Фильмы 20-х годов XX века. Эпоха эмоций и гламура

Невероятный по силе фильм « Броненосец Потемкин» снятый в канун 20 революции 1905 года почти 100 лет все еще мчащийся по ступеням истории кино, как брошенная коляска, продолжает обсуждаться и анализироваться. Его прямолинейная пропаганда сейчас кажется странной, а шок от нового давно улетучился. Но суть революционного кино остается: фильм о революции, снятый в рамках революции, революционным способом. 

Революцией, о которой идет речь, было Потемкинское восстание 1905 года, ключевой момент в русской революции, когда команда броненосца  обратилась против своих аристократических офицеров, а затем объединилась с рабочим классом Одессы в противостоянии царским войскам. Фильм  был жестоким для своего времени, с массовыми расстрелами и крупными планами окровавленных лиц. Но, как и во многих последующих фильмах, насилие в «Броненосце Потемкине» скорее подразумевается, чем показано, и происходит главным образом в сознании зрителя (при создании знаменитого эпизода «Одесские шаги» ни один ребенок не пострадал). Эйзенштейн прекрасно это знал. Этот фильм стал подтверждением монтажной теории, которую он развивал вместе со Львом Кулешовым в Московской киношколе.
О технике "Броненосца Потемкина" говорят больше, чем о ее политическом значении. Сейчас забыли, что этот фильм когда-то считался достаточно мощным, чтобы спровоцировать революцию. Его силу оценили не только кинематографические провокаторы, от Чаплина до Бунюэля и Роджера Кормана, но и политические, такие как Йозеф Геббельс. В разное время он был запрещен в США, Франции, Германии  и в Великобритании до 1954 года.

На фотографии  Египетский театр Граумана в Голливуде, построенный в 1920-х годах.

Почему так грандиозно? Потому что Голливуд снимал 800 фильмов в год, а 75% населения Америки ходили в кино еженедельно.

Что они смотрели? Что ж, кино 1920-х годов было гораздо страннее, чем вы думаете...

Кино существовало с конца 1880-х годов, сначала в виде короткометражных фильмов, а затем в 1910-х годах как все более впечатляющие художественные фильмы.

Как «Кабирия», итальянский фильм 1914 года, который иногда называют первой исторической эпопеей, с тысячами людей , занятых в массовке  и колоссальными декорациями.

Но Европа была опустошена Первой мировой войной, и кинопроизводство практически прекратилось.

Это дало Америке шанс наверстать упущенное.

К концу 1920-х годов в Голливуде ежегодно производилось около 800 фильмов, а еженедельная посещаемость кинотеатров составляла 90 миллионов человек — американские фильмы были на первом месте в мире.

«Студийная система» определила 1920-е годы.

В Голливуде доминировала небольшая группа киностудий, которые контролировали все аспекты производства и проката фильмов.

Некоторые названия и логотипы знакомы: Warner Bros, MGM, Paramount, Columbia, 20th Century Fox.

Таким образом, хотя фильмы уже были популярны в 1910-е годы, именно в 1920-е годы кино действительно стало формой массового развлечения.

И, чтобы вместить огромную аудиторию, которая теперь посещает его каждую неделю, были построены роскошные «кинодворцы» — такие как Египетский театр Граумана.

Также в 1920-е годы родилась первая кинозвезда; до этого актерам редко выставляли счета — студии боялись, что они потребуют более высокой заработной платы.

Но они поняли, что знакомое имя может привлечь толпу, и таким актерам, как Дуглас Фэрбенкс, дали многомиллионные контракты.

Многие из известных нам сейчас жанров возникли в 1920-е годы — криминальные драмы, романтические комедии, мюзиклы и военные фильмы.

В то же время в комедии доминировали такие титаны, как Бастер Китон, Чарли Чаплин и Гарольд Ллойд, которых можно увидеть здесь в знаменитом кадре из фильма «Безопасность прениже всего!» (1923).



Историческая эпопея была изобретена еще в предыдущее десятилетие, но в 1920-е годы она достигла новых высот.

Будь то «Любовь фараона» Эрнста Любича  1922 года, в котором приняли участие десятки тысяч человек, или «Десять заповедей» Сесила Б. Демилля 1923 года. «Александр Невский» Эйзенштейна в 1938 году.

Несколько удивительным является тот факт, что ужасы также процветали в 1920-е годы — возможно, потому, что немое кино и черно-белое кино хорошо подходят этому жанру.

Как «Террор» 1928 года, который был первым полноценным фильмом ужасов... хотя критики называли его «затягивающим, утомительным и скучным».

Или «Призрак оперы» с Лоном Чейни в главной роли 1925 года.

Это была экранизация романа Гастона Леру, опубликованного всего пятнадцатью годами ранее.

С самого начала Голливуд был не новичок в адаптациях, сиквелах, приквелах, ремейках и перезагрузках.

Научная фантастика не получила полного развития в течение нескольких десятилетий, но ранних примеров все еще было множество.

Например, «Женщина на Луне» (1929) или «Аэлита» (1924) о коммунистическом восстании на Марсе, а также «Таинственный остров» (1929), экранизация романа Жюля Верна.

Таким образом, в 1920-е годы Голливуд был домом для массового коммерческого кино.

В то же время в Европе кино в целом было более экспериментальным.

Как в «Падении дома Ашеров» (1928), где режиссер Жан  Эпштейн использовал многократную экспозицию, чтобы создать призрачный эффект.
 

Дело в том, что кино все еще было новой технологией и новым видом искусства — не было никаких правил о том, как что-то делать.

От знаменитого использования Карлом Теодором Дрейером крупных планов в «Страстях Жанны д’Арк» до «Наполеона» Абеля Ганса, который длится потрясающие шесть часов.

А еще есть что-то вроде легендарного «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова, снятого в 1929 году.

Он просто хотел изучить возможности камеры и посмотреть, на что она способна — таков был дух кинопроизводства 1920-х годов.

Самый известный европейский стиль — немецкий экспрессионизм, который многое заимствовал из параллельного ему направления в искусстве.

Он начался с «Кабинета доктора Кальяри» в 1920 году и был продолжен такой классикой, как «Носферату» в 1922 году — ярким, экспериментальным кинематографическим языком.

Выдающиеся художники также интересовались кино, будь то Марсель Дюшан или Сальвадор Дали, который вместе с Луисом Бунюэлем снял авангардный и глубоко шокирующий сюрреалистический фильм под названием «Андалузский пес».

Возможно, главным достижением европейского кино 1920-х годов стал «Метрополис» Фрица Ланга 1927 года.

Бюджетное визуальное зрелище и эстетическое чудо с многотысячным актерским составом и декорациями, не похожими ни на что, виденное раньше, и все еще влиятельное почти сто лет спустя.

Быстро развивающаяся киноиндустрия Америки позволила им привлечь кинозвезд Европы.

Пола Негри была первой европейской актрисой, подписавшей контракт с американской студией, за ней последовали многие другие, включая таких режиссеров, как Любич и Мурнау.

Это также был период бурного технического прогресса — постоянно изобретались новые методы и спецэффекты.

Как процесс Шуффтана, который использовал зеркала и позволял режиссерам создавать многосерийные кадры, проецируя своих актеров на модели или миниатюры.

Величайший скачок 1920-х годов? Звук.

Все началось в 1926 году с «Дон Жуана», у которого был частично синхронизированный саундтрек, но наиболее широко он был представлен реальными диалогами в «Певце джаза» 1927 года.

Но звук не обязательно был самым важным фактором, изменившим кино...

Видите ли, Киноакадемия также была основана в 1927 году, а первая премия Американской киноакадемии была вручена в 1929 году.

Помимо прочего, это было частью попытки очистить репутацию Голливуда, который на тот момент многими воспринимался как сила морального разложения.

Вспомните скандал с Фатти Арбаклом, чрезвычайно популярным комиком 1910-х годов, который в 1920 году подписал с Paramount контракт стоимостью 1 миллион долларов в год.

Лишь год спустя ему предъявили обвинение в убийстве молодой актрисы во время одной из его знаменитых диких вечеринок.

Итак, как и во всех новых отраслях, потребовалось время, прежде чем регулирование догнало кино.

Фильмы 1920-х годов были наполнены насилием, наготой, «аморальными» темами, развратом, нигилизмом, криминалом, религиозной сатирой и многим другим.

Не всегда, но чаще, чем мы думаем.

Все изменилось с появлением Кодекса Хейса, который вступил в силу в 1934 году.

Он запретил все: от ненормативной лексики до «чрезмерных поцелуев», от наготы до сочувствия преступникам.

То, что свободно изображалось в 1920-е годы, в кино еще долго не появится.

Какое десятилетие было величайшим в истории кино? Трудно заглянуть в прошлое 1920-х годов.

Все было новым, и не было ничего невозможного — мир кино, каким мы его знаем сегодня, родился в те дикие, экспериментальные, революционные и захватывающие годы.


Рецензии
Интересное и волнующее было время. Хорошо, что нас тогда не было.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   03.10.2025 17:23     Заявить о нарушении
Целая эпоха. Когда смотришь старые фильмы, то понимаешь какой огромный пласт культуры мы потеряли. Наивность - да. Доброта -да.
Доброго здоровья
Анатолий

Анатолий Клепов   03.10.2025 17:28   Заявить о нарушении
А надвигалась Первая мировая.

Владимир Врубель   03.10.2025 17:32   Заявить о нарушении