Толян в Замыжемье. Воспоминания о посиделках

     —Андрюха! Ты ли это?!
     —Толян! Здорово! Как тут оказался?
     —Живу здеся. Женился тута. А ты чего?
     —Командировка.
     —Повезло тебе. Завезли вино херес — никто не берёт, нАхрен, а ты будешь. Колян тоже приехал?
     —Нет, к сожалению. Ну, я ему бутылёк вашего хереса привезу.
     —Ну. Он будет.

     Это было в Замыжемье, посёлке «городского типа», так они назывались. На пригорке находилась «вышка», ретранслятор, в котором мне поручили поковыряться, чтобы надёжнее работал. К слову, ковыряться было не надо, оказалось, это местный работник элементарно пропил аккумуляторы.

     С трактористом Толяном (Анатолием) я познакомился не «здеся», а «тама», поблизости от его родной деревни и давным-давно, когда мы были очень молоды. Этот колоритный эпизод, как мы познакомились, я описал в правдивой байке «Не бессовестный». Где-то «тута»-«здеся» на «Прозе.ру» она  есть, нет смысла пересказывать.

     А Колян (Николай), мой коллега и друг, талантливый человек, радиоинженер по основному занятию, радист-морзист от Бога, одарённый кулинар и стихотворец, завоевал в те годы Толяново уважение на посиделках. В тот сезон по исключительно успешном завершении сенокоса в Воздки прилетела премия. Вышло по поллитре водки каждому работавшему. Наши городские, употребив доставшуюся водку, уехали восвояси, а Николай и я остались ещё на посиделки. Это вот что такое. Вечерком под огромным деревом, на котором висели качели для детей, а для взрослых под этим деревом была пара-тройка скамеек, немногочисленные обитатели деревеньки собрались отпраздновать премию. И мы с Колей.

        Толян принёс гармошку и принялся наигрывать однообразно повторяющийся пассаж. Под этот аккомпанемент люди радостно топтались, исполняя танец «топотуха», а время от времени кто-нибудь, почувствовав вдохновение, выкрикивал частушки. Например, пожилая Нина Скорнякова неожиданно чистым, от природы поставленным голосом, очень музыкально пропела:

          Меня дроленька не любит,
          Гли-ко, больно тОнка.
          Видно, милому нужна
          Девка-пятитонка!

     Чаще других такие катрены исполнял Толян. Например:

          Всем буржуям на беду 
          Я свой трактор заведу.
          Только где его оставил,
          Без поллитры не найду.

     Или:

          У суседской Нинки нос
          Ровно к заднице прирос.
          А моя-то ненаглядна
          Востроносенька небось.

     (Сия ненаглядная, кстати, тоже Нина — её все звали Ниночка).

     Одна из толяновых частушек была такая:

          В Зауголках-то у нас
          Подливают водку в квас.
          А намедни метанолу
          Влил какой-то пи… … п… э-э-э-э… мммм…

     Музыка остановилась. «Чё замолчал-то?»
     — Да мелкие тута, девки… Со школы учительница вон, с блокнотом сидит.
 
     Юная учительница, отбывавшая три года после института, собирала фольклор. Деликатная девушка, такие водились среди учителей. Нельзя при ней так грубо выражаться. Николай наш, кулинар-стихотворец, подсказал:
     —Влил какой-то лоботряс.
     —Во! Точно! — одобрил автор-исполнитель. Веселье возобновилось.

     Никакой лоботряс водку в квас не добавлял. В пиво — другое дело, но в квас? Неправдоподобная выдумка! И потом, что вдохновило его на метанол? Это яд, на строгом учёте. Какой в деревне может быть метанол? Оказалось, что фельдшерица предупреждала: «Метанол кому попадёт — не пей, гляди! Отравляет он. Ослепнешь и помрёшь. А вкусом, слыхать, как спирт. Главврач ЦРБ лекцию рассказывал». ЦРБ — это центральная районная больница.

     Спустя годы в Замыжемье я услыхал от Толяна и такую частушку:

           Нам в сельмаг везут опять
           Слышь, шанель тот, номер пять.
           Ни хрена в нём нету крепости,
           Чтоб толком поблевать.

     —Анатолий, что ты несёшь? Какая «Шанель № 5» в сельмаге, быть того не может. Откуда ты это взял?
     —В область ездил — тама сказывали, одеколон такой. Импортный.  В Москве. Больно дорог!
     —Кто ж такие духи сюда повезёт? Неправдоподобно.
     —Фантазия. Творческий метод, Андрюха! Поэл?
     —Понял, Толян.


Рецензии