Эпоха бетонного брютализма

Памятник на горе Бузлудже в Болгарии – одно из самых странных зданий в мире.

Это сооружение своего рода бетонный НЛО в горах, полностью заброшенный с 1989 года.

И оно  также представляет собой одно из самых странных архитектурных движений в истории...

Памятник Бузлудже был построен как церемониальная штаб-квартира Болгарской коммунистической партии.

Строительство по проекту Георгия Стоилова началось в 1974 году и завершилось в 1981 году.

Предполагается, что памятник представляет собой лавровый венок рядом с флагштоком.

Его расположение имеет огромное значение в истории Болгарии.

В 1868 году повстанец по имени Хаджи Димитар провел здесь свою последнюю битву против Османской империи.

А неподалеку, в 1877-78 годах, произошла битва на Шипкинском перевале — переломный момент в ходе Освобождения Болгарии.

Это также было место проведения первого собрания будущей Болгарской коммунистической партии в 1891 году.

Таким образом, памятник должен был связать историю коммунизма с историей Болгарии в целом.

Внутри здания интерьер усилен мозаикой.

А что касается архитектуры, то памятник Бузлудже представляет собой зенит коммунистического брутализма.

Что-то вроде бетонного НЛО высоко на бесплодной горе, над головой летит огромная светящаяся красная звезда.

Внутри было большое помещение, отделанное мраморными панелями, с медным потолком и стенами, украшенными мозаикой с изображением выдающихся коммунистов и сцен из болгарской истории.

Но вскоре после событий 1989 года памятник Бузлудже был заброшен.

Некоторые его элементы, такие как медные листы и мраморные панели, были разобраны для повторного использования, а мародеры и исследователи с тех пор забрали многое другое.

И теперь он стоит , как бетонный призрак, в Балканских горах, открытый стихии и медленно, но верно разрушающийся, растворяясь в истории, как и режим, который его построил.

Люди посмотрят на памятник Бузлудже и сразу же начнут ассоциировать его с коммунизмом.

Но брутализм зародился в первую очередь в Великобритании и Скандинавии — и его корни уходят к ранним архитекторам-модернистам, работавшим в Германии и Франции 1920-х годов, особенно к Ле Корбюзье.

Когда в 1950-х годах появился формальный брутализм, он был довольно разочаровывающим — архитекторы все еще осваивали бетон.

Но вскоре проект стал более экспериментальным, и сам Ле Корбюзье продолжал раздвигать границы с помощью таких проектов, как Капитолий Чандигарха в Индии:

Архитекторы поняли, что железобетон позволяет им проектировать здания, практически непохожие ни на что, что строилось раньше.

Им не пришлось довольствоваться традиционной формой здания или просто скучными коробками — из бетона мог сделать все что угодно.

И вот волна безумно креативных проектов прокатилась по миру.

Это была эпоха чистого брутализма. Голый железобетон и никакого декора – так коротко можно описать брутализм, один из самых узнаваемых архитектурных стилей XX века.


В СССР был построен Пансионат « Дружба» в Ялте. Он вошел в число 50 самых необычных сооружений в истории архитектуры и даже появился в голливудском боевике "Обитель зла: Возмездие" в роли военной базы на Камчатке.

Чистый брутализм  странным образом напоминает античную архитектуру.

Вспомните пирамиды египтян или мезоамериканцев, зиккураты Месопотамии или Стоунхендж.

Загадочные  монолитные  архитектуры, определяемая огромными простыми геометрическими формами. Философия диктаторов, которые хотели покорить мир нашло отражение в брутализме.

Именно это качество странной массивности также определило чистый брутализм.

Эти здания могли выглядеть одновременно футуристично и древне.

Старый мир традиционной архитектуры был сметен и заменен чем-то совершенно... более странным. Цивилизация вошла в период глобальных мировых войн за обладание всемирного могущества. И брутализм четко определил психологию людей, которые стремились к всемирному могуществу.

Конечно, наряду со всем этим чистым брутализмом была еще одна, гораздо более распространенная фаза послевоенного строительства, в которой также использовался бетон, но гораздо менее творческий.

Эти серые коробки — это то, что мы могли бы назвать «общим брутализмом».

Итак, хотя люди обычно жалуются на брутализм как на самый скучный стиль архитектуры, это ошибочное мнение.

Общий брутализм безжалостно скучен, но чистый брутализм бесконечно смел, провокационен и интересен.

Вы можете назвать это уродливым, но это уже другая точка зрения дикторов на этот мир.

Но даже когда Запад принял брутализм в 1950-х и 1960-х годах, архитектура коммунизма на самом деле была довольно традиционалистской.

Рассмотрим Дворец культуры и науки в Варшаве, открытый в 1955 году.

Или Останкинская башня в Москве.  В конструкции бетонного основания башни видно влияние брутализма: из-за иллюминаторов в верхней части она напоминает корпус ракеты, а необычные круглые коридоры телевышки запечатлел Андрей Тарковский в культовом фильме "Солярис".

Только в 1960 -х годах коммунистические страны начали широко принимать брутализм — после того, как его популярность на Западе уже начала угасать.

По большей части это означало бесконечные ряды бетонных многоэтажек...

Но он также включал в себя кое-что из того самого чистого брутализма, который ранее был так популярен в других частях мира.

Такие здания, как Банк Грузии в Тбилиси, открытый в 1975 году.

Теперь заброшенный памятник Бузлудже задает важный вопрос, который относится ко всей архитектуре.

Потому что, хотя законы, правительства и экономика меняются... старые здания остаются стоять.

Их следует снести? Восстановить? Адаптировать? Сохранить?

В настоящее время ведутся работы по сохранению памятника Бузлудже и превращению его в центр образования и туризма.

И кампания аполитична; Памятник является доказательством того, что у людей разные мнения об общей истории и, следовательно, о необходимости диалога.

Памятник Бузлудже также представляет собой уникальную главу мировой архитектурной истории, которая стирается.

Брутализм в настоящее время очень непопулярен, и поскольку бруталистским зданиям не больше нескольких десятилетий, они незащищены и поэтому их легко снести.

Но именно это произошло со зданиями 19-го и начала 20-го веков после Второй мировой войны, которые были массово снесены, что теперь считается архитектурной трагедией.

Нравится вам это или нет, но брутализм представляет собой странную и важную часть истории, и ее сохранение, безусловно, того стоит.


Рецензии
В каждом Вашем рассказе, Анатолий, узнаю что-то новое и интересное.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   03.10.2025 15:42     Заявить о нарушении
Большое спасибо за понимание
Доброго здоровья
Анатолий

Анатолий Клепов   03.10.2025 15:58   Заявить о нарушении