АэМО. Вся историография?..
Скульпторы Аникушин, Михаил Константинович (1917 - 1997), Микешин, Михаил Осипович (1835 - 1896), Опекушин, Александр Михайлович (1838 -1923), кстати, - два Михаила и один Михайлович, не заслуживают ни малейшего упрёка в том, что в их творчестве нет связи с прошлым страны. В их творчестве есть несомненная связь с прошлым страны, а следовательно с получением выводов о нём. С историографией.
Но он подумал, что использование этих скульпторов в представлении историографии страны нужно начинать именно с М.О. Микешина. Он разработал проект памятника "Тысячелетия России" (тысяча восемьсот шестьдесят второй год), над осуществлением которого работал и скульптор А.М. Опекушин.
М.О. Микешин и А. М. Опекушин работали над осуществлением проекта памятника "Тысячелетие России" в то время, когда в историографии страны стала господствовать такая дата её возникновения, как восемьсот шестьдесят второй год новой эры. И это означает, что Древняя Русь, как предыстория России, была языческой всего сто двадцать семь лет. А до восемьсот шестьдесят второго года было не русское язычество, а славянско-племенное.
В девятьсот восемьдесят девятом году новой эры Древняя Русь стала православно-христианской, и ему, как непрофессиональному историографу совершенно не обязательно понимать, откуда на Русь пришло православие: из Болгарии или из Византии, или из Сербии.
Он не любит с придыханием рассуждать о великой культуре Византии, которая для него такая же Европа, как и западный католицизм, с которым у Византийской или Константинопольской империи, всегда были, но особенно в тринадцатом веке, большие трения. А в веке пятнадцатом католическая Западная Европа не помогла Константинополю выстоять под ударами османов.
Для него, как стихийного историографа, гораздо важнее того, откуда пришло на Русь православие, является то, что тысяча восемьсот шестьдесят второй год, когда в Великом Новгороде был установлен памятник "Тысячелетие России", стал годом вступления, в свою кризисную эпоху, императорского порядка властвования в России.
Кризисная эпоха императорского порядка властвования в России продолжалась, по его мнению, пятьдесят пять лет, - с тысяча восемьсот шестьдесят второго до тысяча девятьсот семнадцатого года.
Сто сорок один год, с петровского тысяча семьсот двадцать первого года (провозглашение Петра Первого российским императором) императорский порядок властвования, в том числе и через эпоху дворцовых переворотов и восстание некоторых просвещённых дворян в декабре тысяча восемьсот двадцать пятого года проходил крайне сложный путь своего становления в России (до тысяча восемьсот шестьдесят второго года).
Так называемая Крымская война середины и второй половины пятидесятых годов девятнадцатого века показала императору Александру Второму Николаевичу, что императорский порядок властвования, для того, чтобы выжить, нуждается в своём совершенствовании.
Сын Александра Второго, - император Александр Третий Александрович вместо совершенствования императорского порядка властвования внутри страны выбрал следование другому вечному, непреходящему закону власти, - закону противодействия тем, которые покушались на существование императорского порядка властвования в России.
Он вспомнил, что вечных, непреходящих законов власти всего семь, а Роберт Грин дал лишь, кажется, сорок восемь советов их соблюдения, значительное число которых, советов Грина, в русском народе оценены, как жульнические, манипулятивные советы.
А законов власти, действительно, только семь: 1)морального старения любого порядка властвования; 2)необходимости поиска поддерживающих в борьбе за власть; 3)точности определения условий для начала осуществления действий по приобретению власти; 4)благодарности поддержавшим в борьбе за власть; 5)совершенствования своего порядка властвования; 6)выявления-испраления ошибок своего порядка властвования и 7)противодействия тем, кто разрушает существующий в стране порядок властвования.
Вполне возможно, что не только участие России в Первой мировой войне, которое мешало соблюдать законы совершенствования и выявления-исправления ошибок существующего порядка властвования, но и мягкость Николая Второго, которую он проявил в следовании такому закону власти, как закон противодействия, привели к тому, что императорский порядок властвования окончательно рухнул в России в феврале-марте тысяча девятьсот семнадцатого года, а в октябре-ноябре того же года в России был установлен, большевиками, советский порядок властвования.
Скульптора Михаила Константиновича Аникушина, родившегося в тысяча девятьсот семнадцатом году вполне можно назвать ровесником Октября, то есть ровесником установления в России советского порядка властвования, а умер М.К.Аникушин в тысяча девятьсот девяносто седьмом году, то есть в год восьмидесятилетия установления в России советского порядка властвования. Но в тысяча девятьсот девяносто седьмом году советского порядка властвования не было уже почти четыре года (советский порядок властвования был разрушен в России в конце тысяча девятьсот девяносто третьего года).
М.К. Аникушина искусствоведы связывают, как правило, с традиционализмом в скульптуре, только трудно понять, даже многим искусствоведам, какой у Аникушина традиционализм: советский или языческий.
Точно можно сказать, что элементы языческого традиционализма вносил в своё творчество скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков (1874 - 1971), но современный российский скульптор Александр Иулианович Рукавишников (родился в 1950 году) не только советскую скульптуру, но и всё искусство советской эпохи в России называет советским язычеством.
Кстати, Рукавишниковы .- это целая династия (Митрофан Сергеевич, Иулиан Митрофанович (1922 - 2000), Александр Иулианович, Филипп Александрович), занимающаяся скульптурой не только как искусством, но и как монументальной пропагандой, которая тесно связана и с прошлым страны, и с получением выводов о нём, о прошлом. То есть, с историографией.
Да, решил он, пусть АэМО - это не социокультурный код русского народа, но нет веских оснований, так кажется ему, совсем не профессиональному историографу, не рассматривать АэМО хотя бы как код историографии, то есть получения выводов о прошлом и даже настоящем русского народа.
P.S. Автор данной записи итогов размышлений непрофессионального искусствоведа и неквалифицированного историографа напоминает, что буквы АэМО в названии данного текста означают "Аникушин", "Микешин", "Опекушин". К размышлениям своего персонажа автор мог бы добавить, что скульптор Иван Дмитриевич Шадр (Иванов) (1887 - 1941) для советского порядка властвования имел то же значение, что и скульптор Паоло Трубецкой, - для императорского порядка властвования. Автор также мог добавить и то, что не случайно у двоих рассмотренных скульпторов имя "Михаил": так звали первого и последнего представителей императорской династии Романовых, один из которых находился тогда ещё на царском троне, а другой был рядом с императорским троном, но так и не решился его занять. Но автор решил этого не делать. Решил ничего не добавлять к записи итогов размышлений персонажа. Автор понимает, что его персонаж может делать ошибки в историографии, хотя все его мысли являются очень понятными, но, несмотря на доступность мыслей персонажа пониманию простого человека, автор постеснялся запись некоторых итогов размышлений персонажа разместить в разделе истории и политики и размещает её в разделе публицистики.
Свидетельство о публикации №225100300223