Под знаком леопарда
Я не художник и не искусствовед. За свою продолжительную жизнь и жизненный опыт, дружба с некоторыми замечательными художниками я не только узнавал все новые и новые направления в искусстве, в частности в художественном творчестве, но и поражался их многообразию. К классицизму, барокко, рококо, романтизму, реализму и других классических направлений в искусстве в начале 20 века в России стал прибавляться авангардизм во многих своих проявлениях. Кубизм, футуризм, суперматизм, лучизм, экспрессионизм, абстракционизм, стрит-арт, лэнд-арт, поп-арт, оп-арт и в других направлениях стали создавать свои произведения наши соотечественники поэты, композиторы, художники, среди которых наиболее известны В.Кандинский, К.Малевич, М.Ларионов, П.Филонов, Р.Фальк, В.Татлин и другие.
До моего сознания не доходит, почему некоторые наши искусствоведы, (не будем писать неоднократно повторенное: «с пеной у рта») с большим азартом рассказывают о гениальности, о большом таланте … В.Кандинского, К.Малевича и о других художников-авангардистов. К.Малевич –гений?! А как тогда назвать художника Александра Иванова, написавшего картину «Явление Христа народу»? Напомню читателю, что картина К.Малевича «Черный квадрат», написанный в 1915 году имеет размеры 79,5 см. х 79,5 см. А.Иванов работал над своей картиной 20 лет и завершил работу в 1857 году, Картина имеет размеры 540 см. х 750 см.
Как сравнить работу В.Татлина «Натуршица» или работа того же К.Малевича «Спортсмены», на которых, напомню читателям, даже лица не прописаны и работа Ильи Репина «Заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения», на которой написаны портреты 81 человека, членов совета?
Звоню своему другу, замечательному человеку и талантливому художнику Харитону Ногаеву со своими сомнениями, вопросами, о различных подходах к оценке творчества того или иного художника.
- Не думай об этом,- сказал мне Харитон (Ныне Харитон Константинович действительный член Академии художеств России).- Приезжай, друг, замечательная выставка наших земляков-художников. Я жду тебя у входа на выставку!
Мы встретились с Харитоном у входа. Свои работы выставили ныне народный художник России, педагог, профессор Шалва Евгеньевич Бедоев и его ученица Зарина Кубалова. На выставке было много посетителей. Мы с Харитоном продвигались от одной картины к другой и я просил своего друга прокомментировать ту или иную работу. Мы перешли в зал, где выставлялись работы З.Кубаловой.
Возле первой же картины художницы я остановился пораженный увиденным. Эта была работа в каком-то из видов авангардизма.
Я ранее, по своей наивности, считал, что виды, волны авангардизма еще не достигли маленькой Осетии. Основоположник осетинского литературного языка и литературы, художник и поэт Коста Леванович Хетагуров не «болел» этой «болезню». Я ошибался. Много есть в Осетии художников, которые активно творят в различных направлениях современного авангардизма.
Читаю подпись под картиной З.Кубаловой. Печатными буквами написано название «Под знаком леопарда».
- Как тебе эта работа?- спрашиваю друга.
- Отличная работа!,- отвечал Харитон,- автор умело пользуется красками, колорит работы радует сердце. Автор, на мой взгляд, поставил перед собой задачу, чтобы ее зрители думали, размышляли…
- Подожди, друг,- прерываю Харитона,- покажи, пожалуйста, где нарисован леопард или хотя бы тень от леопарда?
- Нет здесь леопарда.
- Тогда почему работа называется «Под знаком леопарда»?
- Как автор захотел, так и назвал свою работу,- отвечал Харитон и мне показалось, что самому моему другу становится неудобно от того, что название рассматриваемой нами работы, никак не связан с его изображением.
Через некоторое время мы с Харитоном сидели на скамейке в центре зала и обсуждали увиденные на выставке работы.
- Ты не поверишь, друг мой,- Харитон положил свою ладонь на мое плечо,- я не в первый раз сталкиваюсь с таким явлением, когда зрители возмущаются, увиденным
на выставке, работам художников. Ты помнишь, нашего земляка Кима Македоновича
Цаголова? (Советский и российский государственный и общественный деятель, генерал-майор Вооруженных Сил, философ и художник)
- Царство небесное Киму Македоновичу! ,- отвечал я. - Я не только его помню, но и посмотрел все написанные им работы. На мой взгляд, его портреты А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого великолепны! Портреты дочери, супруги- превосходны! А его автопортрет, на мой взгляд, гениален!
- Несколько лет тому назад,- продолжил свой рассказ художник Ногаев,- я посетил одну из выставок художников России в центральном доме художников на Крымской набережной в Москве. В одном из залов я увидел Кима Македоновича, который, также, осматривал выставленные работы художников. Я не посмел подойти к нему и представиться. Мы тогда еще не были знакомы. Я следовал в шагах 10 за ним и осматривал висевшие картины. Перед одной картиной Ким Цаголов задержался. Он долго смотрел на висевшую работу, картину, потом посмотрел по сторонам. Я почти к нему приблизился. Увидев меня, Ким Македонович, обратился ко мне:
- Молодой человек, подойдите, пожалуйста ко мне поближе. Вы меня знаете?
- Ким Македонович, мы с Вами земляки и нет такого человека в Осетии, кто бы Вас не знал!
- Тогда скажете мне, пожалуйста,- Цаголов схватил двумя руками мою локоть,- где на этой картине петух? Почему автор назвал свою работу «Петух»? Я как ученый, как философ не пойму, почему художник так назвал свою работу и что изображено на картине?
Я посмотрел на висевшую картину в виде какого-то авангарда, автор, которого я не запомнил, подписал свою работу «Петух».
- Ким Македонович, - обратился я,- бездарный художник достиг своей цели, если такой человек, как Вы, художник и философ, с таким темпераментом обсуждает его никчемную работу.
- Извините меня, молодой человек,- Ким Македонович отпустил мою руку и пошел к выходу из зала.
Вот так, мой друг,- Харитон завершил свой рассказ,- работы многих художников иногда не понимают ни философы, ни художники, ни искусствоведы, ни простые граждане и мне кажется, сами авторы не понимают, что они сотворили.
Свидетельство о публикации №225100401426