… Бога просим мы о милости, почему? Чего мы добиваемся своими молитвами? Главное, веровать… А ты еще ждешь награду за свои посещения службы. Если Бог помог мне или тебе, верить нужно, вот, что важно для христиан. А Христианство учит отречению от мира! И, стало быть, свободе, независимости от мирских ценностей. Ставит на первую полосу глубинное сокровище духа нашего… А чего добивается колдун? Он хочет всего и сразу. А что получает? Ничего… Точнее сказать, дьяволопоклонник продает свою душу дьяволу, понимаете, становится рабом нечистого, лукавого, делается учеником коварного и жестокого человекоубийцы и отца лжи. Вот, вспомните, Христос зовет — никогда, ни при каких обстоятельствах, не вредить своей душе, не губить ее, даже если можешь приобрести весь мир. Скажу тебе, как пастырь… Богачом, например, ты можешь стать. Только учти, овца, что нищий — он более богат останется нежели ты. Если только примет свою нищету, согласится с нею, как с попущенною ему Богом… А ты, если не пристрастишься к богатству, тоже можешь спастись от ада, куда в итоге, все попадают грешники нераскаянные, которых бесы уловят в свои сети… Другой станет терзая себя и других мучаться, ища удовлетворения в ярких ощущениях, а они-то ведь только временно заглушают тоску по Небесной Отчизне… И когда-нибудь снова наступит скука, заставляя выбрать или благочестивый путь праведный и покаяние в грехах, либо выкинуть все из головы доброе, а жить, и бодриться, погружаясь в различные омуты без оглядки, а потом все одно крест, распятие будет, никто это не избежал еще… Сама смерть, и предшествующие ей внутренние тяготы, внешние скорби или болезнь, указывает на это. Доверься ей, коли мне не хочешь поверить… Ты обязательно распнешься однажды… Так не лучше ли самому, немедленно бросить все свинское и бесстыжее, и начать прорываться к любящему Отцу, иже на Небесех!? С покаянием: “Согреших, отче, на небо и пред тобою, и уже недостоин называться сын Твой”, будешь, обязательно, принят, воскреснешь из мертвых, ежели отчаялся в своих надеждах получить радость и покой, обрящешь его не в стяжании благ земных, а в произвольном отказе от них… А те, другие, ставшие колдунами ради власти и богатства, все одно получат дранный башмак в итоге, внезапную глупую заурядную смерть, такую же нелепую и несчастную, как и сами они, ослепленные безумцы, кажущиеся себе кем-то немаловажным… И вот перед нами два башмака… Оба стоптанные… Оставшиеся от двух путей. Один, направленный носком вверх, принадлежит нищему христолюбцу, ушедшему ввысь, а второй, перевернутый вниз, обращенный к чёрту, он с колдунской ноги, прошествовавшей в ад. Никто из двух путников не стал по-настоящему богат, ни тот, ни другой, потому как в этой жизни, лишь предвкушение блаженства, одни просветы рая, дают настоящую идеальную долгую радость, которой никто не отнимет от служителей Божиих, если они таковы по сути, а не по внешности токмо показываются богопочитателями, а внутри есть волки, и волки самые опасные, хищные…”
В проповеди священника Иоанна Зайкина, уже четко охарактеризован, без указания лица, алтарник Холодов, показана борьба смыслов, отображены взаимоисключающие принципы путей, обозначено крушение надежд, и к сказанному моим персонажем мне добавить нечего. Кроме того, что не в евреях и русских дело, знаете ли… А в потомках Авеля и Каина. По большому счету, “Танцующий Иерофей” — эта повесть о них, современных нам, верном и нерадивом, посвящена служителям, иереям-жрецам, приносящим жертву, праведно или нечестиво, свято да чисто или же впрямь грешно да неподобно, — а потому недозволенно, отвергнуто! Повесть, фактическим материалом пускай и переложенная на полутораста лет назад, все же адресованная всем нам.
М.Донской, 2025
Свидетельство о публикации №225100200923
Если противо-поставлять, то затвор и слово не для них?
А тех, кто против них?
Мост Будущее 02.10.2025 21:42 Заявить о нарушении