Маяки

«Спасибо, друг, что бурными ночами:
Стоишь один, с испариной на лбу,
И, как локтями, крепкими лучами:
Растаскиваешь темень, как толпу». (Новелла Матвеева)

                Лежит Русь - матушка словно в колыбельке, окружённая тремя океанами и двенадцатью морями. Будто древние богатыри, охраняют маяки её покой, следят за порядком в приграничных водах. Все они разного возраста, имеют различные внешние данные, но их деятельность очень важна и необходима. «Маяки - святыни морей. Они принадлежат всем и неприкосновенны, как полпреды держав», - писал Константин Паустовский.

                Во многих из них живёт душа, а в некоторых - уже едва теплится. Произошло это потому, что раньше, в связи с опасностью добираться к башням, люди жили там семьями. С приходом технического прогресса, пришли изменения, в том числе на маяке Анива.
 
               Это девятиэтажное бетонное сооружение высотой 31 м находится на неприступной скале Сивучья острова Сахалин, в конце узкого скалистого мыса Анива. Он был возведён (1937 -1939) по проекту японского инженера Миуры Синобы.
После окончания Второй Мировой войны, в Южно-Сахалинск вошли советские войска.

               Долгое время маяк освещал путь судам в Охотском море, работая от дизельного генератора. В конце XX века на нём установили радиоизотопную систему питания, с этого момента заработал в автономном режиме, без обслуживающего персонала. В 2006 году, после того, как из строения вывезли всё ценное оборудование, погас и перешёл в запустение. К сожалению, башня постепенно разрушается под воздействием тайфунов, воды и времени.
 
Вспоминаются стихи Рики Сорбус: -
«Когда погасли маяки,
И притворились мирно спящими:
Кричали в бурю моряки,
Что видят их лучи манящие.
И помнят стены кабаков
Рассказы, ставшие похожими,
О свете старых маяков,
Давно и всеми позаброшенных».

               Совсем другая судьба у маяка Токаревского во Владивостоке, высотой 11,9 метров. Башня стоит на насыпной дамбе, названной в честь известного русского гидрографа Михаила Токаревского - специалиста в области изучения водоёмов.

               Его строительство финансировал Отто Линдгольм - предприниматель из Финляндии, проживавший в Приморье. Строение было возведено в 1910 году, однако маяк заработал спустя три года, когда на нём установили светооптическое оборудование, доставленное в Россию из Франции.
 
               Это один из символов города. Он указывает путь судам в проливе Босфор Восточный, и находится в ведении Минобороны.

               Западные рубежи нашей Родины охраняет маяк Балтийский, высотой 33,2 метра. Он находится в городе Балтийске в Калининградской области. Его строили по проекту Карла Шинкеля - известного немецкого художника и архитектора (1813-1816). Сначала он излучал свет от лампы, заправляемой растительным маслом, позже - керосином. Сооружение электрифицировали только в 1913 году. В настоящее время он имеет статус стратегического объекта.

               Есть на северо-востоке Кольского полуострова в Баренцевом море один из самых отдалённых и старейших в России - Святоносский маяк, до сих пор действующий с 1862 года.               
               Во время Первой мировой войны он функционировал не всегда, только по указанию военного командования, когда необходимо было обеспечить проход российских кораблей.
               С 1968 года и по сей день штат маяка состоит из семи человек, он представляет историческую и научную ценность.
 
               Наиболее удивительный, на мой взгляд, церковь - маяк на Соловецком архипелаге. Он самый необычный и высокий маяк (высотой 98 метров) Белого моря, располагается на верхнем ярусе действующей церкви. Его история неразрывно связана с существованием Соловецкого монастыря, основанного в 1436 году на одноимённом острове.

               Жизнь монастыря в свою очередь всегда зависела от моря: паломники и припасы попадали сюда исключительно по воде. Поэтому к XVI веку у обители уже был собственный флот, состоявший из деревянных судов с тремя мачтами, то есть ещё задолго до правления царя Петра.

               В середине XIX века Соловецкий монастырь открыл пароходство на Белом море, первое в Российской империи. У обители были целых два собственных парохода, которые регулярно привозили в это место паломников из Архангельска. Их имена были довольно символичны: «Вера» и «Надежда» (а в начале XX века появилась и «Любовь»). Поэтому на острове возникла острая необходимость в маяке.

               В это же время на самой высокой точке острова, 74-метровой Секирной горе, был основан Свято-Вознесенский монашеский скит. В 1861 году на его территории построили каменный храм Вознесения Господня. А год спустя, на венчающей колокольню главе устроили маяк, освещающий путь судам в Белом море. Иноки стали зажигать его вручную каждую ночь с середины августа по середину ноября. Это чудо можно увидеть и сейчас: он до сих пор действует, как и церковь, в которой расположен. На удивление тем, которые доказывают, что император Николай II оставил Россию с сохой.

               Сейчас нашу Родину со всех сторон окружили чёрные тучи зла, сквозь которые с трудом пробиваются огни маяков. Но мне представляется, что Россия сама излучает свет для всего мира, и ей не стоит оправдываться перед своими врагами. Как однажды сказал Андре Моруа: - «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни».
               


Рецензии