Елена Чудинова и кабаки

    





       Елена Чудинова погрузилась в Смутное время, дабы найти еще компромата на Иоанна Грозного.

     Первая находка. Иоанн Грозный, оказывается, спаивал народ. Потому как учредил кабаки,а в них не давали закусывать.  Том только выпивали. Конечно, утверждает Чудинова, это для спаивания. Между тем,  знаете, как это работало? Вплоть до 19 века, там,  где были такие обычаи?

     Воспоминания Константина Коровина, глава "Северный край".

"— А что, — спросил я, — вина-то ты не пьешь?

— Редко, — ответил хозяин. — У нас-то ведь не пьют в доме вина-то.

Я говорю:

— Неужели? А как же?

— У нас нельзя при детях пить в доме. А кто выпить хочет — в кабак поди. Ну и ходют кто. В кабаке выпьет перед обедом, а домой закусывать бежит. У нас бабы такие — дома пить не велят.

Женщины северных крестьян были строгие: они вели хозяйство и блюли дом и никогда не брали в рот хмельного. "


      Так вот, во времена Иоанна Грозного нельзя было производить крепкие напитки самочинно и пьянство наказывалось. А если приспичило пропустить стаканчик - сбегай в кабак. Однако  ж без закуски не рассидишься.

      Зато времена Петра 1 с его ТРАКТИРАМИ,  где уже можно было пить и есть вволю и нон-стоп - это прекрасно,  считает ЧУдинова.  Вот истинная забота о народе.




       Каждому свое. А мне вот в детстве понравился не глупый "Князь Серебряный", а "Петр и Алексей" Мережковского. Хотя вообще-то я Мережковского не очень...

       Но этот роман...

"В самом Кремле, вблизи дворцов и соборов, у Тайницких ворот, был питейный дом приказных и подьячих, называвшийся Каток, по крутизне сходов с Кремлевской горы. Он вырос, как поганый гриб, и процветал много лет втихомолку, несмотря на указы: «из Кремля вывесть оный кабак немедленно вон, а для сохранения питейного сбора толикой же суммы вместо того одного кабака, хотя, по усмотрению, прибавить несколько кабаков, в месте удобном, где приличествует».В одной из канцелярских палат была такая духота и вонь, что царевич поскорей открыл окно. Снизу из Катка, набитого народом, донесся дикий, точно звериный, рев, плясовой топот, треньканье балалайки и пьяная песня:

Меня матушка плясамши родила,
А крестили во царевом кабаке,
А купали во зеленыим вине, —
знакомая песня, которую певала князь-игуменья Ржевская на батюшкиных пиршествах.

И царевичу казалось, что из Катка, как из темной зияющей пасти, с этою песнью и матерным ругательством, и запахом сивухи подымается к царским чертогам и наполняет их удушающий смрад, от которого тошнило, в глазах темнело, и сердце сжималось тоскою смертною."


     А вообще, как я уже говорила, у нашей всежечитающей публики представление о русской истории формируется двумя романами еще в детстве. И так накрепко, что потом не вышибить даже гуманитарным образованием.

Это "Князь Серебряный" А.К. Толстого и "Петр 1" А.Н.Толстого. Довольно дурного вкуса оба, на мой взгляд.


Рецензии