Усадьба Стахеева

КУПЕЦ-МЕЦЕНАТ

Николай Стахеев относился уже к  поколению купцов-промышленников - новых хозяев жизни, пришедших на смену дворянам. Родом он был из Елабуги, из семьи городского головы, купца 1-й гильдии Дмитрия Ивановича Стахеева (1819—1888) и Александры Ивановны, урождённой Шишкиной – родной сестры известного художника Ивана Шишкина.
Николай Дмитриевич Стахеев – купец 1-ой гильдии, богатый золотопромышленник, лесо- и хлебо – торговец, владелец нефтяного промысла и владелец крупных доходных зданий в Москве. Накануне революции 1917 года он был одним из учредителей концерна Путилова — Стахеева — Батолина, который объединял ряд наиболее прибыльных промышленных предприятий. Акции торгового дома Стахеевых держал сам император Николай II. Магазины этой фирмы были, почти во всех городах России. Известно, что в 1900 году оборот фирмы «И. К. Стахеев и сыновья» составлял 80 миллионов рублей.
Стахеевы много занимались благотворительностью, образовав в начале 1870-х годов «Благотворительный братьев Д. и И. Стахеевых комитет», На счетах фонда были сотни тысяч рублей, которые расходовались на строительство церквей, монастырей, учебных заведений, медицинских учреждений и приютов. Особое внимание уделялось благополучию служащих собственных предприятий, благоустройству родного города, который братья поочерёдно возглавляли: они построили дамбу, каменный мост, огромную лестницу к пристани, больницу, приют, мужскую и женскую богадельни, несколько училищ и ремесленную школу, построил Казанско-Богородицкий женский монастырь и т. д.
Племянник художника Ивана Шишкина, Николай Дмитриевич Стахеев рос в очень деловой и творческой среде, поэтому и стал деловым купцом с тонким вкусом в искусстве. Как и его отец, который оказывал всестороннюю поддержку своему шурину-начинающему тогда художнику Ивану Шишкину, Николай Дмитриевич тоже не забывал спонсировать талант своего дяди и приобретать его картины, став коллекционером живописи.
Деятельность купца стала особенно яркой после получения отцовского наследства, которое он увеличил в 8 раз.
Во многом благодаря Николаю Дмитриевичу Стахееву в роскошное курортное место превратился черноморский захолустный посёлок Алушта. Построив на этом побережье себе великолепную виллу «Отрада» (ныне Центр детского творчества) по проекту архитектора Н. П. Краснова., он организовал проведение новых дорог, уступив под них свои земли без компенсации; на средства купца были укреплены башни крепости Алустон, вдоль речки Демерджи - проложена Стахеевская аллея; благоустроены пляжи и набережные, одна из которых получила название «Стахеевка». В Алуште появились: церковно-приходская школа, Земское училище, купальни, больница, пристань, первый театр. Парк, окружавший виллу купца Н. Д. Стахеева был доступен для прогулок для всех желающих.
Переехав на жительство в Москву, помимо производственной деятельности, Николай Дмитриевич начал скупать старые усадьбы в центре (на Тверской, Мясницкой)  и строить на их месте многоэтажные доходные дома, что приносило ему колоссальную прибыль.
И, наконец, в 1890-х годах Стахеев приобретает и большой участок земли с садом на Новой Басманной улице, где архитектор Михаил Бугровский и скульптор В. Г. Гладков воспроизводят один из наиболее ярких примеров эклектической архитектуры конца XIX века с интерьерами - ценнейшими памятниками прикладного искусства. Фасады и холл с беломраморной лестницей - в греческом стиле, готическая столовая, мавританская курительная, залы в стиле классицизма, барокко, зимний сад и т. д. Всюду обильная деревянная резьба, разноцветный паркет, витражи, лепнина, скульптуры. Перед домом - фонтан: «Богиня ночи», чугунная женская фигура с фонарём в руке изготовленная и привезённая из Парижа. Постройка особняка на Новой Басманной  обошлась Стахееву в 1 миллион рублей.
Ещё одной страстью богатого купца-мецената было казино в Монте-Карло: он был заядлым игроком. Как отмечали современники, Стахеев проматывал свои капиталы «без жалости и сожаления», и вот, перед Первой мировой войной, проиграв 15 миллионов золотых рублей, Николай Дмитриевич уезжает жить во Францию.


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КЛУБ ДЕТЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

 Роскошный особняк Николая Дмитриевича Стахеева на Новой Басманной, после его национализации, был передан в ведение Народного комиссариата путей сообщения.
До постройки на Каланчёвской площади  центрального железнодорожного клуба, клуб железнодорожников размещался в этом особняке и носил имя Ф.Э. Дзержинского. Потом помещения использовались Всесоюзным объединением лесной и деревообрабатывающей промышленности на транспорте. И, наконец, в 1940 году здание перешло в пользование клуба детей железнодорожников. После победы над фашисткой Германией, жизнь в бывшем особняке Стахеева заиграла новыми красками. Разнообразные творческие коллективы, кружки и технические секции, расцвеченные красными галстуками и весёлым энтузиазмом юных пионеров и комсомольцев привлекали в свои ряды большое число детей и подростков железнодорожных династий. Стены этого здания помнят ещё пятнадцатилетних Олега Даля, Олега Басилашвили, Валентину Толкунову, Елену Соловей, Евгения Светланова…А теперь они, пропитанные богатыми событиями прошлого, запомнят и удивительных людей из «Битвы экстрасенсов», загадку которых ещё только предстоит разгадать человечеству.
*
В 50-х годах прошлого века весело и шумно было и на спортивных площадках расположенного рядом Сада им. Баумана. Молодёжь играла в волейбол, баскетбол, пионербол, мужчины постарше кидали биту в городки, устраивали шахматные турниры, а зимой заливали каток.

Сразу за проходной аркой в парк начиналась аллея с гипсовыми фигурами по обе стороны спортсменов с мячами, теннисными ракетками, дисками, мальчиков с моделями самолётов. Белоснежные фигуры гордо стояли в полный рост, и лишь для одной из них: готовящейся к прыжку с тумбы в воду девушки в резиновой шапочке не нашлось места в общем строе. Она прыгала перед строгим и роскошным фасадом дворца Стахеева, словно противопоставляя свою спортивную фигуру женщины – труженицы изящной, утончённой парижанке - «Царице ночи», стоящей по - соседству.
По выходным дням на концертной эстраде-ракушке выступали циркачи с попугаями, девочки танцевали «топотушки», а мальчики - матросские танцы, пел Утёсов, устраивались викторины, а куплетисты исполняли сатирические номера. Да, впрочем, всё было точно так, как в известных фильмах «Неподдающиеся» и «Покровские ворота». Кстати, в последнем фильме режиссёра Михаила Казакова свои куплеты Аркадий Велюров (акт. Леонид Броневой), исполняет именно на этой сцене.


СОКРОВИЩА КИСЫ ВОРОБЬЯНИНОВА

Вечерами, когда в Саду Баумана зажигались фонари, парочки молодых людей тянулись к красивому высокому гроту «Бельведе;р» с пещерами для отдыха и уединения, на вершине которого стоял «царь-олень». В тёмное время суток здесь работал небольшой ресторанчик и играл патефон. По легенде, где-то здесь начинался подземный ход к особняку Стахеева, возле которого купца, как подозрительную личность, задержали дружинники из рабочих железнодорожного депо и сдали в ВЧК. Николай Дмитриевич Стахеев, вернувшийся в Москву уже после национализации, хотел воспользоваться тайным ходом, чтобы забрать из тайника особняка спрятанные там ценности. Но не успел.
 
Допрос, который вёл сам Феликс Эдмундович Дзержинский, закончился взаимным компромиссом. В обмен на свободу и пожизненную пенсию, Н.Д. Стахеев согласился сказать, где спрятаны в доме сокровища. Создатель Чрезвычайной комиссии своё обещание исполнил: купец – промышленник был выпущен из страны и стал получать пенсию от государства, а обнаруженные сокровища народная власть потратила на строительство Центрального дома культуры железнодорожников на Каланчёвской площади. Эта история стала известна всем москвичам из очерка в железнодорожной газете «Гудок», автором которого стали журналисты И.Ильф и Е.Петров. В 1927 году И. Ильф и Е. Петров положат эти события в основу своего сатирического романа «Двенадцать стульев», где будут фигурировать и спрятанные сокровища, и построенный на них клуб. Вот только щедрый меценат и купец - промышленник Николай Дмитриевич Стахеев, вопреки мнению многих советских литературоведов, совсем не был похож на Кису Воробьянинова.


ДАЛЕЕ: "ЦДКЖ на Комсомольской площади"http://proza.ru/2025/10/03/747



"СВЕТ И ТЕНИ МОСКОВСКОГО ФЛИГЕЛЯ" http://proza.ru/avtor/79379102895&book=24#24


Рецензии