Студенческое общежитие

     Кто-то сказал, что студенческие годы—лучшие годы жизни, и о них будешь вспоминать всегда с теплотой. На первом курсе я снимал комнату, а на втором мне дали общежитие. Если вы думаете, что общежитие— просто койка, на которой ты спишь, то это не так. Жизнь здесь кипела и бурлила. Помимо коменданта, который отвечал за общий порядок, смену белья, за исправное состояние сантехники и мелкий ремонт, у нас был ещё студенческий совет. В него входило двенадцать человек, которых избирали ежегодно на общем собрании общежития, а я вам скажу, что в нём проживало примерно пятьсот студентов. У студенческого совета, по тем меркам, а это семидесятые годы, были не только обязанности, но и большие полномочия. Во-первых, члены этого совета следили за санитарным состоянием комнат и общественных мест. На каждом этаже висел график дежурств по комнатам. В обязанности студентов, проживающих в них, входил вынос бачков с бытовым мусором из туалетов и кухни. Раз в неделю проходил рейд по проверке санитарного состояния комнат с записью в журнале. Если в нём появлялись двойки, то жильцов вызывали на совет, там их «прорабатывали», а при повторных нарушениях подавалась докладная за подписью председателя студенческого совета общежития в деканат с ходатайством о выселении этих студентов. Во-вторых, в общежитии категорически было запрещено распитие спиртных напитков— это каралось мгновенным выдворением из стен общежития. В-третьих, совет организовывал разные спортивные и развлекательные мероприятия. В-четвёртых, когда начинались летние каникулы, формировался стройотряд, который выполнял различный ремонт, вплоть до замены кровли. Не забывайте, что данное общежитие было строительного факультета. В-пятых, совет мог ходатайствовать перед деканатом о поощрении наиболее активных студентов. А это был очень существенный момент. На строительном факультете давали стипендии студентам с одной тройкой за семестр, а если имелась бумага, что ты активист, но у тебя две или три тройки, то деканат мог пойти на встречу студенческому совету общежития и определить стипендию этому студенту.
 
     Через год меня выбрали в совет общежития, и назначили ответственным за спортивный сектор. В этой работе самым трудным оказалось уговорить парней и девушек участвовать в соревнованиях. Все отнекивались, ссылаясь на срочные курсовые, которые нужно завтра сдавать, или придумывали другую причину. Это было в первое время, а потом, когда я познакомился поближе со всеми студентами, сформировалась группа, готовая участвовать в различных соревнованиях. Я знал, например, что Володя из 11-й комнаты хорошо играет в шахматы, Лена из 22-й— кандидат в мастера спорта по стрельбе, Эдуард из 45-й любит настольный теннис и так далее. Комендант общежития, по моей просьбе, выделила большую комнату на первом этаже под спортивный зал и даже дала краску для стен и пола. Я написал объявление, что с такого-то числа будет проводиться ремонт помещения. После занятий в институте в назначенный час я был у комнаты, но никто не пришёл. Тогда я один стал красить потолок. Не прошло и нескольких минут, как прибежали несколько ребят, затем подтянулись ещё и ещё. Совместно мы быстро сделали ремонт. Спортивный комитет института по нашей заявке выделил общежитию спортивный инвентарь: несколько шведских стенок, штангу в комплекте с блинами на 200 килограммов, гири по 24 и 16 килограммов, спортивные маты, набивные мячи, а самое главное —настоящий теннисный стол с сеткой и ракетками. Теперь по вечерам в спортзале ежедневно проходили соревнования по настольному теннису.
                Ключ от спортзала теперь висел на видном месте на вахте. Любой мог взять его и начать заниматься. За время моей учёбы из спортивного зала ничего не пропало. А ещё у нас в общежитии была небольшая комната на пятом этаже, раньше там находилась кладовка, но я уговорил нашего коменданта, и она любезно передала её в моё пользование. В ней я хранил мелкий спортивный инвентарь: трикотажные костюмы, кроссовки, коньки, мячи, ракетки, шахматы, шашки. Всё это богатство тоже было получено в спортивном комитете института. Студент, проживающий в общежитии, мог бесплатно получить нужную вещь из вышеперечисленного списка с условием, что по окончании учебного года вернёт её в любом состоянии. Это требовалось мне для списания, особенно если это был костюм или кроссовки, их нужно было обязательно принести и показать представителям спортивного комитета, и только тогда утверждался акт о списании.

     Между общежитиями института, а их было двенадцать, регулярно в течение года проводились спортивные соревнования по стрельбе из винтовки, кроссу, шахматам, шашкам, лыжным гонкам, настольному теннису, футболу и хоккею. Об одном таком соревновании я хочу рассказать особо. Тогда я понял, как важен спортивный инвентарь для спортсмена. Шли соревнования по настольному теннису. Наши ребята, в том числе и я, играли хорошо и шли в тройке призёров. Но однажды, придя на игру в общежитие №9, на разминке мы увидели у соперников удивительные ракетки. В отличие от наших простых деревянных с резиновой накладкой, у этих она состояла из двух слоёв: губки и резинового слоя с шипами вниз и на ощупь была очень мягкой. Как нам потом сказали, соперники играли японскими ракетками. Началась игра, и мы с ужасом поняли, что не можем выиграть. Японская ракетка придавала мячу разнообразное сильное вращение, отскок которого от нашей ракетки никто не мог предугадать. Мяч, а это пластиковый шарик, просто отскакивал в стороны, и ни один человек из нашей команды так и не смог приноровиться. В итоге мы проиграли с сухим счётом, даже самый лучший наш теннисист не смог набрать десять очков. В то время партия игралась до 21 очка. Страшно раздосадованные, мы вернулись в своё общежитие. «История повторяется»,-подумал я, вспомнив, что в 1903 году участник лондонских соревнований, некий мистер Гуд, увидев в аптеке резиновые коврики, снял пробку с ракетки и наклеил резину. В результате победил всех соперников. Через некоторое время и у нас появились чудо-ракетки. У меня были хорошие отношения в спортивном комитете, и нам по разнарядке выделили четыре штуки. Одну пару я выделил для ежедневных игр в нашем спортивном зале, а другую — для соревнований. А в турнире мы заняли почётное второе место, как вы догадались, после какой команды.

     Помимо соревнований, спортивный комитет института проводил ещё конкурс на лучшую стенную газету, посвящённую повседневной жизни студентов, проживающих в общежитиях, и их спортивным достижениям. Вот тут мне пришлось «побегать». Пришлось уговаривать одного написать статью, другого-сделать снимок фотоаппаратом. А так как мой фоторепортёр был иногородним, то все его приспособления для проявки плёнки и печати фотографий находились дома, приходилось иногда ждать неделю, а то и две, пока он съездит домой на выходные и вернётся назад. Я же на ватмане делал красочную рамку, надписи к статьям и разное другое. Газеты, которые выходили ежемесячно, по мнению моих товарищей, были неплохими и по оформлению, и по содержанию. Это заметило и жюри, присудив редакционной коллегии нашего общежития по итогам года первое место.
Вот так протекала жизнь в институтском общежитии. Вскоре я перешёл на пятый курс, времени на общественные дела уже не хватало, нужно было серьёзно готовиться к защите диплома. Поэтому свои дела я передал парню со второго курса.
Прошло уже много лет, но время, проведённое в общежитии, вспоминаю с любовью в сердце.


Рецензии