Эпиграф к ненаписанной книге

Verba volant, scripta manent*               
               

                Православие создало великое тело России и одухотворило его, став поистине душою России (А.А. Царевский), а великая иудео-христианская культура одухотворила ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф. 4:22), исполнилась всею полнотою Божиею (Еф. 3:19) и утвердилась на веки вечные в принятии образ раба (Фил. 2:7)…
                И вот, господа, чего греха таить, моё весьма несовершенное самосознание оказалось пронизано «христианским православием» и… глубоко вошло в противоречие с моим собственным разумением… И я, дурак, недостойный благодати разумения, теперь смотрю на мир через призму богословского догмата и… «философствую»… – философствую, чтобы жить в данной реальности, жить и чувствовать жизнь оправданной из глубины своего восприятия, в которой уже нет противоположностей, и которая не содержит в себе конфликтов и противоречий между неизбежным и желаемым. И моя «философия», господа, это всего лишь попытка найти опору в самом себе. И нет у меня иной причины философствовать, кроме этой.
– Ты размышляешь?
– Каждый должен размышлять!
– Чем же ты думал, дурак, и о чём, когда решился написать эту книгу?
–  Думал тем, что имею, и думал о том, как бы не осквернить своими глупыми мыслями девственно-чистый лист бумаги.
– Ну ладно, вот ты написал книгу, а в чём её суть?
– Суть книги в её названии.
– И всё же, о чём эта на редкость бездарная книга?
– О возможности осознания своей истинной сути!
– Ты, вероятно, шутишь? Как это возможно?!
– Да так! Настоящее познание начинается с удивления (Аристотель). Познайте свою истинную суть, и удивитесь смелости признавать себя настоящего.
– Мы знаем много книг, но довольствуемся чтением самой мудрой из них, дарующей нам благодать божью и истины свет. Можно ли найти мудрость и увидеть…
– Да, и в моей книге можно увидеть истину, если даже в глупости вы ясно видите неисчерпаемый источник мудрости.
– Дурак, из каких-таких источников ты черпаешь…
– Для меня, дурака, все источники имеют одинаковую важность, если они дополняют, подтверждают или опровергают друг друга.
– Мы ещё не прочитали твою книгу, но нам уже кажется…
– Господа, если вам уже кажется, – налагайте на себя крестное знамение! И читайте, читайте… читайте много, а не многое… и осмысливайте прочитанное.
– Читать?! И ты осмелился предложить нам своё бредописание?
– Читайте, и вы найдёте многое из того, о чём хотите знать; размышляйте, и вы найдёте объяснение многому из того, о чём прочтёте!
– Но… нам кажется…
– Кажется… Опять кажется! Если вам кажется, что читать и перечитывать занятие скучное, поверьте дураку на слово – читать и не пытаться осмыслить прочитанное, вот что действительно скучно, а главное – бесполезно!
– Какая нам польза от этой книги?
– Никакой, если она вас не заинтересовала.
– Пишешь непонятно и неубедительно!
– Всякий сочинитель хочет писать так, чтобы его поняли (Жан де Лабрюйер). Важно понимать друг друга, а не убеждать друг друга. Вот и я, господа, пишу для того, чтобы понимать себя, а не убеждать вас.
– По-дурацки писано!
– Ну, так то же дураком и писано!
– Дурак, оставь в покое ремесло литератора, тебе не дал Бог таланта!
– Господа, я не дерзаю убогой мыслью возмутить ваше иудео-христианское сознание, несомненно, вечно радеющее во славу Божию, но… скажу так: «Отец наш Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою…»
– Ты, дурак, невежественный человек… и по причине своего невежества склонен заблуждаться и совершать ошибки!
– Да, иногда я глубоко заблуждаюсь, но не утверждаю, что это не так; иногда я совершаю глупые ошибки (человеку свойственно ошибаться), но я всегда готов исправить их (если ошибку можно исправить – значит, я ещё не ошибся).
– Глупость какая-то!
– Не всякая ошибка – глупость…
– Ты не логичен!
– У дурака своя логика!
– Дурак, у тебя нет права…
– У каждого дурака есть право, недоступное даже самому Богу!
– Какое?!
– Право на собственную ошибку!
– Будь серьёзнее, дурак, ибо твоя главная обязанность…
– Выглядеть безумным – самая главная обязанность дурака. И вот, я перед вами – дурак с безумно серьёзным видом.
– Надо писать так, чтобы…
– Ну да, надо писать так, чтобы свет истины не застил духовные очи.
– Надо читать так, как…
– Не всё читается так, как пишется!
– Дурак, твои слова омоничны, и значат больше, чем…
– Слова всегда значат больше, чем мы говорим!
– Мы абсолютно не уверены в том, чего не понимаем!
– Господа, только дурак абсолютно уверен в том, чего не понимает.
– Дурак, ты ставишь нас… 
– Господа, не ставьте дурака в тупик своими вопросами… и он не поставит вас в тупик своими ответами.
– Дурак, обладаешь ли ты даром ясновидения?
– Да, обладаю! И, обладая, всё пристальней вглядываюсь в «потаенную сущность грядущего», и ясно вижу возмущённые толпы несогласных с моими убогими мыслями.
– Ну, а когда…
– Ну, а когда я чего-то не предвижу, не взываю к вашему Богу. Возможно, он всеведущ, но…
– Безумие какое-то!
– Безумие, соединённое с даром предвидения!
– И вот…
– И вот, одни, умом пытливые, ищут в книгах источник мудрости, другие, «истинно верующие», – конец света.
                Господа, о чём бы ни шла речь в этой книге, я не ставлю цели поучать, или, упаси вас Бог, оставить миру в наследство свои наставления. Я не утверждаю, что это мои мысли, но абсолютно уверен в том, что я так думаю.
                Господа, я не боюсь осуждения, но смею сказать, а в воле каждого из вас заглянуть в эту пёструю смесь, напрочь лишённую светоносного многознания.
– Зачем тебе, дураку, записывать свои глупые мысли, когда есть наши мудрые  изречения и наставления?
– Я не знаю зачем, возможно, на всё «воля божья»…
                Ну, и наконец, как сказал И.А. Ильин, «всякой смущённой и вопрошающей русской душе, – пусть приникает и читает; и, читая, пусть разумеет и укрепляется»; а укрепившись, пусть не малодушествует и не ропщет!
                Читайте, господа, узнавайте и обретайте себя среди прочитанного…

___________________
*Слова исчезают, написанное остаётся!


Рецензии