Архив учёба, работа 5
Жизнь моряков в море и другое.
Думаю сухопутным будет интересно.
В 50-60е годы суда строили для работы, на условия сильно не обращали внимание. Каюты вентилировались просто, открыл иллюминатор пошел свежий воздух. В двери каюты была филёнка (народное название), если заклинит дверь её можно выбить и вылезти в коридор. Да и по пожарной безопасности положено. В филёнке была решётка, через неё и проходил обмен воздуха в каюте. Иллюминатор не всегда можно открыть, только решётка выполняла функции вентиляции. Тепло подавал обогреватель с несколькими режимами нагрева. Находился на переборке.
Вот такая была система вентиляции в те годы. Был ещё народный кондиционер, в иллюминатор вставляли картонку. И свежий забортный воздух охлаждал каюту. Правда, так можно было сделать, только если каюта с борта.
Ещё один способ поспать в тропиках. Мочишь простынь стелешь на койку и пытаешься заснуть. Если не успел заснуть, то снова мочишь простынь и повторяешь процедуру.
В 70е годы стали строить суда с общей вентиляцией. Которая расходилась по всей надстройке. Находилась на потолке и могла регулироваться в ручную хозяином каюты. Увеличивал или уменьшал подачу воздуха, таким образом, создавал себе комфорт. Вся вентиляционная система управлялась из машинного отделения. В зависимости от района плавания, подавался тёплый или охлаждённый воздух. Когда включали кондиционер, вахтенный штурман объявлял по громкой связи «Включён кондиционер, двери в надстройке держать закрытыми».
Двери было две, первая металлическая герметичная с задрайками. Во время шторма их всегда держали задраенными и вторая деревянная (про неё и говорится в объявлении). Ей и пользуются в рейсе.
Если кровать расположена поперёк судна, можно наблюдать после сна во время шторма такую картину. Простынь складками собралась под телом, когда расправишь, видны светлые и тёмные полосы. Вовремя качки, тело двигается туда-сюда получается такой рисунок. Как не мойся от этого не уйдёшь. Если кровать по вдоль судна, подушкой и одеялом пытаешься зафиксировать тело в одном положении. Других вариантов нет. Хотя один старый способ был, в парусном флоте. Это гамак, качался вместе с судном.
Было одно удовольствие у моряков в тропиках, выдавали вино. Как бы компенсация за жаркую погоду. Кто то один принимал на грудь, другие собирали по нескольку бутылок. Собиралась компания кто с кем дружил, и устраивали вечеринки. Естественно в свободное время. В 1986 году стало известно, что вино, выдаваемое в топиках заменят соком. В тропики больше не ходил, как это выглядело, не знаю.
Бассейн на судне одно из удовольствий для экипажа. На судах, как правило, их небыло, всё было заточено на получение прибыли. На некоторых судах, где были рукастые моряки, и было желание экипажа. Делали бассейн своими руками. Естественно если позволяло место, и согласие капитана. Разными путями доставали материалы и строили бассейн. На некоторых судах и бани строили. За всем конечно нужно было следить. Где то работали где, то пришли в плачевное состояние.
Помню когда стоял вахту на мостике с 00-00 до 04-00, если позволяла обстановка. Судно шло на автомате, вахтенный штурман в конце вахты отправлял жарить картошку. За ранние звонили в машину и заказывали пожарник (просили включить пожарный насос), набирали свежей забортной воды в бассейн. Чтобы после вахты освежится.
Когда заканчивалась вахта мы это штурман матрос-рулевой механик и моторист. Такой командой дружно уничтожали картошку и то, что нам оставляет буфетчица в холодильнике. Как бы завтрак. Поскольку после трапезы расходимся по каютам спать и встали к обеду. Чтобы успеть до вахты привести себя в порядок и пообедать.
Я когда есть желание отправляюсь в бассейн, лажусь на воду, на спину (научился так лежать на шевелясь) и смотрю на звёзды. Кругом темно и только звёзды навеивают разные мысли. Хорошо видно в южных широтах созвездие «Южный крест» «Дельфин» и другие. Проверял по звёздным картам. И сегодня рекомендуют, на даче налейте воды в корыто ляжте на спину смотрите на звёзды и думайте о высоком.
На специализированных судах, которые ходят длительное время в Северных широтах. Это как ледоколы и суда ледового класса, на них есть и бассейн и баня и спорт зал. Чтобы было, где провести досуг.
Было и ещё одно развлечение в рейсах, это «Морской бильярд». В Европе его называют «Новус», пользуется популярностью проводят соревнования, как и по простому бильярду. Правда, на судах где работал только на т/х «Витим» он был. Сделала инициативная группа, популярность была большая. После вахты и ужина все стремились поиграть. Была очередь, и организовывались соревнования. В общем, для всех была отдушина в рейсе.
Кто то читал книги, другие рассказывали про жизнь третьи играли в бильярд. Было и кино. После вечернего чая, в восемь часов объявляли по громкой связи какой филь будут крутить. И на 16 миллиметровом кинопроекторе смотрели фильмы. Смотрели то, что было с собой в рейсе. Часто крутили вторую часть фильма. Она была интересней, хотя и знали уже наизусть. Вариантов небыло.
Когда приходили из рейса во Владивосток, надо было успеть многое. Принять снабжение, пройти ежегодную медкомиссию, по общаться со знакомыми, да и прикупить, что ни будь. Как всё успеть за время стоянки в порту под погрузкой?
Предусмотрена была подмена на этот случай. Делаешь заявку на «Вачмана» и он за тебя несёт вахту. А ты делаешь свои дела в городе. Удобно. Но списывают отгулы.
Был ещё и подменный экипаж, примерно 2/3 от штатного. Весь экипаж сходил на берег и занимался своими житейскими делами. А подменны экипаж выполнял необходимые работы на судне. Люди там были разные, если не хватало пустых кают, то приходилось койлать вещи и хранить в безопасном месте.
Моряки были разные. Первые просто работали, и дожидались пенсии. На пенсии устраивались на портовый буксир и коротали свои дни.
Вторая группа, довольно многочисленная были семьянины. Считали себя кормильцами семьи. По принципу «Всё в дом». Когда уходили в рейс на 3-4 месяца, а то и больше. Считали, что жена сидит у окошка и ждёт свою вторую половину. Когда им рассказывают знающие люди, что так бывает редко. Возникают сомнения «А нет ли у меня вачмана (замены), пока я в рейсе. На этой почве возникают скандалы в семье. Кто то разводится, кто то мирно существует для приличия.
Третья группа те, кто приехали заработать и уехать домой. И уже там жить для себя.
Четвёртая группа те, кто помыкались по тыкались. Так ни чего не заработали, вернулись домой ни счем.
Работа в пароходстве всегда была лотерея, можно выиграть, но можно и проиграть.
Про суда.
В 1986 году списался на берег в отпуск, т/х «Витим» ушёл работать в Европу. И пробыл там полгода. Я дома пробыл весь отпуск, взял второй (был в запасе) и отгулы за работу за «Полярным кругом». Всё звонил и узнавал когда подойдёт, хотел приехать к его проходу. Не получилось. Приехал во Владивосток раньше.
Кадры направили меня на т/х «Анадырь». Узнал что по приходу т/х «Витим» пойдёт на гвозди. На этом всё и закончилось.
Т/х «Анадырь» Финской постройки типа СА 15 ледового класса. В народе их стали называть «Морковки», корпус был оранжевый. С пневмообмывом, для лучшего скольжения во льдах. С системой PO-PO. Это когда можно от бака до кормы по твиндечной палубе под надстройкой проехать и через рампу в корме выехать на лёд.
Идея интересная, но не один моряк не говорил, что видел, что рампу, когда, ни будь, опускали. Знающие люди говорили, что ледовый пояс у этих судов был от 26 до 32 миллиметров.
Фины укомплектовали суда как положено, от и до. От спецодежды до тёплых костюмов и сапогов, на весь экипаж с запасом. Плюс штормовая одежда. Про бытовые вещи и говорить не буду. Как писал, пришёл в одних портках обулся, оделся и за работу.
Ходили мы в основном в Магадан и Анадырь.
Пришло время делать профилактику винто-рулевой группе. Пошли в ремонт в Японию в порт Наха в завод. Что удивило ни кого не списали, чтобы послать своего человека. Обычно проходит такая замена вплоть до драки. Получили мы командировочные за 12 дней в валюте, что были в ремонте. Прикупили машины, аудио-видео аппаратуру и по мелочам кое что. Многие мечтали о таких командировочных, за годы в простых рейсах не заработать.
Ледоколы после работы в Арктике, ходили на ремонт в Японию на 30-45 суток. После такого ремонта, можно было смело увольняться из пароходства и жить припеваючи.
Но как говорят «Море зовёт», основная часть моряков продолжает работать.
Свидетельство о публикации №225100401051