С Днём Учителя!

Сегодня я, ушедшая из школы, отдавшая ей почти сорок лет жизни, хочу поговорить о профессии «Учитель». Профессия учителя – это долгий путь по лесной дороге: иногда эта дорога превращается в тропинку, а иногда в колею. По тропинке идти легко: солнце светит, птицы поют, а ученики с любопытством слушают и тянутся к знаниям. В колее же дорога тяжела: приходится бороться с усталостью, недопониманием, бюрократией, порой с равнодушием учеников и сопротивлением родителей.
Но именно эти перепады делают нашу профессию живой и настоящей. Каждая трудность нас закаляет, учит творящему терпению и находчивости, а каждый светлый миг, как, например, улыбка ребёнка, блеск глаз, осознанное «я понял!», возвращает силы и напоминает о том, зачем мы вообще выбрали этот путь.
И даже когда эта лесная дорожка становится совсем тяжёлой, важно помнить: учитель идёт по ней не один. Поддерживает, как бы пафосно это не звучало, любовь к своему делу. А уж если дорога приводит к неожиданным просветам (новым методикам, интересным проектам, открытиям вместе с детьми), то это настоящее счастье. Именно на этой лесной дороге и рождаются настоящие учителя: терпеливые, мудрые, способные светить даже там, где кажется, что свет уже давно погас.

А ещё я, порой, представляю нашу профессию, как реку с подводными течениями. Ты, вроде бы, всё делаешь правильно, но бац – и тебя уносит совсем в другую сторону. Да, конечно, мы имеем возможность открывать детям мир знаний, видеть, как горят их глаза при первых открытиях, как маленькие успехи превращаются в уверенность в себе. Звучит пафосно? Да, наверное, но в нашей жизни сейчас так мало пафоса и так много боли. Мне хочется о б этой профессии говорить пафосно и возвышенно! Когда понимаешь, что твой труд сделал кого-то сильнее, умнее, добрее, ощущаешь настоящее счастье! Вот мальчишка впервые сам решил уравнение – победа! А вот девочка впервые пришла на конкурс чтецов и прочитала стихотворение – победа, даже если она не взяла приз и не заняла почётного места. А парень впервые сам сделал опыт по химии – ну разве не радость? Выпилил подставку под чашку для мамы – ура! Как много этих маленьких побед было за годы моей работы в школе – не упомнить все. Но каждая – на вес золота. Я прекрасно понимала, что всех научить математике не получится, но знала одно: дети должны приходить на мои уроки без страха! Страх убивает всё живое в ребёнке – тут уж не до открытий, поверьте. Ему бы выжить под прицелом учительских глаз…

Да, профессия учителя всегда сопряжена с трудностями. Эмоциональная нагрузка, бюрократия, которую мы все ненавидим, необходимость быть одновременно психологом, наставником и примером – всё это требует колоссальных внутренних ресурсов! Иногда кажется, что ты работаешь без конца, отдавая силы и сердце, а отдачи недостаточно или она приходит не сразу. Мы, учителя, редко видим результат своей работы – он может проявиться и через десять лет. А родители, порой, хотят видеть его немедленно, сейчас же. И требуют от учителя «научить всех!» И когда ты понимаешь, что исчерпал ресурсы, пытаясь соответствовать представлению общества об идеальном учителе, накапливается выгорание, которое подталкивает к уходу из профессии. И это нормально – даже великие учителя должны уметь беречь себя. Ведь только восстановив свои силы, можно вновь быть способным отдавать ученикам лучшее.

Я не справилась и ушла, потому что выгоревший учитель – это плохой учитель. Я вам объясню, что такое выгорание: это когда нарушается энергетический баланс: ты отдаёшь энергию, но перестаёшь её получать. Откуда учитель получает энергию? От детей, от их родителей, от уроков, от благодарности за свой труд, от космоса, в конце концов. От матушки природы… В последние полгода я приходила домой опустошённая, ложилась и три-четыре часа не могла встать… Физически не могла встать. И утром я тоже не могла встать. Плакала и вставала, и ехала на работу, совершенно не имея сил. Так, оказывается, бывает. У меня это случилось потому что  ввели новую программу в наши школы, но не выпустили ни учебники, ни дидактику, ни рабочие тетради… И приходилось по три-четыре часа создавать всё: и презентации, и классные, и домашние работы… Да, безусловно, материала – хоть отбавляй, но его нужно найти, отформатировать и так далее… А домашние работы вообще не было смысла задавать – Чат GPT делал в 80% случаев домашнюю работу за детей… Даже самый талантливый учитель не может работать бесконечно без отдыха. Когда наступает эмоциональное выгорание, уход из профессии – не поражение, а желание выжить. Важно помнить: ученик получает пользу только от здорового и вдохновлённого наставника, а не от усталого и раздражённого.

Я думаю, что именно поэтому во многих странах ощущается острая нехватка учителей. Причины просты: низкая зарплата, недостаток поддержки и уважения, большая нагрузка. Молодые специалисты часто уходят в более выгодные или менее эмоционально затратные сферы, а опытные учителя сгорают на работе, потому что усталость, возраст и такие бесполезные новшества, от которых хочется бежать.
Но есть учителя особенные – это те, кого называют «учителями от Бога». Эти люди не просто передают знания, а вдохновляют, пробуждают любовь к миру, учат мыслить и чувствовать. Их энергия и мудрость иногда кажутся сверхъестественными, и ученики запоминают их на всю жизнь. Именно таких учителей ценят, к ним тянутся ученики, они оставляют след не только в умах, но и в душах. Я знала таких учителей, одним из которых был мой Учитель – Шалва Александрович Амонашвили. Имею честь иногда быть довольно близко к этому человеку, приезжать в его имение, что в Грузии, у подножья Кавказских гор, слушать мелодию его голоса и учиться, учиться, учиться… А рядом с ним целая плеяда таких Учителей: Хулимат Султанова, Елена Чернозёмова, Марина Шишова, Клара Мансурова, Алексей Бабаянц, Елена Евдокимова и многие другие…

С Днём учителя, дорогие! Берегите себя! Это великий праздник, я так думаю. Учитель – это тот, кто светит в темноте, открывает горизонты, кто учит жить и мечтать. А предмет – дело вторичное. Примет ученик учителя, поверит ему – возьмёт и предмет. Но чтобы свет учительской души не угасал, нужно уважать учителей, поддерживать их и давать им силы для самой важной работы на свете – ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО нашей планеты, как бы пафосно это не звучало…


Рецензии