От Запасного дворца -к Народному комиссариату

Почти одновременно с Николаевским женским коммерческим училищем в начале Новой Басманной улицы у Красных ворот заканчивается возведение женского дворянского высшего учебного заведения «Дворянский женский институт». Вернее, Дворянскому женскому институту здание Запасного дворца на углу Новой Басманной и Садово-Черногрязской было передано ещё в год учреждения института в 1890 году. И вот теперь, в 1906 году, здание было перестроено по проекту архитектора Александра Мейснера.

Девушки из дворянских семей здесь в течение 7 лет обучались точным и естественным наукам, Закону Божьему, правилам этикета и ведения хозяйства.

Данное место в Москве не пустовало и в XVII веке, когда здесь размещался Государев Запасный двор — хранилище стратегических запасов зерна и продовольствия. А при Елизавете Петровне на Красных воротах по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского был возведён Запасный дворец с Главной Дворцовой канцелярией. Это был комплекс из четырёх двухэтажных корпусов, образующих квадрат. Замыслу Ухтомского принадлежали и триумфальные Красные ворота, стоящие неподалёку. Часть корпусов Запасного дворца были приспособлены под квартиры, в одной из них в 1850-х годах проживал известный русский историк и археолог, исследователь древнерусского зодчества, специалист по истории Москвы Иван Забелин (1) .

Во время перестройки здания под Дворянский женский институт, на смену вычурного барокко со множеством лепных украшений, пилястр и оконных наличников пришёл строгий классицизм. Но, при этом, ещё сохранялись прежние очертания Дворца, центральное место в котором занимал храм.

События 1917 года полностью изменили судьбу бывшего Запасного Дворца. Изначально он рассматривался для размещения здесь нового советского правительства, в то время, как Кремль служил бы местом для прогулок москвичей. Но в итоге, решили иначе, и сооружение на Красных воротах перешло к Народном комиссариату путей сообщения.
 
В 1930-е годы архитектор Иван Александрович Фомин превратил здание в образец конструктивизма и «пролетарской классики». Теперь оно, мрачно серого цвета, стало напоминать паровоз – символ железнодорожного ведомства и движения в новую жизнь, а церковный купол заменила башня – труба.

*
Иван Фомин стал также автором проектов тех же лет станции метро "Красные ворота" и центральной железнодорожной поликлиники.

На месте поликлиники до этого была усадьба Владимира Сапожникова, который открыл в 1920-х годах для работников Народного комиссариата путей сообщения РСФСР за свой счёт амбулаторию. Первым её почётным пациентом стал Феликс Дзержинский — в те годы народный комиссар путей сообщения РСФСР. В 1931 году, когда амбулатория получила статус Центрального медицинского учреждения НКПС, рядом стали строить отдельное здание.
 
Построенные в одном стиле конструктивизм, оба здания теперь интересно дополняют друг друга. Поликлиника, в светлых тонах, с фасадом в виде цилиндров, со сдвоенными колоннами и карнизами с зубцами, выглядит более изящно и заметно смягчает общую строгость «паровоза».
Здание поликлиники и бывшее здание Народного комиссариата путей сообщения стали началом Новой Басманной улицы.


ПРИМЕЧАНИЯ:

(1)В Москве между Солянкой и Старосадским переулком находится улица Забелина. Ежегодно в России проходят «Забелинские чтения», а для работников краеведческих и исторических музеев России учреждена денежная «Премия имени И. Е. Забелина».


ДАЛЕЕ: "Комиссары путей сообщения"http://proza.ru/2025/10/03/721


"СВЕТ И ТЕНИ МОСКОВСКОГО ФЛИГЕЛЯ" http://proza.ru/avtor/79379102895&book=24#24


Рецензии