К 5. Глава 24 Шамши-Адад I
Шамши-Адад упоминает как своих предшественников на троне Ашшура только Эришума I и его сына Икунума, игнорируя Саргона I, Пузур-Ашшура II, Нарам-Сина и Эришума II. Это указывает на то, что Шамши-Адад занял трон Ашшура не сразу. Вероятно, он начал свои завоевания из Вавилонии, куда бежал, когда его отец Белкаби потерял власть в Терке под натиском царя Мари Яггид-Лима. В списке ассирийских царей говорится: «Шамши-Адад, сын Ила-кабкаби (Белкаби), отправился, когда Нарам-Син был царём Ассирии, в Кардуниаш (Вавилонию). Когда Ибни-Адад был лимму, Шамши-Адад пришёл на север из Кардуниаша, захватил город Экаллатум и жил там три года. Когда Арамат-Иштар был лимму, Шамши-Адад вернулся на север из Экаллатума, сверг Эришума, сына Нарам-Сина, и сам взошёл на трон, правив 33 года».
Хотя Шамши-Адад в Хорсабадском списке был включён в число ассирийских царей, он не считал себя царём Ашшура или Ассирии. Его титулы («царь множеств, поставленный Энлилем») не были связаны с Ашшуром или его богами. В Ашшуре он просто принял титул ишшиакк, а позже называл себя только строителем храма Ашшура. Его государство не носило названий Ашшур или Ассирия, а называлось «Царством Верхней Месопотамии». Но мы, чтобы не путаться, будем называть его царство Ашшуром, а этнически разные народы, проживающие на территории Верхней Месопотамии — ассирийцами (как принято у большинства историков, обозначивших этот временной отрезок как староассирийский период).
Обосновывая своё вступление на престол Шамши-Адад заявлял, что на трон Ашшура его призвали Анум и Энлиль, древние шумерские боги, считавшиеся в Вавилоне защитниками царей. Позднее Шамши-Адад приказывал вырезать собственные надписи, где вместо аккадского языка, на котором составлялись тексты царей Ашшура, использовался его вавилонский диалект. Данные факты свидетельствует о том, что Шамши-Адад довольно длительное время пребывал в Вавилоне и проникся искренней любовью к его языку и культуре.
Нам неизвестно, сколько времени Шамши-Адад провёл в Вавилоне, и ни один источник не сообщает, как ему удалось собрать войско для похода против Экаллатума ещё при жизни Нарам-Сина Ашшурского. Вероятно, город был захвачен благодаря наёмникам-амореям с удовольствием принимавших участие в подобных мероприятиях надеясь на богатую добычу. Возможно, Шамши-Адад также получил финансовую поддержку от влиятельных лиц, заинтересованных в ослаблении Ассирии. Однако это лишь предположения. Экаллатум стал главным южным административным центром державы Шамши-Адада, где он посадил своего старшего сына Ишме-Дагана, который впоследствии фактически стал его соправителем.
Проведя три года в Экаллатуме, Шамши-Адад на четвёртый год захватил Ашшур и изгнал Эришума II (вероятно, в 1807 году до н.э.). В это же время была захвачена и Ниневия. В своей единственной надписи из Ниневии Шамши-Адад связывал начало своего царствования в Ашшуре с захватом страны Нурругум (к северо-западу от Ниневии), который, по данным архива Мари ко времени завоевания уже входил в состав его государства. Таким образом, Шамши-Адад предпринял поход на Мари, уже будучи царём Ашшура.
Затем он распространил свою власть на земли к югу от Джебель-Синджара. Перейдя этот горный массив, Шамши-Адад завоевал плодородную область, орошаемую рекой Хабур и её притоками. Было найдено письмо правителя «Верхней страны» с обрашением за помощью к Яхдун-Лиму. Ранее автор письма успешно противостоял нападениям Халаба, Каркемиша и Уршу. Однако притязания Шамши-Адада, который уже захватил несколько городов его царства, представляли серьёзную угрозу.
Государство Шамши-Адада I
Одним из ключевых городов своего царства Шамши-Адад сделал Шехну, переименовав её в Шубат-Энлиль («Дом Энлиля»). Это название отражало его заявления о том, что Энлиль передал ему власть над Ассирией. Шамши-Адад перевёл большую часть своей администрации в новую столицу, возможно, из-за удобства защиты от нападений с юга и востока.
Подчинив земли, которые впоследствии стали ядром Ассирии, Шамши-Адад двинулся на запад и разгромил своего сильного соперника — царство Мари на Среднем Евфрате. Яхдун-Лим был убит собственными приближёнными, возможно, по наущению Шамши-Адада. Единственному сыну Яхдун-Лима, Зимри-Лиму, удалось бежать, и он нашёл убежище у царя Ямхада Суму-эпуха. Суму-эпух, ранее враждовавший с Яхдун-Лимом, объединился с его сыном перед лицом общей угрозы. Захватив Мари, Шамши-Адад укрепился на среднем Евфрате и назначил там правителем своего младшего сына Ясмах-Адада.
Царь Каркемиша Аплаханда, опасаясь поглощения его царства могущественным Ямхадом, вступил в союз с Шамши-Ададом. Этот союз был подкреплен регулярными подарками и ответными дарами. Шамши-Адад предоставил Аплаханде право беспошлинной торговли в городах Северной Месопотамии, включая Мари. К их коалиции присоединились также Уршу и Хашшу, соседние с Каркемишем города. В одном из документов упоминается подготовка к совместному походу вглубь Сирии. Однако этот поход не привел к установлению господства Шамши-Адада над Сирией. Тем не менее, он смог закрепиться в Катне.
Несмотря на постоянное присутствие гарнизонов Шамши-Адада, Катна сохраняла автономию под властью царя Ишхи-Адада, с которым Шамши-Адад поддерживал союз. Из Катны в Мари отправлялись дары, включая золото, серебро, древесину и ткани. Ишхи-Адад также оказывал военную помощь и предоставлял разведывательные данные. Союз между Шамши-Ададом и Ишхи-Ададом был укреплен браком дочери последнего с Ясмах-Ададом, сыном Шамши-Адада.
Главным противником Шамши-Адада в Сирии оставался могущественный царь Ямхада Суму-эпух. Пограничный город между их государствами — Верхний Туттуль в устье реки Балих — стал ареной постоянных столкновений. Документы из архива Мари свидетельствуют о постоянных стычках между этими царствами. Так один документ повествует о захвате поселения Заллул у переправы через Евфрат двухтысячным отрядом под командованием Япах-Адада (возможно, один из полководцев Суму-эпуха). Ассирийцы попытались отбить Заллул, но подкрепления, подошедшие к Япах-Ададу, вынудили их отступить.
Готовясь к решающему походу против Ямхада, Шамши-Адад собрал огромную по тем временам армию. Согласно сохранившимся документам, в этом походе должны были участвовать 10 тысяч воинов под его собственным командованием, 6 тысяч — от его сына Ясмах-Адада и еще 6 тысяч — от царя Эшнунны. К армии также присоединились войска Каркемиша, Уршу, Хашшу и Катны. Правда не известно состоялся ли этот поход и каковы были его результаты. Во всяком случае, Суму-эпух умер естественной смертью, а Ямхад так и не был покорён Шамши-Ададом, и там постоянно находили убежище не угодные ему люди. Шамши-Адад разместил гарнизоны в Катне и Яблии, заблокировав Ямхаду выход к Средиземному морю. Это вынудило преемника Суму-эпуха Ярим-Лима I искать себе союзника в лице правителя Алалаха, чтобы получить доступ к морю обходным путем.
С востока на владения Шамши-Адада постоянно нападали воинственные хурритские племена туррукку. Их родиной считаются горы Загроса, куда они отступали после неудачных набегов. Туррукку разоряли поселения вдоль берегов Тигра. В одном из писем из Мари говорится о нападении на 2-тысячный отряд ассирийцев, которому удалось спастись только благодаря подкреплениям. В другом письме Ишми-Даган сообщает, что был занят войной с туррукку и не мог отправлять вестей. В третьем письме упоминается новое нападение туррукку на самого Шамши-Адада. Архив Мари называет четырех вождей туррукку: Бин-Адада, Виланума, Лидайю и Зазийю. Имя Бин-Адада зафиксировано в датированной формуле: «Год, когда Шамши-Адад захватил Бин-Адада». В письме из Мари уточняется, что Бин-Адад и Виланум действовали совместно и погибли в битве с Ишме-Даганом, старшим сыном Шамши-Адада. Лидайя также потерпел поражение и укрылся в горах. Однако Шамши-Ададу так и не удалось окончательно обезопасить свои владения от набегов туррукку.
Отношения Шамши-Адада с его юго-восточным соседом, царством Эшнунна, были переменчивыми. В одном из писем Шамши-Адад выражал желание подружиться с Эшнунной, что подтверждается обменом послами между двумя государствами. Однако чаще их отношения были напряженными. Эшнунна пыталась создать союз с Вавилоном против Шамши-Адада, но Хаммурапи, царь Вавилона, отказался. Узнав об этом, Шамши-Адад начал укреплять границы. В письмах упоминаются столкновения между двумя государствами. Основные конфликты касались трех городов: Экаллатума на Тигре, Рапикума и Ита на Евфрате. Позже отношения улучшились, и Эшнунна предоставила Шамши-Ададу 6 тысяч воинов для похода на Ямхад.
С Вавилоном Шамши-Адад поддерживал мирные отношения. На десятый год своего правления (около 1783 года до н.э.) Хаммурапи лично встретился и заключил союз с Шамши-Ададом при условии, если последний отдаст ему город Ит (Нижний Таттуль) на Евфрате. Согласно письму, где содержится рапорт о присутствии в Ите 2-тысячного отряда вавилонян, условие Хаммурапи было удовлетворено. Из переписки Шамши-Адада с Хаммурапи видно, что Шамши-Адад даже заботился об обеспечении караванов вавилонских купцов всем необходимым и об их своевременном возвращении на родину.
В конце своей жизни Шамши-Адад намеревался распространить свой контроль на самую восточную торговую магистраль, ведущую вдоль предгорий Загроса с юга на север, затем через Аррапху и далее через независимый горный хурритский город Шушарру к перевалам. Для этого он за 5 лет до своей смерти (ок. 1786) предпринял особый поход для захвата Кабары (локализуется, видимо, у переправы через М. Заб, в районе современного Алтынкёпрю). Кроме Кабары ассирийцы во время этого похода взяли также города Хурара и Кирхадат. Ишме-Даган в своем письме Ясмах-Ададу рассказывает, что Кирхадат, расположенный в районе г. Кабара был взят на 8-й день, после того как с помощью подкопа удалось обрушить его стены. Кабарская операция была лишь прелюдией к захвату Шамши-Ададом сначала самой Аррапхи (совр. Киркук), а затем и Шушарры (совр. Телль-Шемшара).
Шамши-Адад был самым могущественным правителем своего времени. В своей надписи из Ашшура он называет себя «покорителем стран между Тигром и Евфратом», а также утверждает, что достиг побережья Средиземного моря и получил дань от царей стран к западу и югу от Ассирии. Однако его походы дальше Катны и Яблии были лишь кратковременными. Лишь однажды он отправился за лесом в Ливан и дошёл до Средиземного моря и установив там победную стелу.
Слава о Шамши-Ададе распространилась далеко за пределы его державы. Его войска на западе дошли до Ливанских гор и Средиземноморского побережья, на севере пересекли Тур-Абдин, а на востоке достигли отрогов Загроса. Но на юге связи пока не были установлены. Зимой 1777/1776 года до н.э. Шамши-Адад отправил посольство в далёкий Дильмун (современный остров Бахрейн) в Персидском заливе. Это событие имело важное символическое значение: теперь царь становился «царём четырёх стран света». Письма и документы сохранили свидетельства об этом посольстве которое передало дары Шамши-Адада царю сказочного Дильмуна. Осенью 1776 года послы Шамши-Адада вернулись на родину, сопровождаемые посланниками Дильмуна, и привезли ответные дары. Таковы на данный момент все имеющиеся у нас сведения о политической жизни Ашшура которые произошли во время правления Шамши-Адада.
Теперь давайте узнаем о внутреннем состоянии страны. Свою державу Шамши-Адад разделил на 14 округов с административными центрами в гарнизонных крепостях. Два важных округа находились на Тигре — Экаллатум и Шитуллум. Четыре округа располагались в степи между Тигром и Евфратом — Карана, Халита, Куруттум и Сагаратум. Ещё четыре округа защищали северные границы у истоков Хабура: Ашнакум, Кирдахат, Нахур и Тальхайум. Три крупнейших земледельческих округа находились на Среднем Евфрате: Мари, Терка и Верхний Туттуль. Один округ располагался у излучины Евфрата — Каттунан, а другой за Евфратом — Яблия (возможно, это Эбла). Вероятно, существовали и другие военные округа в предгорьях Загроса, о которых мы пока не знаем. Главы военных округов назначались царём по своему усмотрению. Общинная администрация сохранилась, но теперь утверждалась царём только при условии лояльности.
Шамши-Адад активно занимался строительством в Ашшуре. Его обширные надписи, многократно повторявшиеся, были найдены в разных частях храма богов Ашшура и Адада. Царь стремился поддерживать культ каждого божества, не оставляя без внимания ни один храм. Но не только в храмах он искал себе опору. Его главной задачей было создание сильного войска. В походы включались лучшие воины царского полка (кицир шаррум) и ополченцы из общин. Особенно охотно мобилизовали ханейцев, соплеменников царя. Охрану царя составляли евнухи храма богини Иштар (герсекку), которые сопровождали его не только во время ритуалов, но и на поле боя, как самые надежные телохранители.
Интересно то, что Шамши-Адад был первым царем древности, который попытался защитить интересы земледельческих общин. Он установил низкие цены на зерно, масло и шерсть, вдвое ниже, чем в Вавилоне. В своей надписи царь хвастался дешевизной хлеба и шерсти в годы его правления, что позволяло ашшурским купцам получать значительную прибыль при перепродаже этих товаров, которые обменивались на металлы. В староассирийский период универсальным эквивалентом цен было серебро в виде кусочков (каспум царрупум). Реже платили золотом (хурацум), а мелкие платежи осуществлялись кусочками меди (вериум) и олова (аннакум). Соотношение золота к серебру составляло 1:8 в Малой Азии и 1:4 в Ашшуре, что и использовали умелые купцы.
Шамши-Адад умер на 17-м году правления Хаммурапи, вероятно, летом 1775 года до н.э. Он правил 33 года, и после его смерти созданная им держава распалась. За власть над Северной Месопотамией начали бороться несколько царств, в первую очередь Мари и Эшнунна. В итоге все эти земли подчинил вавилонский царь Хаммурапи.
Свидетельство о публикации №225100301312