Советская судьба усадьбы Левашовых. 1950-е
Рядом – спортивные площадки, да и до стадиона знаменитого клуба «Локомотив» не далеко. Российский футбольный клуб, который принадлежал Министерству путей сообщения, в 20-е годы был организован Московско – Казанской железной дорой и носил название «Казанка».
Но не только спорт увлекал юношей. На железной дороге требовались технические знания механики, материаловедения, правил движения. Паровая тяга уходила в прошлое, уступая место электричеству. Телевизоры в семьях встречались ещё редко, да и вещали они с Шаболовки только вечерами не более четырёх часов, а вот сборка собственных радиоприёмников и общение между собой азбукой Морзе – было увлечением повальным. Самым, пожалуй, впечатляющим результатом творческой деятельности таких мальчишек был большой макет железнодорожного полотна в одном из залов ЦДКЖ. Движением по железнодорожным путям со станциями с семафорами, светофорами и стрелками по равнине и сквозь тоннели кружковцы управляли с пультов дистанционно. Настоящие, только сильно уменьшенные тепловозы и электровозы тянули пассажирские и грузовые вагоны, цистерны и железнодорожные платформы. На похожих учебных макетах, где поезда проходили сквозь толстые стены комнат-станций института, проходили лабораторную практику и будущие инженеры – студенты МИИТа.
Эй, товарищи, железнодорожник и водник!
Помните,
каждый честный работник
должен идти на субботник! –
призывал население к добровольному объёдинению для весенней уборки городов и селений Владимир Маяковский. Каждый год ко дню рождения В.И. Ленина, накануне «Праздника мира и труда» всё городское и сельское население страны выходило на уборку территории своего обитания: будь то двор или рабочая и парковая зоны. Коллективы дружно, одевшись в удобную для такого мероприятия одежду и вооружившись мётлами и лопатами, собирали и жгли прошлогодние листья и мусор, мели дорожки, сажали молодые деревья. Такой совместный труд, направленный на единую цель, и подкреплённый всеобщим энтузиазмом и праздничным настроем, очень объединял соратников и соседей, не зависимо от их партийности и классовости.
До места учёбы и работы, жители коммунальных квартир из строений «левашовской усадьбы», как и остальные москвичи, добирались на метро имени Л.М. Когановича, где ежедневно проходили через богатые интерьеры станций, похожих на дворцы. А вечера и выходные – снова дворцы - Дворцы культуры, в которых теперь каждый чувствовал себя хозяином.
Особой популярностью пользовалось у москвичей советское кино, которое собирало молодёжь в кинозалах, а в фойе перед сеансами устраивались небольшие концерты. Фильмы режиссёров Пырьева и Александрова с любимыми актёрами снимались по сценариям, напоминающим сказку «Золушка», где трудолюбивые, но бедные и несчастные девушки превращались в новой стране Советов в принцесс, летающих с передовиками производства на автомобилях советского автопрома над новостройками Москвы.
Потому бытовая убогость во флигеле Левашовых не казалась поколению 50-х чем-то ужасным: все рядом так жили, но зато одной большой семьёй, да и в полной уверенности, что эти неудобства ненадолго и временно. Ведь жизнь вокруг била ключом. Казалось, что всё самое плохое позади, а начинается теперь всё самое хорошее!
ДАЛЕЕ: "ЭПИЛОГ"http://proza.ru/2025/08/28/1011
"СВЕТ И ТЕНИ МОСКОВСКОГО ФЛИГЕЛЯ" http://proza.ru/avtor/79379102895&book=24#24
Свидетельство о публикации №225100300750