Письма из гулага В. Галкина Г. Поспелову. 1940-41
1938 – 1941 годы
Владимир Афанасьевич ГАЛКИН – своему племяннику
Глебу Владимировичу ПОСПЕЛОВУ
Из сборника статей и очерков Г. Поспелов, В. Галкин "СВЯЗЬ ВРЕМЕН". - том 1. Неопубликованные ранее статьи и очерки. - Составление, подготовка текстов, примечания, предисловие С. Оранская, 2025.
Примечание от составителя сборника С. Оранской – Данные уникальные письма В.А. Галкина хранятся в моем Архиве. Печатаются здесь без редакционной правки, со всеми орфографическими и грамматическими неточностями и сокращениями ряда слов, как в оригинале текстов.
См. РАНЕЕ ЧАСТЬ 1. Письма 1938 - 1939 годы.
ЧАСТЬ 2. Письма из ИТЛ ГУЛАГа 1940 - 1941 годы.
11 апреля 1940 года.
Здравствуйте, дорогие мои племянники. Благодарю за письма. Благодарю, что меня не забываете. Благодарю за сообщения. По твоему письму я представил кусочек жизни Вашего города. Я рад, что ты понял, что только точные науки есть безусловная ценность; а такие дисциплины как литература и другие словесности в точном смысле слова и науками назвать нельзя. Жалею очень, что не могу тебе помочь. А многому я мог бы пособить, особенно теперь в твоем возрасте и с твоей энергией. Мы с тобой уже начали бы проходить Высшую математику, и ты мне помог бы дописать мой учебник Геометрии. Трудность геометрии, ... (Слово неразборчиво. – Прим. С.О.) часть в том, что не ясна мысль у преподавателей в аксиоматике. Мой интеллект давит (Слово неразборчиво. – Прим. С.О.) и такая мысль, что мне приходится свои знания здесь расточать на относительно пустое дело. Когда ты меня спрашиваешь, на какой факультет тебе поступать, скажу – иди без боязни на физико-математический. Биология еще в жалком состоянии находится; это еще не наука. Всякая наука постольку и наука, поскольку в ней действует математический метод. Если мне удастся скоро приехать, обещаю тебе, что начнем скорыми темпами проходить некоторые науки: алгебру, геометрию, физику, химию, биологию, астрономию в моей концепции. Устроим с тобой и музей. Надеюсь, что теперь темные силы не сломят моих начинаний. Орехово-зуевский пролетариат дает нам возможность продолжать дело, революцией созданное. Привет и радость у меня, что и Оля Голубева тоже думает получить высшее образование. Будьте только осторожны. Я был осторожным и то, видишь, живу в глуши один, а энергия моя подрывается относительно слабым питанием. Мне правда сейчас ничего не нужно. Пусть тетя Таня не беспокоится. Пока я здоров. Работаю пока на прежнем месте. Приобретаю жизненный опыт и опыт профессиональный, хотя исследований не веду, а думаю начать вести. Много здесь и интересных людей: профессоров, писателей, инженеров и прочих интеллигентов высокой квалификации. Немножко жалею тебя, что ты под влиянием слабой философской и интеллектуальной мысли, или, лучше сказать, безмыслия. Передай привет от меня тем, кто обо мне помнит и спрашивает. Скажи, что дух мой сломить нельзя, надо голову отделить от плеч. А пока я жив – буду твердить, что земля вертится, и что папа Павел неправ, что сжег Бруно.
Ход событий развертывается с ужасной быстротой. Мы стоим на пути больших событий – вулканического происхождения. Кто только останется жив от вулканоизвержения. Мысль человеческая мечется, и по мне-барометру ты пока можешь судить. История творит свою работу, часто то, чего мы и предугадать не можем.
Что ты мне не написал, что и кто пишет об открытиях по полезным ископаемым района. Я послал отсюда 2 заявки на открытие нефти Когановичу, в Ивановской области. Жаль, что не могу указать тонкую воду близ Покрова. Когда приеду, найду и выходы тонкой воды. Надеюсь, что и радий есть близ Орехово-Зуева. Надо только первоначальные опыты поставить. Если удастся поработать и указать богатства района, то надеюсь, что ты мне поможешь в этом. Жизнь, казалось бы, должна быть интересной и радостной, но для меня получилась бессмысленной и безобразной.
Изучай точные науки, займись радиопередачей, изучай особенно атомную теорию и электроны. Обрати особое внимание на термохимию. Добудь книг по термохимии. Выучи наизусть Менделеевскую таблицу. Прочитай откровение в грозе и буре Морозова. «Пророки» его же и другие его сочинения. Хорошо если бы тебе мать достала «Семейное воспитание ребенка» П.Ф. Лесгафта. Пиши, что ты достал. Начинай заниматься аналитич. геометрией, тетя Таня тебе поможет. Я здесь ничего не записываю, а только передумываю, пережевываю прошедший опыт и жизненный путь. Я пока здоров. Но вот уже два дня как чувствую большие боли в области сердца. Не знаю чем и объяснить такое поведение организма. Состояние пока бодрое. Питаю себя надеждой, что дотяну до того времени, когда увижусь с Вами; но и что будет со мной дальше, не могу сказать. Пишите мне, пока еще чувствую себя неплохо. Скажи тети Тани, чтобы не беспокоилась о посылке мне чего либо. Пока ничего не надо, ни посылок, ни денег. Мне пришло извещение, что мое дело пересматривается. Жду ответа. Наведывается пусть и Тонечка, или Оленька в Москве у Обл. прокурора о ходе моего дела. Привет Вам всем.
Еще раз благодарю за длинное письмо. Такое длинное письмо есть хороший для тебя показатель. А как же дело со службой в частях. До свидания. Надеюсь скоро с Вами увидеться. Передай привет и Ионе Галилеевичу от меня и другим. Напиши подробнее о полой воде. Запиши, до какого уровня вода доходила и, если можно, график подъема. Заканчиваю письмо 12 апреля в 3 часа дня. Твой дядя
Примечание от составителя, С.О. – Год не указан. Но по смыслу письма и хронологическим событиям семьи Поспеловых, можно установить, что это, вероятно, 1940г.
6 августа
Здравствуй, Глеб! Благодарю за письмо. Рад что ты решил идти на физико-математич. отделение. Хотя помни, что могут недопустить из-за того, что ты очень развился и стал самостоятельным человеком. Везде боятся инициативных и самостоятельных. Только не поддавайся провокации всяких оппозиционеров. Если попадешь в Армию иди в инженерные части, чертить – научишься. Жаль, что я далеко, а то я тебя научил бы чертить. Но я все надеюсь, что меня раньше срока отпустят и заплатят за прогульное не по моей вине время. Правда меня держат по подозрению в каких то вредных идеях. Но у меня никаких вредных идей в голове нет. А поэтому подозревают впустую. А матери твоей не советую бросать учебное дело. Всякие врачебные гимнастики вещь не твердая. И к тому же она всегда будет в зависимости от врача, часто глупого и самодура. И всякая его неудача будет свалена на нее. Об открытиях, Глеб, я тебе пока не буду писать, ведь для этого надо быть в контакте с каким либо химиком, который определял бы химическую сущность того или иного открытия. Жаль, что Иона Галилеевич отошел от ... (Слово неразборчиво. – Прим. С.О.) образования. А Силеверстов мой старый знакомый, мы с ним учились в одном классе в начальной Викуловской школе. Пиши, как действует твой барометр. Если буду дома я тоже куплю барометр. Здесь с молодыми людьми я собираю коллекцию камней местного края. Пока нашли 5-6 пород: граниты, кварцы, шварцштейны, грюнштейны, и булыжники в громадном большинстве – это все валуны Ледникового периода.
Пиши, Глеб, как живут окружающие тебя на твой взгляд, с твоей точки зрения. Как себя чувствует Пав. Аф. с семейством, Голубевы и все остальные твои семейные, наши Оля, Варя и Тоня (дочери В.А. Галкина. – Прим. С.О.). Скоро ли Натуся кончит (Имеется в виду окончит Библиотечный институт. – Прим. С.О.)? Передай от меня поклон Александре Ивановне (А.И. Поспелова, бабушка Глеба Вл. Поспелова, жена судогодского доктора А.Н. Поспелова. – Прим. С.О.). Что ты поговорил с Ник. Митр.? Начинай читать «Христа» Морозова; постарайся за мой счет купить 1-ый том Христа. Попроси Вл. Ал. мне купить его, когда он будет в Москве. Когда приеду, я буду писать сокращенный том «Христа» – для широкой публики. А потом ты мне будешь помогать издавать (слово неразборчиво. – Прим. С.О.) мой курс геометрии, и истории фабрик. А приехав, я постараюсь написать картину 38-39-40 годы и другие картины. 37-ой год есть картина, ты ее не теряй, а если найдешь, сбереги. Приехав я тебе многое расскажу интересного. Да, скажи тете Тане, что деньги у меня есть и на них нечего купить и пока месяца 3-4 чтобы денег мне не пресылали, а то они все равно лежат в кассах л (имеется в виду «в кассах лагеря». – Прим. С.О.). Пиши больше о своей жизни. Лето здесь холодноватое. Пока от мира отрезан. Сведений никаких не получаю. Радио на новом месте нет. Зато подходит ветка узкоколейки. Живу почти что на берегу озера Водло. Летом жить еще можно, а осенью – большая грязь, зимой холода. Сплю сейчас в бараке, где еще рамы не вставлены. Ночью бывает холодно. Сегодня 6 августа. Пиши о настроениях окружающих. Мы идем как видится к большим событиям. Будьте осторожны и готовьтесь к событиям. Час настает. 41 год даст себя знать многим. Мое состояние здоровья не ухудшается, но видеть начинаю хуже. Все в каком-то напряженном ожидании. Думал я это лето проводить дома, но не удалось. Видно не судьба еще мне быть среди Вас. До свиданья. Живите веселей, помогайте друг другу.
Твой дядя.
Примечание от составителя сборника, С.О. – Нет точной даты. Указан только год.
1940г.
1940г. Здравствуй, Глебик! Пиши как живешь? Опиши, в чем собственно у тебя вышел конфликт? И что это за безобразие, если вышел конфликт, то и отметка будет не отличная, а только хорошая. Напиши мне все подробно. Не падай духом. Не будь Молчалиным , когда нужно, твердо борись за правду, за истину. Не подчиняйся произволу. Все равно тебя будут притеснять и постараются от тебя избавиться, только за то, что ты развитый, энергичный и непритупленный человек. Все равно, будешь говорить – против тебя за разговоры, будешь молчать – против тебя будут за молчание. Наш род идет от протопопа Аввакума и Емельяна Пугачева, а не от Аракчеева и Распутина. Теперь, Глеб, время наше. Если в это время мы окажемся в дураках, тогда мы действительно дураки. Я частично оказался в таких дураках. Но и Филарету Никитичу пришлось в келье проводить много времени. И все же в конце концов он стал патриархом. Правда я не Филарет, и роду незнатного, но ведь теперь управители выборные, и не по значительности рода. Ты понимаешь, какое положение я занимаю в большевистской цитадели в Орехове. И понимаешь, какое положение я могу занять при известных условиях. Нам предстоит большое будущее. Силы всемирные революции не сломлены и сломлены не будут. Надо внимательно следить за ходом развивающихся событий. Мы на грани больших событий, меняющих все условия быта и отношений и между людьми-индивидуумами, и между государствами. Подходим к грани великих событий. Меня захватили неспроста.
Пиши, как у тебя идут дела с математикой и физикой. Возьми у меня «Функции» Н. Морозова. По аналит. геометрии поможет тетя Таня, или Варя и Оля. У меня есть книга Морозова – строение материи, попробуй ее поштудировать. По вопросам критики различных теорий у меня есть «Вопросы жизни» Богословского, прочитай эту книгу, тетя Таня тебе ее даст. Но только никому моих книг не отдавай, ни читать, ни вообще показывать. Только ты один можешь ими пользоваться. Есть там «Поля, фабрики и заводы»; но эту книгу ты прочтешь после. Хотя знай, ее штудировали в Англии целые годы. Извини, что плохо небрежно пишу. Этот недостаток, между прочим, и у тебя. Постарайся, Глеб, исправить свою «каллиграфию». Пиши лучше, отчетливее, не спеши. Плохо написанная работа – сочинение, как бы кажется менее ценной, чем она на самом деле есть. Постарайся отчетливо хорошо писать, у тебя хватит энергии писать хорошо. Я всю свою жизнь как-то письму не предавал значения, но это, пожалуй, не совсем верно. Пиши мне чаще и больше. С удовольствием читаю твои сообщения, как бы они тебе ни казались незначительны. Передай от меня привет моим ученикам и ученицам, которые еще помнят меня. Привет от меня всему вашему комсомолу и всей молодежи партийной и непартийной. Вы, молодые, помогайте продолжать дело революции; потому что реакция готовится на нас напасть. Будьте готовы. Твой дядя Владимир.
21 марта 1941г.
Привет, Глеб! Привет Вашему семейству! Передай отдельно от меня наилучшие пожелания и Владимиру Александровичу и Ольге Афанасьевне и Ал. Ив. (Александре Ивановне Поспеловой. – Прим. С.О.) и Натусе. Пиши мне подробно об окружающем мире. Я работаю в Центр. лазарете. Живу в секции, в кабинке, где нас всего 8 человек. В лазарете набираю опыта, а мозг создает гипотезы и теории, которые предполагаю проверить, когда буду дома. Жалею, что не могу повседневно с Вами делиться своим опытом и своими теоретическими соображениями. Ты, Глеб, пока обрати серьезное внимание и на Декартову систему координат и на систему полярных координат. Потому что энергию масс можно рассматривать в полярных координатах, причем объем представится вектором, а движение – «углом». Это даст возможность сравнить энергию слона с энергией микро-организма. У слона большой объем и малая скорость, у микроорганизма.... (Далее затерто, т.к. разорвано. – Прим. С.О.) Сила нашей мысли прямо пропорциональна напряжению мысли и обратно пропорциональна напряжению мысли сопротивление массы, или одного субъекта. Понятно, придется выработать и единицу мысли, которую можно считать, как количество затрат мысли, которая дает возможность произвести ту или иную работу. Ну, об этом я тебе после разовью мысль, а пока ты упражняй свои способности, развивай соображение, пользуйся отвлечениями, и эмпирическими данными. А мне обо всем пиши, что думаешь, как идут твои дела. Пиши, как наши живут на твой взгляд и как живут Ваши? Что думают в окружающем тебя обществе? Как слышны, может и фантастические ходячие соображения? Потом, Глеб, мне поможешь выпустить некоторые книжонки. У меня бродит мысль о создании математической социологии. Ты займись дифференциалами, интегралами и особенно решением дифференц. уравнений. Пиши, как у тебя идет дело с аналитической геометрией. Привет от меня моим ученикам. Желаю всем им поступить в ВУЗ'ы. Пиши о настроениях в 3-ей школе. Пиши, как думаешь устраиваться на военной службе. В крайнем случае, поступай в инженерное какое-либо училище. Не задавайся только большими путешествиями по морям и воздушным волнам. Волны мирового эфира можно изучать и близко от родного коллектива. Береги и жалей своей родной коллектив. А то часто, о чужих мы больше думаем, чем о наших близких и родных. Пиши о музее, об открытиях местного края. Что прочитал из книг мной тебе предложенных прочитать. И прочитал ли что-нибудь, что советовал из сочинений Морозова прочитать? Прочитал ли ты "Семейное воспитание" Лесгафта? Есть "Археология" Городцова. Выпиши из Городцова то место, где француз удалой Бонне (Имя неразборчиво. – Прим. С.О.) вел опыты в противовес Пастёру. Как об этих опытах написано у Городцова. Здесь у нас разошлись мнения. Некоторые стали утверждать, что у Городцова нет ничего об опытах Пастёра. Там в средине книги приблизительно Городцов говорит, как лучами радия Бонне возбудил жизнь в трубках Пастёра. Если встретишь Виктора Григорьевича, скажи ему, что я шлю ему привет и наилучшие пожелания. Пусть он мне напишет о новостях в химии и в физике за последние 3-3,5 года, ибо я частично оторван и отстал. Как с проэктами его, пришлось ли ему хоть что-нибудь продвинуть. Говорят, будто бы Н.А. Морозов умер. Правда ли это? Не вышел ли последний том его? Если вышел, то ты скажи нашим, чтобы непременно его купили, хотя он, может быть, и стоит рублей 50 или 60. Затем я просил купить для меня 1-ый том «Христа» Морозова, который у меня зачитал, забыл я фамилию еврея, тогда при мне он был в 10-м классе. Если наши не смогут купить 1-ый том, попроси Вл. Ал. (Владимир Александрович Поспелов – отец Г.В. Поспелова, мой дед. – Прим. С.О.), когда он будет в Москве. Пусть купит во что бы то ни стало у букинистов. А потом для меня попроси Ольгу Афанасьевну выписать из Ленинграда 1-ый том «Семейного воспитания ребенка» Петра Францевича. Пусть не думают, что эти книги есть в библиотеках, поэтому и покупать не стоит. Нет, во что бы то ни стало, я их хочу иметь у себя. Надеюсь, что скоро приеду. Пиши и ты, как ты думаешь? Скоро ли я вернусь? А помнишь, Глеб, на дворе у нас висела картина на небольшой фанере 37-ой год. Хорошо бы спасти эту картину. Может, она где-нибудь валяется или в сарае, или в сенях, или под балконом. Пиши, какие у Вас интересы? Какие мысли относительно меня. Не бойся, если кто отрицательный дает или давал ответ – мнение. Совсем ли все заглохло или иногда вспоминают наши старые желания, наше отношение. Пиши о всех мелочах, не ленись, твои сообщения очень содержательны и много мне дают. Я оживаю и как будто вчера только был с Вами. Скажи, не провели ли жел. дорожной ветки к Карболиту от Киржачской ж. дороги. Не построили ли кирпичный завод близ старого кирпичного завода Апраксина? Как работает Карболит? Сильно ли он увеличился? Не ведут ли электрички до Орехова? Если ведут, то где полотно? Выстроена ли платформа близ Гопперовского (название неразборчиво. – Прим. С.О.) завода? Пошла ли прядильная фабрика Викуловская? Сильно ли расстроился поселок на Крутом? Работает ли брикетный завод? И другие новости. Пиши, жду от тебя писем, да не одно, а несколько. До свиданья. Всех Вас целую. Всем привет! Дядя. 25 марта 1941года.
ПРИМЕЧАНИЕ от составителя сборника С. Оранской. - В.А. ГАЛКИН (дядя Г.В. Поспелова) - политический деятель. До революции 1917г жил в теч. 7 лет в Париже. В 1917 году вернулся в Россию. Стал первым Комиссаром Грамотности по начальным школам советской России, работал в Смольном вместе с Лениным, Луначарским. Уйдя с полит. работы, вернулся в родное Орехово-Зуево, где работал учителем физики, математики, химии, биологии, астрономии. Вел активную краеведческую работу, археологические раскопки в районе. В 1936г был репрессирован, провел в ИТЛ ГУЛАГа 13,5 лет. Вернулся домой. В 1957 году был полностью реабилитирован. Умер в 1961 году. Более подробную статью о В.А. Галкине можно прочитать здесь же - Очерк В.Г. Поспелова, моего отца, о его дяде В.А. Галкине http://proza.ru/2025/07/30/1265
ФОТО: Владимир Афанасьевич ГАЛКИН (1886 - 1961), полит деятель, археолог, краевед, учитель математики, физики, биологии, астрономии. Автор этих писем. -- Фото из личного архива Софьи Оранской.
Свидетельство о публикации №225100401370
