Исповедь

      Этот сюжет из области религиозной философии, не интересный для неподготовленного читателя, у которого слова "религия" и "философия" вызывают скуку и отторжение. Если вы ещё молоды и не практикуете мысленные медитации на сакральные темы бытия, то и углубляться в чтение не стоит.

-------------------------------------

      Люди разными путями приходят к пониманию необходимости исповеди, но очевидно, что мотивы исповедующихся не всегда содержат благочестивые основания и порой превращают процедуру исповеди в протокольную беседу для галочки, не имеющую ничего общего с истинным, выстраданным решением об искуплении грехов и об очищении совести. В этом рассказе беседа молодого человека со священником, в которой он пытается найти ответ на вопрос – Кто виноват в его грехах?

     --------------------------------- 

     Участники диалога: 1 – Священник. 2 – Молодой человек.

     ---------------------------------

     1  - Исповедовал ли ты, сын мой, когда-либо грехи свои и совесть свою?

     2 - Это трудный вопрос, отче.

     1 - Отчего же он трудный? Тысячи людей ежедневно несут свои переживания в церковь и просят прощения у Господа за ошибки, гнетущие их совесть на склоне жизни.

     2 - Я знаю, отче, но, видимо, у меня свой собственный порог в признании необходимости исповеди и пока что я не готов доверить свою историю судье, в истинных полномочиях которого сомневаюсь. Я не уверен в том, что Вы, наместник Господа на земле, облачённый в рясу, имеете достаточно полномочий чтобы принимать моё раскаяние и очищать мою совесть.

     1 - Объясни. Мне кажется, что ты преисполнен недоверия не только к слугам Господа на земле, но и к самому верховному Источнику Справедливости. Я прав?

     2 – И да, и нет, отче. Вы верно уловили моё смятение, но мне придётся дать обширное разъяснение моей позиции, поскольку мой разум принял слишком рациональную форму и вошёл в противоречие с некоторыми догмами христианства.

   Я много раз был неправ. Я сожалел о содеянном или сказанном, но не просил прощения, хотя мой поступок выжигал мои внутренности от осознания неуместной гордости  и слабости моего духа перед необходимостью извинений. Было ли это внутренним покаянием перед самим собой? Да, было. Но моё раскаяние я не адресовал Богу, полагая, что достаточно моего личного самобичевания. Ведь это мои проступки, следовательно и ответ должен держать я сам, не перед кем-то из внешних судей, а перед своей совестью.

     Но сейчас, будучи более просвещённым в вопросах взаимоотношений людей и Господа, я принял для себя новую оценку моей ответственности за мои проступки и я не готов отвечать в полной мере за всё, что будет вменено мне на Страшном Суде, так как вижу только часть своей вины в общем объёме моих прегрешений.

   Я убеждён в том, что мои грехи были грехами чувств, но не разума. Страдания, которые я причинял близким и дальним, ужасны, но эмоции, руководившие моим поведением, даны мне от рождения, от того, кого вы, отче, называете верховным Источником Справедливости. Я не планировал свои проступки, они произошли на почве неконтролируемой вспышки гнева, в момент неспособности действовать разумно. Мне ли отвечать за дела Господни, за то, что я сотворён слабым человеком, не способным контролировать свои чувства? В этом состоит моя новая формула для оценки моей ответственности.

     1 – Следует ли из этого, сын мой, что ты искусственно разделяешь дела человеческие и дела Всевышнего и считаешь, что те поступки, которые спровоцированы твоим разумом, подлежат исповеди и даже наказанию как основанные на собственной воле, а другие твои поступки, источником которых стали первобытные инстинкты, которые, якобы, от Бога, выводят тебя из под ответственности и не подвержены осуждению?

     2 – Почти что так, отче, но я снова не могу ответить на ваш вопрос однозначно и просто, ведь я пришёл к вам не получить вечную индульгенцию за мою прошлую жизнь. Я не верю в аннулирование грехов актом исповеди. Даже исповеданные, они продолжат мучить меня в конце моего жизненного пути, в моих мысленных странствиях по дорогам моей жизни. Мои грехи не оставят меня и лягут со мной в могилу.

   Я с молоком матери всосал веру в неотвратимость ответственности и, как христианин по крещению, приму справедливое возмездие. И в этом плане именно вопрос о справедливости является основным, как в позиции моей защиты, так и в позиции обвинения со стороны Верховного Судии.

   Думаю, что суд нездешний, всех нас ожидающий, должен руководствоваться принципом справедливости, если только в мире людей и в мире ангелов основополагающие судебные понятия совместны в сути своей. То есть, если принципы духовного мира ангелов и материального мира людей тождественны и отражают оно и то же. И если это так, то следствие и суд должны определять ответственность пропорционально между соучастниками греха, то есть между мною и Господом.

     Другими словами, мне хотелось бы понять – является ли грех человека следствием его собственных необузданных страстей или земные страсти есть побочный и непредусмотренный продукт его психики, неожиданно даже для Творца проявившийся после создания человека и наделения его исходными божественными характеристиками?

     Как в этом смысле разделить ответственность Создателя и человека, если последний есть производная единица и являет собою прямое следствие творения? Если исходным психологическим материалом для внедрения в человека была уже готовая духовная субстанция Творца, являющаяся базовой матрицей и на много поколений вперёд генетически определяющая психологические качества человеческой личности?

     Справедливо ли страдать человеку за грехи, совершённые им по якобы своей собственной воле, но спровоцированные, извините, отче, за такую грубую аналогию, спровоцированные заложенными в его психику изъянами исходной матрицы?

     1 – Я понимаю тебя, сын мой. Твоя вера не крепка, а разум в смятении, поэтому  речи твои насколько наивны, настолько и кощунственны. Ты пытаешься предъявить Создателю обвинение в Его личном несовершенстве, которое, якобы, передалось тебе по генетической линии и привело к совершению тобою неправедных поступков. Печально, но объяснимо. Ты сын своего времени, времени отступничества и критицизма. Современные технологии убивают тонкий мир духа и погружают человека в мир грубой материи, комфортной и сладостной. Они отодвигают границу человеческого прозрения на поздний, иногда на самый последний рубеж его жизни, когда сердце сжимает холодная рука неведомого и неотвратимого.

     Иногда это происходит раньше. Человек, пресытившийся страстями этого мира, приходит к пониманию того, что земные удовольствия пропитаны грехом, эгоизмом, бессердечием, преступлением. Душа просит катарсиса, очищения, света, спокойствия, тепла, справедливости. Человек ищет возможность стать лучше, то есть ищет пути к исповеди.

     Есть ещё третья категория людей, идущих к Богу. Это люди-философы, разумом начинающие понимать, что мгновенная земная жизнь это лишь звено Вечности, что душа есть неуничтожимая частичка Великого Разумного Космоса и от начала до конца связана необъяснимыми, но реальными узами с его существованием.

     Не знаю, друг мой, какие причины побудили тебя к этому разговору со мной, но ход твоих мыслей свидетельствует, во-первых, об искреннем желании понять суть вещей, скрытую от поверхностного взгляда, во-вторых, определить меру твоего участия в неприглядных делах твоей жизни и, как следствие, меру твоей ответственности, которую ты желал бы разделить с Творцом, неправомерно полагая, что твоя склонность к греху перешла к тебе от родителей, к ним от Адама и Евы, а к ним от самого Господа.

    Твой путь сюда, к разговору со мной был нелёгок, твоё сердце наполнено обидой за кажущуюся несправедливость. Она и породила сакраментальный вопрос – Кто виноват? Однако, при всей его кощунственности, он делает тебе честь, поскольку определяет тебя как думающего человека, способного к сознательной вере. Ведь вера, постигнутая разумом, в отличие от веры слепой, означает победу в борьбе с невежеством. Вера, обретённая ценой тяжёлых размышлений ценна потому, что выстрадана.

     Ответ на твой вопрос не может быть сиюминутным потому, что он лежит в области твоего будущего. Это один из тех вопросов, разрешение которого требует жизненной мудрости. Только личный опыт даёт истинные ответы. Наша беседа это небольшой, но необходимый шаг к пониманию.
 
     Тысячи мудрецов сложили свои головы в теологических битвах за право обладать истиной в этом вопросе, ведь и первочеловек Адам, со скорбящим сердцем оглядываясь на закрывающиеся за ним двери Рая, терзался мыслями о собственной невиновности и несправедливости наказания.

     2 – Отче, не хотите ли Вы сказать, что церковь за две тысячи лет своего существования не сформировала ни для себя, ни для паствы, четкой точки зрения на вопрос о степени ответственности падшего человека?

     1 – Конечно, церковь имеет свою позицию, канонически отточенную, устоявшуюся и общедоступную. И она заключается в том, что Господь, будучи всеблагим по факту его идентификации, представил человеку самому делать выбор между греховным и праведным наделив его способностью мыслить. Мог ли человек, не обладая этой особенностью, претендовать на особое положение среди животного и растительного мира? Нет, не мог. Скорее всего, это был бы ещё один вид приматов, разнообразие которых велико, но не придаёт особого, мыслящего, колорита лицу нашей планеты.

     Замысел Господа именно в том, чтобы создать существо, которое было бы в состоянии анализировать окружающее пространство и планировать свои действия руководствуясь при этом моральными категориями, а не животными инстинктами.

     Он создал человека, занимающего в иерархии положений промежуточную ступень между материальным миром и Им Самим, существо материально-духовное, соединившее в себе низкую материю и высокий дух.

     2 – Но ведь, отче, человек, составными и совершенно необходимыми частями которого являются антиподы, земля и небо по пятьдесят процентов, следуя своим потребностям, неизбежно будет принимать решения, ведущие как к греху, так и к благу, идя на поводу желаний тела и души. Ведь потребности тела, как правило, низменны и греховны, а потребности души высоки.

     Следовательно, искушение совершить грех заложено свыше, а инициатива человека к удовлетворению греховных потребностей обусловлена его двойственной природой, созданной помимо его воли и его участия.

     1 – Сожалею, сын мой, что у тебя сформировался именно такой подход. Я уловил его уже в первых интонациях твоего голоса, т.к. твои вопросы это полувопрос-полуответ. Ты готов к осмыслению, ты на пути к пониманию, но пока не готов к принятию.
 
     Хочу сказать тебе главное - Не Бог вершит, а человек. Пока ты не поймёшь эту истину, не поймёшь и своей личной ответственности за свою жизнь и будешь искать её вне себя. А поймёшь тогда, когда совокупность твоих жизненных испытаний приведёт к необходимости размышлений о причинах испытаний, бед, печалей, потерь. Только размышления, явившиеся результатом страданий, помогут прийти к истине, заключающейся в том, что никто кроме самого человека не примет его ответственности за его дела земные.

     Идя в своих размышлениях ещё дальше, человек должен осознать свою  ответственность не только за личную жизнь, но и за все дела на земле, за благополучие общества и природы.

     Только возвысив свои разум и душу до вселенских высот, можно стать Самим Богом и уже не искать возможности разделить с кем-то свою ответственность. Вся ответственность станет только твоей. И это произойдёт в полном согласии с твоим разумом.
 
     Душа человека - частица Бога. Задача человека состоит в том, чтобы вырастить свою духовную частичку до величины Создателя и воссоединиться с ним в Его царствии, которое не на небе и не в созвездии Ориона, а в душе каждого человека. 

     Сын мой, я не приму сейчас твоей исповеди. Ты не готов к чистосердечному согласию с канонами церкви. Пока не готов. Но ты на верном пути  и я уверен, что наш разговор направит тебя на правильное понимание твоей роли не только в твоей жизни, но и в жизни нашей планеты.
 
     2 - Спасибо, отче, за наставления. Я вижу, что мой ум и образ мыслей недостаточны для анализа высоких идеалов. Но теперь моя точка зрения изменилась и я готов перестроить своё мышление в то русло, которое вы открыли для меня. Спасибо.
 
    1 - Иди, сын мой, да пребудет с тобой благословение Господа на дела полезные и достойные.


Рецензии