Психологический критерий поддержки СВО
Именно такие события, как война, выявляют подлинную ориентацию человека. Воистину, все познается в беде. В благополучной-то жизни все мы хорошие, переведем слепого через дорогу и поможем потерявшемуся ребенку. Но какое конкретно качество человека делает его сторонником или противником войны - вот в чем вопрос! Какую именно ориентацию человека выявляет война?
Во-первых, сразу скажем, что, наверное, большинство россиян - просто конформисты. Они не так уж и поддерживают и не так уж и осуждают - им в целом все равно, лишь бы их это все не касалось. В этом тексте речь идет о том меньшинстве, которое имеет четкое мнение и позицию. Каков же психологический критерий, индикатор, который укажет, кто из этого явно определившегося меньшинства будет поддерживать войну, а кто осуждать?
У автора этого текста было множество версий, и все они на поверку оказались несостоятельны.
1. Ум - только глупые, не способные самостоятельно объективно анализировать - верят пропаганде и одобряют войну. Умные - осуждают.
Какая-то корреляция с правдой есть, но целом этот критерий не работает. Множество умных, думающих россиян поддерживают войну.
2. Совесть - только бессовестные поддерживают.
Какая-то корреляция с правдой есть, но целом - не работает. Множество порядочных и совестливых россиян поддерживают войну.
3. Знание иностранных языков, других культур, опыт жизни за границей.
Какая-то корреляция с правдой есть, но целом - не работает.
4. Философский склад ума - философу истина важнее родственного, своего, "нашести". Кому-то истина, объективность дороже, а кому-то все-таки друзья и свои ("Платон мне друг, но истина дороже"). У одних превалирует некий ген "нашести", коллективизма, у других - ген объективности и индивидуализма.
Какая-то корреляция с правдой есть, но целом - не работает.
5. Понимание Родины как Государства (власти, имперской роли, территории на карте) а не Страны (людей, культуры, природы). Это традиционная российская болезнь.
Какая-то корреляция с правдой есть, но целом - не работает.
Текст этот появился только по одной причине - точный критерий наконец найден! Покажите мне человека в музее, и я задам ему один вопрос и по его ответу предскажу, будет он одобрять или осуждать войну! При рассмотрении какой-то прекрасной картины или ценного экспоната, я спрошу его - "Хотели бы вы, чтобы это висело/стояло у вас дома, или все-таки лучше оставить в музее?" Я утверждаю, что все, кто поддерживают войну, захотели бы иметь эту музейную ценность у себя дома, а те, кто осуждают войну, ответили бы, что пусть лучше останется в музее, для людей, для общего обозрения.
Вот как!
Идея эта принадлежит не мне - она слишком гениальная, чтобы я сам мог ее выдумать. Ее автор - Эдуард Ратников, человек пожилой и мудрый.
http://proza.ru/avtor/rated141143ram
Вот что он мне написал:
"Самого себя уже давно волнует вопрос: ПОЧЕМУ так много даже из личного круга друзей и родственников ОДОБРЯЮТ то, что трудно представить хоть в чём-то нормальным? И вот что я отметил для себя. Зная тех людей и их нескрываемое одобрение своего, я подумал, а что у них ещё ОБЩЕЕ, кроме как одобрение войны в виде присвоения чужого в своё пользование?
Так вот, оказалось, что эти люди, независимо от их образования и даже политических взглядов, очень сильно предрасположены к стяжательству и накоплению всякого барахла с гипертрофированным чувством - МОЁ. Причём, они были такими ВСЕГДА, но это не было в таком разрозненном виде заметно."
Свидетельство о публикации №225100301602
Любопытная, характерная статья опубликована Вами. Вы задаётесь “чётким” вопросом. И делаете попытку ответить, но, через экстраполяцию (“но целом”) предполагаемого ответа на примере конкретных случаев, людей — до уровня ментальности. Это очень умно, я оценила. И смею надеяться, оценю и Вашу вольность (игра идиомой)... Для меня, как для вечного философа в зародыше, в своё время все подобные вопросы свелись к одному: возможны ли, вообще, справедливые войны? Ответ мой неизменен: не возможны впринципе. Но, справедливые битвы в рамках геополитики имеют место быть, добавлю. Но, это так, к слову.
Мне кажется, единственный вариант психологического критерия — вариант “стадного” чувства. Может быть, я груба, и оно — имеет отношение к духовности и чувству единства. Выживание народов — не шутка. Есть прагматика экономистов и политиков, расчёт. Люди, единицы /пыль/ может думать всё, что ей угодно... Власть в руках политической верхушки, которая распределяет налоги и планирует бюджет. Проблема в самой структуре власти, финансовой политике, а, также, в легитимных идеологических клише. Улыбнувшись, добавлю, дорогой Максим, шаромыжники* — не только на берегах морей...
С уважением,
Ларо Хантер 24.11.2025 00:16 Заявить о нарушении
Максим Эрштейн 24.11.2025 00:23 Заявить о нарушении