Берега бытия

БЕРЕГА БЫТИЯ

Пелена густого тумана опустилась на горную вершину Ай-Петри и занавесила сентябрьское солнце.
Силуэты людей растворялись и вдруг неожиданно проявлялись рядом. И эта возникшая игра в узнаваемость наполняла новым содержанием маленькие сосенки, небольшие магазинчики с поделками местных умельцев, легковушки, привёзшие сюда по серпантину любопытных туристов…
…На плато меня привела любознательность — однажды в осеннее время года я здесь уже был с ялтинскими поэтами. Лет 15 назад Виктория Басырова открывала в музее А. П. Чехова выставку своих картин, и присутствовавший на ней председатель Ялтинского филиала республиканского творческого союза «Крымская ассоциация писателей» поэт Вячеслав Егиазаров (11. 12. 1940 – 16. 02. 2022) пригласил нас на Ай-Петринское плато.
— Поехали, — предложил мне Вячеслав Фараонович, — обсудим там союзные дела. Место на плато спокойное. Никто не помешает нашей беседе…
Я, как председатель Крымской ассоциации, согласился. А вот неутомимый организатор поэтических фестивалей и литературно-музыкальных вечеров, проходящих в Ялте, поэт Тамара Егорова заметила:
— Вячеслав Фараонович, а вам не будет тяжело?
— Что ты, Тамарочка, возьму стульчик… Будем разговаривать и собирать грибы…
Уже тогда его подорванное здоровье давало о себе знать. Но Егиазаров не сдавался. Выбирал на плато небольшую полянку, присаживался на стульчик и, наклонясь, найдя среди пожухлой травы семейку упругих рыжиков, осторожно срезал их. Очень быстро он наполнил небольшое ведёрко.
Вскоре он торжественно произнёс строки из своих стихов:

Жизнь — бессмертна, всё течёт
то спиралью, то кругами,
для неё наш век не в счёт,
в счёт — лишь созданное нами…

И направился к скатерти, расстеленной под берёзкой, приглашая элегантным жестом следовать за ним к импровизированному столу…
В тот вечер были долгие разговоры о роли литератора в жизни своего народа. Потом зазвучали стихи…
А в природе стояла такая тишина, что, казалось, горы прислушиваются к голосу поэтов:


* * *

Ткнув морду в море, спит гора-медведь,
Как ощутимо здесь раскрепощенье духа!
Скитаясь праздно по окрестностям Гурзуфа,
здесь так легко свободой заболеть…
(Тамара Егорова)



* * *

Поедем по верхней дороге
то вправо, то влево, то вниз,
пока не заедем в итоге
в посёлок родной Кореиз.

Закажем шашлык и покуда
у нас не иссякнет вино,
смотри на обычное чудо,
посёлок, любимый давно.

Над ним воздымает Ай-Петри
утёсы — этаж на этаж,
пускай ты в пейзажах не петришь,
но этот запомнишь пейзаж.
(Вячеслав Егиазаров)

* * *

Вернулся я не вдруг издалека —
истосковался по земному раю.
Молчание здесь каждого цветка
легко, как человека, понимаю.

Вернулся навсегда издалека,
и так добра ко мне земля родная,
что долго воду пью из родника,
горячими губами припадая…
(Валерий Басыров)

* * *

И вот, много лет спустя, оставив внизу Ялту, я снова ехал по той же дороге резко вверх, к вершине Ай-Петри. Расстояние небольшое — всего 23 километра. Но туман, выползающий из расщелин на крутые повороты, ограничивал скорость автомобиля.
А ещё хотелось вновь встретиться с достопримечательностями волшебного Крыма. Сначала проведали водопад Учан-Су. Он находится на высоте 390 метров над уровнем моря на юго-западных склонах Ялтинской яйлы. В переводе с южнобережного диалекта крымскотатарского языка «учан-су» означает «летящая вода». Но время я выбрал не совсем удачное — за плечами осталось засушливое лето и водопад полностью пересох. Двадцать лет назад при подготовке книги кандидата географических наук Зинаиды Тимченко «Водопады Крыма» я был здесь весной, и мне посчастливилось увидеть его неукротимый нрав — мощные потоки воды срывались со 116-ти метровой высоты и с рёвом разбивались о скальные выступы, наполняя внутренний бассейн. При падении Учан-Су образует два каскада: на втором каскаде сооружено небольшое строение с водозабором и скульптурой орла на крыше. Отсюда вода поступает в Могабинское водохранилище и затем используется для водоснабжения Ялты. Красив водопад и зимой: летящая вода превращается в сосульки. В 1986 году крымский скалолаз Юрий Лишаев впервые покорил замёрзший водопад.
Кстати, Учан-Су вдвое выше и больше знаменитого Ниагарского водопада.
Следующую остановку сделали возле черепашьего озера. Оно представляет собой небольшой водоём, расположенный в Ялтинской заповедной зоне, недалеко от Бахчисарайского шоссе, ведущего на Ай-Петри. Озеро расположено на высоте 578 метров над уровнем моря.
На месте нынешнего озера находился разрушенный родник. В 2009 году сотрудники заповедника его расчистили и восстановили. С тех пор родник никогда не пересыхает — его подпитывают подземные источники и дожди.
Благоустройством озера занималась местный предприниматель Алёна Павлова, выигравшая грант от Минкурортов РК.
Объект стал эколого-просветительским и первым в Крыму, где были созданы условия для инклюзивного туризма.
В озере много вислоухих черепах. Туристы любят с ними фотографироваться.
Кроме черепах на озере появилась пара лебедей-шипунов…
По пути следования к вершине Ай-Петри меня ожидала ещё одна интересная встреча — «Серебряная беседка». Она расположена между сёлами Охотничье и Высокогорное, стоит на краю горы Пендикюль, на высоте 865 метров над уровнем моря.
Ротонду, которую возвели здесь в 1894 году в честь завершения строительства трассы Ялта – Бахчисарай, назвали «Серебряной беседкой». Она оправдывает своё романтическое название: зимой беседка становится серебряной от инея.
Надо отдать должное русским военно-сапёрным батальонам под руководством полковника инженерных войск И. С. Шишко, которые сумели в тяжелейших природных условиях проложить дорогу из Ялты на Ай-Петри. Работы велись с 1865 по 1894 годы. Во время строительства И. С. Шишко пришлось принять ряд сложных решений. Среди них: доставка необходимых материалов на объект без альтернативных подъездных дорог; природные факторы риска — склоновые процессы и карстовые образования, сейсмические воздействия — в районе проведения работ расчётное значение сейсмических воздействий достигало 9 баллов. Это ему принадлежит идея «врезки» серпантина в склон, чтобы преодолеть сложности рельефа при строительстве дороги Ялта – Ай-Петри – Бахчисарай. Кроме того, чтобы дорогу не размыло после дождей и таяния снега, использовали водопропускные трубы. Они перехватывали воду, которая текла сверху, и отводили её от проезжей части. А сколько понадобилось сил и средств для укрепления склонов, чтобы предотвратить оползни и сохранить стабильность дорожного полотна. Во время строительства дороги применялись дренажные системы, сооружались подпорные стены и противооползневые системы, использовались взрывные методы…
В честь завершения важного объекта в стратегическом плане император Александр Второй, патронировавший строительство дороги, повелел назвать «отличительную скалу на Ай-Петринской яйле — скалой Шишко».
Я был на этой скале с видовой площадкой. Она — тоже одна из достопримечательностей пути на Ай-Петри. Иван Станиславович Шишко, помимо дороги, внёс немалую лепту в курортное процветание Ялты: первый в городе водопровод и строительство нижней Магарачской дороги до Никитского ботанического сада — его заслуга…
…Поздним вечером я возвращался по серпантину в Ялту. Эта дорога стала для меня ключом к пониманию трудной, но интересной истории Крыма и России. Той тонкой нитью, которую сложно разорвать, ибо ныне живущие, подпитываясь истоками прошлого, строят дорогу будущего.


Рецензии