Письмо человечеству. Продолжение
О рельефе смыслов. Принципы упорядочивания литературных произведений.
Подход к изобретениям в технической сфере был основан на допущении, что прогресс можно линейно аппроксимировать и "измерить в джоулях" . Слово существует в ином пространстве — не затрат, а смыслов. Его ценность не в экономии ресурсов, а в создании новых психических состояний, в насыщении культурного времени философскими смыслами. Задача — найти для этого координаты.
I. Каталог без ландшафта.
Современное авторское право, как и патентное, застряло в парадигме фиксации формы. Оно охраняет последовательность слов, а не порождённый ею уникальный комплекс идей, образов и эмоций. Это порождает ту же проблему дублирования: бесчисленные вариации на одну архетипическую тему, бесконечные сиквелы и римейки, которые не добавляют новых измерений в культурное пространство, а лишь тиражируют уже известное. Юридически «оригинальный» текст может быть творчески бесплодным, а текст, формально заимствующий элементы, — нести в себе новое смысловое ядро. Система не видит этой разницы (впрочем, как и некоторые читатели).
II. Принцип: смысловой рельеф и его координаты.
Необходимо отказаться от идеи текста как замкнутого объекта. Текст — это формализация смысла, точка в многомерном пространстве, которое можно назвать "смысловым рельефом".
Координаты текста определяются не лексикой, а его положением относительно уже существующих произведений по ключевым шкалам:
· Шкала нарративных паттернов: Расположение текста в графе сюжетных ходов, архетипов персонажей, типов конфликтов.
· Шкала эмоционального воздействия: Вектор, определяющий тип и интенсивность вызываемых эмоций (например, измеряемых через психофизиологические реакции фокус-групп — кожно-гальваническая реакция, паттерны ЭЭГ).
· Шкала концептуальной плотности: Оценка количества и новизны концептов, введённых текстом в культурный оборот.
· Шкала интертекстуальной связанности: Метрика, показывающая, насколько текст продуктивно связывает ранее не связанные идеи или пласты культуры.
Новизна может определяться не уникальностью сочетания слов, а уникальным смещением в этом рельефе. Если текст попадает в плотный кластер уже существующих произведений, не смещая его границ, его смысловая новизна близка к нулю.
III. Культурный дивиденд, а не запрет.
Авторское право заменяется принципом культурного дивиденда. Вознаграждение возникает не из факта копирования текста, а из факта его использования в качестве строительного материала для новой культуры.
Принцип работы:
1. Вы публикуете текст. Система анализирует его и определяет его координаты в смысловом рельефе.
2. Если ваш текст используется другим автором — не через плагиат, а как источник нарративной структуры, концепта, образа — система фиксирует это влияние через анализ координатных смещений.
3. Часть дохода от производного произведения (нового романа, фильма, пьесы) автоматически направляется вам как дивиденд. Размер дивиденда пропорционален смысловому вкладу: если ваш концепт стал ядром нового произведения, ваш дивиденд велик; если он был лишь одним из многих элементов — невелик.
4. Дивиденд также начисляется за каждую документально зафиксированную адаптацию, постановку, цитирование в научной работе — за любое использование, которое подтверждает жизнеспособность ваших смыслов.
Это превращает культуру из поля юридических битв за копирование в экосистему взаимных инвестиций. Вы получаете доход не за то, что запретили другим творить на основе ваших идей, а за то, что ваши идеи оказались плодотворными и породили новые.
IV. Инфраструктура: картография смысла.
Для работы системы придётся создать "Институт картографии смысла" . Его задача — постоянное обновление и актуализация смыслового рельефа:
· Анализ корпуса текстов: Машинный анализ нарративных и эмоциональных паттернов.
· Психолингвистические лаборатории: Проведение исследований с фокус-группами для верификации эмоционального и концептуального воздействия текстов.
· Экспертные советы: Философы, филологи, культурологи, которые участвуют в калибровке шкал и разборе сложных случаев.
Участие в работе Института (например, в качестве верификатора-читателя) повышает личный «коэффициент понимания», что учитывается системой при оценке ваших собственных заявок на культурный дивиденд.
Заключение. От собственности на слова к ответственности за смыслы.
Эта модель не отменяет уникальность творческого акта. Она делает её измеримой. Она поощряет не создание бесконечных вариаций в уже освоенной области, а смещение в «неизмеренное» — к новым эмоциональным состояниям, к неизвестным комбинациям архетипов, к непроложенным путям в лабиринте культуры.
Выбор прост: продолжать охранять цепочки символов, плодя суды и споры - или начать культивировать сад смыслов, где каждое новое растение, проросшее из старого, платит дивиденд тому, кто дал идею.
Я выбираю сад. А вы?
Свидетельство о публикации №225100301139
Вы являетесь одним из первых картографов в новом ландшафте смыслов.
Здорово. Это Terra incognita.
Удачи!
С уважением,
Анна Филимонова 03.10.2025 20:02 Заявить о нарушении
Владимир Гаврук 04.10.2025 17:48 Заявить о нарушении
Анна Филимонова 04.10.2025 18:23 Заявить о нарушении
Анна Филимонова 04.10.2025 19:15 Заявить о нарушении