Альтернатива

Вальдорфская педагогика: что это и кому подойдёт?

В нашем мире всё больше родителей и детей проявляют интерес к обучению по системе вальдорфской педагогики, которая привлекает безоценочностью, построением индивидуального маршрута обучения и развитием творческого потенциала ребёнка.

Вальдорфская педагогика берёт начало в первой половине ХХ века. В основе методики лежит принцип неопережения, который позволяет ребёнку развиваться в своём темпе.

Возникновение вальдорфской методики было связано с жалобами сотрудников компании «Вальдорф Астория» на то, что их дети не получают качественного образования. Они считали, что основой обучения было зазубривание материала, а вот педагогической работе, развитию творческих и познавательных способностей ребёнка внимание не уделялось.

Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к их мнению и решил создать новую уникальную школу, которая будет подходить под возрастные особенности детей и развивать в них лучшие качества. Для воплощения Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру.

Он приступил к разработке первой программы вальдорфской педагогики, и в 1919 году она была одобрена министерством образования и культуры Германии. Первую школу для работы по новой методике построили за год. Изначально в ней учились в основном дети работников фабрики. А позже вальдорфские школы стали популярны в стране и далеко за её пределами.

Больше знаний — меньше стресса.

Суть вальдорфского метода
Основная идея вальдорфской методики воспитания — ребёнок проявляет способности, данные ему природой в комфортной обстановке, без страха, стресса и оценки его действий.

В вальдорфских школах не приветствуется раннее развитие. Считается, что сначала ребёнок должен созреть эмоционально, а затем можно приступать к интеллектуальному развитию. По мнению педагогов ребёнок лучше познаёт мир в процессе трудовой и творческой деятельности, а не за партой от звонка до звонка.

Вальдорфские школы отличаются доброжелательной и комфортной обстановкой, которая располагает, чтобы ребёнок сам выбирал, что ему интересно. Цель вальдорфской педагогики — воспитать не только интеллектуально развитого, но и знающего свои возможности ребёнка, который отвечает за свои поступки и был готов работать в команде и помогать другим.

Основные принципы методики вальдорфской педагогики

Культ детства. Ребёнок должен подольше наслаждаться радостями юных лет.
Группы в вальдорфской школе разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.
Активно используются природные материалы для украшения помещений, игр и занятий. Отсутствуют телевизор и компьютеры. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице.
На занятиях учитываются особенности созревания детского мозга. До пятого класса ребята занимаются в основном музыкой, рисованием, обсуждением историй. Это помогает развитию чувственной сферы. С пятого по восьмой класс акцент делается на творчество: дети ставят спектакли и перформансы, организуют фестивали — так они учатся абстрактно мыслить. Только в старших классах они приступают к академическим дисциплинам.
Метод погружения. Материал изучается «эпохами» — блоками по 3–4 недели.
Принцип «душевной экономии». Ученик обучается тому, чем он может овладеть на текущем этапе и к чему нет отторжения.
Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии. Большая роль отводится сюжетно-ролевым играм, которые учат детей общаться в социуме и договариваться. Активно используются игрушки из натуральных материалов упрощённой формы, сделанные своими руками. Это позволяет ребёнку фантазировать и создавать новые образы и сюжеты игры.
Ритм обучения меняется от смены деятельности: подвижная сменяет спокойную и наоборот.
Большая вовлечённость семьи в процесс обучения в вальдорфской школе. Совместные праздники и мероприятия, оформление помещений и изготовление игрушек.
Есть специальные предметы, например, эвритмия — сочетание танца и пантомимы под чтение стихотворений или музыку.
Общение преподавателя с учеником строится с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная, мыслительно-художественная).

Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для учащихся.

Структура урока в вальдорфской школе

  Продолжительность урока  1,5–2 часа, обычно в начале учебного дня 3-4 недели на изучение одного предмета
Ритмическая часть
Начинается с приветствия, чтения стихов, пения, движения. Это активизирует тело и ум, подготавливая учеников к более сосредоточенной работе.
Когнитивная часть
Основное содержание урока: изложение нового материала, обсуждение, рассказывание, работа над проектами. Часто используется живое повествование, чтобы увлечь учеников и развить воображение.
Художественная и практическая часть
Закрепление материала через рисование, написание текстов от руки, создание схем, моделирование и другие виды творческой деятельности. Это помогает «впитать» знания через опыт и эмоциональное вовлечение.
Предметные уроки 40–60 минут Могут чередоваться в течение недели
Музыка (хоровое пение, игра на флейте)
Изобразительное искусство (рисование, живопись, лепка)
Ремесла и ручной труд (вязание, шитьё, деревообработка, работа с глиной)
Иностранные языки (обучение через песни, игры, рассказы)
Эвритмия (двигательное искусство, соединяющее речь, музыку и движение)
Физическая культура
Индивидуальный подход и ритм - -
Учебный процесс строится с учётом развития ребёнка, его возраста и психофизиологических особенностей
Активно используется принцип повторения с углублением, при котором материал возвращается в более зрелой форме на новом витке обучения
Ведётся портфельное обучение — ученики создают собственные книги, в которых оформляют изученное, комбинируя текст, рисунки и схемы.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) провела исследование читательской грамотности и естественнонаучной подготовки. Результаты учеников вальдорфских школ сопоставимы или выше, чем у сверстников из традиционных школ. Ученики демонстрировали глубокое понимание, хорошее критическое мышление и мотивацию к обучению.

Анализ работы вальдорфских школ в США показал высокий уровень самостоятельности выпускников, а также инициативность и хорошую подготовку к университетскому обучению. Исследование охватывает период с 1919 по 2008 год.

Сравнение вальдорфской и монтессори-педагогики. В результате исследование подтвердилось, что вальдорфская система способствует развитию осознанности, устойчивой внутренней мотивации и творческого подхода к обучению, особенно в начальной школе.

Вальдорфские школы официально существуют в России с начала 1990-х годов и сочетают международные стандарты с российскими требованиями к образованию. Большинство школ — частные, но некоторые всё же имеют государственную аккредитацию. Большинство работают по двойной образовательной программе: официальная программа РФ (ФГОС) и вальдорфская методика как основа педагогического подхода. Школы проходят проверку Рособрнадзором и обязаны обеспечивать сдачу государственной итоговой аттестации.

Существует Ассоциация вальдорфских школ России, которая занимается изданием рабочей программы для школ, проводит семинары для учителей и организует мероприятия для учеников (Олимпийские игры, рыцарские турниры и др.).

Плюсы и минусы вальдорфской педагогики
Преимущества вальдорфской педагогики
отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для ребёнка;
развитие различных творческих способностей и креативного мышления;
итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать;
администрация и педагоги активно взаимодействуют с родителями, открыты для общения, посещения занятий;

Камбоджа, берёт от мира, самое лучшее. Большинство школ тут, именно такие


Рецензии