Мифическая психология. Мифы и реалии характера чел
Характер человека лучше всего раскрывается, когда он описывает характер другого человека.
Чтобы быть мягким, терпимым и понимающим, нужна известная твердость характера.
У каждого человека есть свои странности. А если их нет, то это очень странный человек.
Начнем с разбора слова «характер». Оно многозначно и кроме научно-лингвистической составляющей имеет богатую мифологическую.
Современная лингвистика ведет происхождение слова «характер» от древнегреческого ;;;;;;;; — «черта, знак, примета» (первоначальное значение — «чеканщик»). В латинском языке понятие характера выражается не только словом character, но также indoles (врожденное свойство, природная способность), natura (природа, вещество, материя, стихия), ingenium (врожденное, природное свойство); mores (манеры, привычка), qualitas (качество), structura (строение, сооружение, постройка), modus (мера, образ, род, манера, правило, предписание), forma (форма, образ), cerebellum (мозг, ум, гнев, ярость), persona (маска, роль, личность, лицо), animus (душа, дух, мысли, желания, намерения, внимание), spiritus (дуновение, веяние, вдохновение, дыхание, дух, душа, настроение, образ мыслей, гордость, высокомерие).
В японском языке слово «характер» имеет еще значения «персонаж» и «символьный тип», а в китайском - «особенность», «своеобразие», «специфика».
В русском языке Петровского времени характиръ – это «ранг, чин, достоинство, полномочия», харатеры – «буквы, знаки», впоследствии - «начертание» и далее к современному «черта».
В обыденном понимании характер человека и его личность тождественны. Описывая человека, мы его характеризуем, даем характеристику.
Слово «характер» включает отдельно значимые ХА, РА и ХАРА. Запомним также слово ХРАбрость.
ХА как слово очень многозначно. Оно часть дыХАния и звук выдоХА, выражение жизненного процесса. И, конечно же, оно связано с улыбкой, выражает усмешку и смех (ха-ха-ха), несет положительную энергию. Возможно, суматоха: с-ума-то-ха (ха-ха-ха), она близка панике, во время которой о разуме речь не идет, действуют одни инстинкты.
Как частица ХА сближает и смягчает. С ней уже не официально звучащее Антон, а Антоха, не Екатерина, а Катюха, не обидное «дура», а сочувственное «дуреха», картофель превращается в картоху. Хотя, когда это плаХА, кому-то было не до смеХА.
ХА также входит в слова ХАос, ХАрон, ХАнаан, эпоХА, знаХАрь, БуХАра, тоХАры (народ Центральной Азии, предположительно наиболее восточный носитель языков индоевропейской семьи), СаХАра, сноХА, сваХА, веХА, еХАть, паХАть, рубаХА, утеХА.
РА – верховный бог Солнца у древних египтян. В верованиях (не лишне вспомнить, что вера – веРА) славян РА не только Солнце, но и река Волга. Различают Ра-реку, текущую по Земле, и небесную Ра-реку ("Вашу"), отделяющую Явь от небесного царства. Шаши предки были солнцепоклонниками, что совсем не удивительно по роли Солнца в Солнечной же системе. Обращение к Солнцу – к-Ра-мола с распространением христианства стало запретным, крамольным.
Значение РА как света сохранилось в таких словах как радуга и радость, а также в физике. РАдуга – дуга света, РАдость – светлое состояние души. Слова радио, радар происходят от латинских radius — луч и radio - испускать лучи, сиять (RA и RAD). Частица РА является словообразующей: структура, архитектура, натура, регистратура, прокуратура, профессура, макулатура, мускулатура… Так образовалось сленговое слово «ментура». Все они у-РА. Не зря ведь Мир – Белый Свет.
ХАРА имеет еще больше значений и связей с нашей культурой. Так по эзотерической истории Ха’Арийцы – второй из четырех изначальных Родов Великой Расы. Высокорослые люди с зелеными глазами (в эпосе «цвета изумруда»), волосы светлые, почти всегда русые. Ха’Арийцы считались отличными воинами с уклоном в сторону энергетики. Ха’Арийская Каруна была признана универсальным письмом Великой Расы, хотя каждый из родов имел свою письменную систему. На изначальном Северном материке Мидгарда их территорией была хАрра.
В ведических учениях Ра-М-Ха (Рамха) - Единый Бог-Творец, Первородная сущность, излучающая Свет Инглии и первичный Огонь Миросдания. Из этого огня появились все существующие Вселенные и обитаемые Миры. Бог Ра-М-Ха покровитель месяца Рамхатъ - Сентябрь-октябрь, который был первым в Круге лета (года), а Новый года начинался примерно с 22 сентября.
Ра-М-Ха олицетворяет:
Ра — Изначальный Свет;
М — Мудрость;
Ха — Положительная Изначальная Сила.
У Первородной сущности не может быть конкретного образа, она – единство всего и всех образов Сразу. Однако, существует трирунник, отражающий образ слова Ра-М-Ха.
В Восточной Азии есть представление о центре ХАРА. В японском языке хара означает живот. Это не только анатомическое понятие, но и энергетическое, связанное с энергией ци/чи. Нижнюю часть хара составляет нижний тандэн (нижний даньтянь в китайской традиции). Если положить на переднюю брюшную стенку 2 пальца руки ниже пупка, то ниже них располагается точка ци-хай/ки-кай (море энергии) - проекция центра ХАРА. Японский ритуал харакири – высвобождение жизненной энергии Хара и «отправка» ее в Ирий, мир предков. Обращает на себя внимание существенная близость обсуждаемых понятий в славянской и японо-китайской культурах.
Не зря про слабого человека говорят, что «у него кишка тонка», а в образах Будды, Конфуция, Лао-цзы присутствует заметный животик. На старославянском живот – это жизнь. Жизнь проявляется в наполнении живота как плотной пищей, так и тонкой, духовной - энергией. Один из божеств индусского пантеона, творец Брама, расположен в животе, тогда как разрушитель Шива расположен в голове.
В животе зарождается новая жизнь. Роженица носит своего ребенка в животе, при этом плод связан с матерью также через живот (пуповину), откуда он черпает питание и силу. Зарождающаяся жизнь находится максимально близко к центру жизненного, так называемого эфирного тела - центру ХАРА. В центре хара рождаются некоторые базовые эмоции человека, например, злость, гнев, необходимые для схватки с врагами. В японском языке hara ga tatsu - злиться. Еще одна задача ХАРА — защитная.
ХАРА —центр связи души и сознания человека. Здесь обитают наши инстинкты и интуиция. В животе есть нервные клетки (в сердце, кстати, тоже), свой собственный «кишечный мозг». В англоговорящей культуре есть выражение «gut feeling» — реакция или чувство, в правильности которых вы уверены, хотя и не можете объяснить причину этого. Мы в этом случае говорим «нутром чую», то есть интуитивно.
Культивация ХАРА - самая главная задача учеников во всех школах боевых искусств Японии. Занятия с ХАРА позволяет развить интуитивное постижение реальности, что бывает очень важно в бою, а также научиться успешно управлять своим телом.
Считается, что люди с сильным центром ХАРА:
- обладают твердой жизненной позицией;
- ясно видят картину мира, не впадают в иллюзии;
- конкретно знают, чего хотят добиться в жизни.
ХАРА – это центр Воли человека, его Силы и Свободы, его ХАРизмы.
Теперь понятно почему людей с развитым центром ХАРА называли характерниками. Характерник —ведун, целитель, духовный наставник в Запорожской Сечи, который занимался ведовством или гаданием, лечением раненых казаков, их психологической и физической подготовкой, о чем говорят различные свидетельства очевидцев, народных легенд и парафраз. Согласно преданиям, характерники обладали магическими способностями.
Первые упоминания о существовании характерников среди запорожских казаков относятся к XV веку. О них писали русские и византийские источники. Польский публицист Бартош Папроцкий оставил упоминание о характерниках, которые якобы руками ловили (хватали) вражьи пули и бросали их обратно во врагов; при этом те, в кого попадали брошенные характерниками пули, умирали на месте; таких казаков характерников называли «хватами». Тема казаков-характерников – сложная и богата как правдивыми описаниями, так и преувеличениями. Однако, очень может быть, что поговорка «Смелого пуля боится, смелого штык не берет» возникла на реальных фактах.
Во всем сказанном выше хорошо просматривается линия силы. Это, несомненно, с характером связано.
А теперь переходим, собственно, к характеру.
В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона характер – сложное психическое явление, отличающее индивида или народ и выражающееся в своеобразном и сознательном способе реакции на различные запросы внешнего и внутреннего мира. Здесь акцент делается на индивидуальности характера.
В словаре В. Даля характер – это нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца. Подчеркнем единство слов нрав-характер и нравственность-мораль, а также, что это душевные качества. В латинском языке mora - замедление, задержка, moralis – нравственный. Человек с осознанной моралью не будет делать все, что угодно. Человек без морали – человек без тормозов.
Сейчас в понятие характера вкладываются следующие смыслы:
1. Совокупность основных психических свойств, особенностей личности человека, чей-нибудь нрав.
2. Твердость, сила воли, упорство в достижении цели.
3. Совокупность определяющих свойств какого-нибудь предмета, физического или психического явления, его типические черты.
4. В литературе, сценическом искусстве — художественный образ, обобщающий типичные черты какой-нибудь группы людей; тип.
В наше время нравственность затерялась среди набора разных черт и упорства в достижении цели. И это отражает реалии нашей жизни. Сплошь и рядом нравственность молчит, зато в полный голос говорят выгода и эгоизм, национализм и разные формы экстремизма, расцветают цинизм и безверие. Может, это и неприятно слышать, но больная нравственность – не здоровая личность и больное общество. Здоровая нравственность – это духовный стержень человека, вокруг которого должен формироваться характер.
Характер вырастает из темперамента и привычек, но, по сути, отражает систему отношений человека, его мировоззрение, убеждения, установки. Это начинается с отношения к ребенку со стороны его ближнего окружения. Окружение растет, расширяется - подключается отношение других людей. Отношение к себе ребенок ощущает в том, какими глазами на него смотрят, в каком тоне обращаются, что говорят ему и о нем, с кем и как сравнивают, что разрешают и запрещают и так далее. Так зарождается отношение ребенка к себе, его самооценка.
Потом ребенок «слизывает» и «мотает на ус» как люди относятся к себе и друг другу, какими глазами смотрят друг на друга, на мир, как отзываются друг о друге и что вообще говорят и как себя ведут. Например, бросают фантик себе под ноги (и под ноги других людей) или в урну. Ребенок видит все, от его взгляда и ушей ничего не ускользает и все это оставляет след в его душе, в его сознании и еще сильнее – в его бессознательном.
Потом ребенок (подросток, юноша-девушка, взрослый) оценивает свои действия и свои достижения. Этот процесс даже выразили математической формулой: самооценка равна успеху, деленному на уровень притязаний.
Формула верная, но и хитрая. Результат ведь можно повышать как за счет увеличения числителя, роста уровня достижений, так и за счет уменьшения знаменателя, снижения своих притязаний. Поэтому троечник может быть вполне доволен собой, если не претендует на большее. Правда, на каждую хитрость есть свой инструмент. Рядом ведь ходят более успешные люди, а человек не только оценивает свои успехи, но и сравнивает их с успехами других, как он выглядит на общем фоне. Человеку-троечнику неприятно находиться в компании хорошистов и тем более отличников, поэтому они включают создают свои компании и стараются возвыситься над другими за счет физической силы, создают «антиучебную» атмосферу, всячески ставят «палки в колеса» «ботаникам», принижают и унижают их вплоть до прямого буллинга.
Самооценка может быть низкой и высокой одновременно в начале развития, заниженной закомплексованной, завышенной компенсаторной низкой самооценки, высокой. Чем больше проблем с самооценкой, чем больше выражены личностные комплексы, тем больше человек зависит от внешних условий и тем более сложную и громоздкую систему психологических защит развивает, тем больше он живет не в реальности, а иллюзиях (например, завышенная самооценка – лишь иллюзия высокой).
Рано или поздно человек выходит, должен выйти на уровень безусловности и формирования высокой здоровой самооценки, которая нормальна и естественна - признав свою безусловную ценность, без оглядки на то, что говорят и делают другие, не переоценивая значимость личных достижений. Этому способствует осознание своей индивидуальности и уникальности в мире. Когда человек реализует свое предназначение и делает то, что должен делать, условности отходят на второй план и он становится свободным и независимым, перестает формировать и использовать защитные механизмы личности.
Путь этот долог и далеко не похож на увеселительную прогулку. И при всей важности цели еще более важен сам путь, который так же индивидуален, как и мы сами. У нашего пути так же имеется свой характер.
Характер человека как структура включает иерархически организованную систему черт личности. Она похожа на дерево определенного вида, роста и крепости. У него есть корни – природа и род, семья, этнос, социум, культура; ствол – стержневые, базовые свойства, составляющие его суть и индивидуальность; главные ветки – кардинальные свойства, придающие форму всей структуре, и далее вся система кроны. В отличие от «деревянного» дерева, мы можем вносить изменения во все свои части: добавлять или убирать корни, изменять форму ствола, выращивать одни ветки и «сушить» другие.
Наше дерево-личность может выглядеть гармонично, красиво, а может и уродливо, иметь различные перекосы, каких-то частей может недоставать, а какие-то могут быть лишними. Дерево-личность может зеленеть, а может и сохнуть вне зависимости от возраста.
Черты характера можно по-разному рассматривать в зависимости от потребности-цели: как необходимые для общения, воспитания детей, самовоспитания, работы, отдыха и так далее. Рассматривают их и по сферам личности: интеллектуальные или познавательные, эмоционально-волевые, поведенческие или деятельностные. Все классификации условны, потому что нет в человеке отдельных черт, а есть проявления его целостности, его личности и индивидуальности. Любое выявляемое свойство человека больше говорит об инструменте, которым для этого пользуются. В свое время о психологической диагностике мы поговорим подробнее.
Не будем менять сложившуюся практику в отношении черт характера – пусть будут черты, но и не будем забывать, что чистых черт не существует, все они взаимосвязаны и плавно переходят одна в другу.
У любой черты есть ее противоположность, поэтому их удобно рассматривать попарно. Например: спокойствие – тревожность, молчаливость – болтливость, агрессивность – миролюбие, уравновешенность – неуравновешенность, ригидность – гибкость, покорность – властность, открытость - скрытность. Это не только удобно, но и важно для понимания пути балансировки качеств, над чем конкретно нужно работать.
А сейчас коснемся очень интересного вопроса нормы и патологии – характера в данном случае. Принято рассматривать три уровня, три степени выраженности черт характера: норма, акцентуация и патология. К норме относятся черты характера, связанные с адаптированным поведением, не приносящим хронических проблем. Черты характера, относящиеся к уровню акцентуации являются пограничными, они ярко выражены, акцентированы, могут создавать трудности и неудобство, но в целом вполне терпимы. Патологические же черты характера уровня психопатии исключают адаптированность личности и приемлемые отношения, с их носителями оооочень не легко и так же нелегко жить самим носителям, психопатам. В этом разделе мы будем говорить о первых двух уровнях, а патологию, вопросы клинической психологии рассмотрим отдельно.
Типология характера. Она же иногда может рассматриваться и как личностные типы. Характер – основа личности, но не вся она. Существуют очень разные подходы и классификации, и материала здесь много, основные данные рассмотрим сейчас, но кое-что выплывет в разделе о психодиагностике.
Первая известная типология характеров – Платона, основанная на его учении о душе, где Платон выделяет три начала: разумное, яростное и вожделеющее. Характер человека и его образ жизни зависят от того, какая часть души наиболее развита. Платон выделил пять типов характеров:
Нормальный — преобладает возвышенная часть души, интеллект.
Тимократический — ярко выражено честолюбие, преобладает воля, потребность в борьбе.
Олигархический — сочетаются как положительные (сдержанность и бережливость), так и отрицательные (скупость и стяжательство) черты.
Демократический — преобладает эмоциональность с нравственной неустойчивостью.
Тиранический — преобладает эмоциональность с самыми низкими, животными влечениями.
Последние два характера Платон считал более низкими, чем три первых.
Каждой части души соответствует свой тип добродетели:
- у разумной части — мудрость (истинное знание, принятие решений, направленных только добру);
- у яростной части — мужество, отвага, умение подчинять страсти долгу;
- у вожделеющей части — благоразумие, или владение собой.
Четвертая добродетель получается в результате гармоничного сочетания всех трех добродетелей.
Феофраст (Теофраст) описал типы характера, которые явно относятся к акцентуациям:
1. Притворщик — сама неискренность. Двуличный, никогда не говорит, что думает.
2. Льстец подлизывается к вышестоящим.
3. Пустослов любит изрекать банальности и слушать себя.
4. Деревенщина — шумный, не понимает манер, не имеет вкуса.
5. Угодливый говорит людям, что они хотят услышать, и хочет всем нравиться.
6. Отчаянный не может контролировать своих порывов и не думая ввязывается в любую переделку. Громкие и неуместные речи выходят ему боком.
7. Болтун не даст вам вставить и слова.
8. Сочинитель слухов подхватит и приукрасит любую сплетню.
9. Бессовестный — дерзкий, без смущения лезет без очереди, без билета проникает в зал, отколупывает глазурь с торта.
10. Мелочный до смешного усердно высчитывает грошовые выгоды и убытки.
11. Наглец не уважает женщин и не соблюдает приличий.
12. Несуразный не ведает счета времени и всегда вламывается в неподходящий момент.
13. Усердствующий всюду сует нос, постоянно лезет в чужие дела.
14. Бестолковый не улавливает смысла шутки.
15. Зазнайка таит злобу и рычит, как цепной пес.
16. Суеверный скор на испуг и верит во всякие бабушкины сказки.
17. Брюзга постоянно жалуется, что его обижают.
18. Подозрительный не доверяет никому и невысокого мнения о человеческом роде в целом.
19. Несносный отличается способностью отпускать бездумные, гнусные, неуместные замечания.
20. Тщеславный пытается подчеркнуть собственный статус, строго следуя новейшей моде, и придает большое значение пустяковым успехам.
21. Скаред — крохобор, готовый выкрасть медяки из кружки слепого. Тугой на чаевые.
22. Хвастун не перестает вслух превозносить свои ничтожные или воображаемые достижения.
23. Надменный считает, что он выше мирской суеты и лучше других людей.
24. Трус уклоняется от любых конфликтов, а когда бой окончен, приписывает себе главную заслугу в победе.
25. Приверженец олигархии (торговец властью) жаждет власти для себя и для своего класса. Мечтает изменить законы и обычаи к собственной выгоде.
26. Молодящийся ведет себя не по годам, тяготеет к ранним ступеням развития. Сама незрелость.
27. Злоречивый будет злословить за глаза и любого найдет чем попрекнуть.
28. Дружок подлецов водится с дурной компанией, тянется к подонкам.
29. Жадный только и думает, как нарастить богатство, и пользуется к тому любой возможностью.
Современные типологии характера, как и знание в целом, создаются двумя путями: сверху, путем дедукции, от теории к практике, от общего к частному и снизу, индуктивным путем, эмпирическим, опираясь на прагматику и практику.
Примером первого подхода является типология Майер-Бриггс (дочь-мать), создателей широко известного опросника MBTI (Myers — Briggs Type Indicator) для определения типов личности. Их подход является практической реализацией теории психологический функций Карла Юнга. Сам Юнг неоднократно говорил, что любая типология является условной, поскольку индивидуальность человека нельзя втиснуть в жесткие рамки. Он создавал свои психологические типы (его труд на эту тему именно так и называется) лишь, как он говорил, в качестве ориентиров для понимания «с какого бока» нужно подходить к человеку в работе с его проблемами. Однако, мы увидим, что его концепция очень целостна и обоснована.
Основные положения теории Юнга о психологических типах:
- основная функция психики – обеспечение адаптации человека в мире;
- для этого человек создает и пользуется определенными инструментами;
- эти инструменты представляют собой пары взаимодополняющих функций-свойств, соответственно функций всего 8;
- этих пар четыре, две основные и две дополнительные;
- сочетание этих пар и функций создает неповторимую индивидуальность человека.
Основные пары.
1. Воспринимающая. Чтобы приспособиться к миру, нужно прежде всего иметь представление о нем, видеть, что он из себя представляет. У нас два способа создания этих представлений, образа мира, два канала поступления информации о мире: сенсорный, ощущение и вне сенсорный, интуиция.
Ощущение (S - Sensing). Получение информации о мире (и о себе, не будем забывать) с помощью органов чувств – сенсорики. Преимущественно это каналы связи с внешним миром. Люди-сенсорики хорошо ориентируются в окружающем пространстве, отвлеченные теории доходят до них с трудом. Им не понятны как сами теории, так и для чего они вообще нужны. Им нужно все пощупать, потрогать, осмотреть. Сенсорики практичны и прагматичны, предпочитают жить в настоящем времени, в здесь-и-сейчас. Соответственно, это хорошие хозяйственники и организаторы нижнего звена, связанные с конкретной продукцией. В то же время для них характерны субъективизм и подверженность иллюзиям. Могут выглядеть и быть скупердяями.
Основной вопрос: какова картина мира?
Сенсорика – функция пространства.
Интуиция (N - INtuitive). Это вне сенсорный канал связи с бессознательным, о котором мало что известно конкретно – он ведь бессознательный. Нам просто что-то ясно, и мы в этом полностью уверены. Интуитивы постоянно уходят в себя, в свой внутренний мир, они вроде и здесь, а вроде и нет. Они хорошо чувствую прошлое - как все было (откуда ножки растут, каковы причины), и будущее – как все будет. Соответственно, они хорошие, даже прекрасные диагносты и прогнозисты, предсказатели. Люди с развитой интуицией хорошие поисковики и открыватели, исследователи, особенно мировых проблем. Они склонны к творчеству и не любят рамок и авторитетов. Могут выглядеть и быть «отмороженными».
Основной вопрос: откуда все взялось и что из этого будет?
Интуиция – функция времени.
2. Оценивающая интерпретирующая. Поступившую информацию нужно обработать: принять-отбросить, понять, классифицировать, сравнить, обобщить, найти место в ментальном пространстве, составить-скорректировать картину мира, дать оценку, выразить к ней отношение. Этим занимаются наши мышление и эмоции.
Мышление (T - Thinking). Люди мыслительного типа пытаются все понять и объяснить, имеют на все свои теории и привлекают теории других. Они рациональны, просчитывают поведение свое и других людей. Это люди знания и познания. Кроссворды, головоломки, шарады и прочие интеллектуальные задачи. Хлебом не корми – дай разгадать загадку. Мир должен быть правильным, разумным и логичным, понятным и объяснимым. Могут и выглядеть, и быть сухими и черствыми.
Основной вопрос: мир – это что?
Мышление – функция материи.
Эмоции (F - Feeling)). Люди эмоций и чувств ориентированы на отношения. Им важны не правила, а состояние людей, свое и других. У них хорошо развита эмпатия и сопереживание другим. Ориентированы на системы ценностей и мотивов. Эстетичны, стремятся к приятному и красивому. Жизнь должна быть праздником, никто не должен страдать. Вопросы дела могут страдать, потому что они не так важны, как чувства и отношения. Могут выглядеть и быть взбалмошными и недалекими.
Основной вопрос: какое это имеет значение?
Эмоции – функция энергии.
Итак, основные психологические функции отражают основные параметры реальности: пространство, время, материю и энергию. Иначе, в принципе, и не должно быть.
Дополнительные пары.
3. Общая ориентация психики. Мы привыкли рассматривать реальность как внешнюю для нас и внутреннюю, разделяя единый мир на внешний и внутренний. На самом же деле, углубляясь как во внешний, так и внутренний миры, мы приходим, попадаем в один и тот же Космос. Внешний и внутренний миры – это разные Пути в единое. У каждого есть предпочтение к ним: кому-то больше нравится внешний путь, а кому-то внутренний. Это называется установкой сознания – внешне или внутренне ориентированной, иначе экстра или интро версией, еще точнее – экстраверсией или интроверсией.
Любая и описанных выше психологических функций может быть как экстравертированной, так и интровертированной.
Экстраверт (E - Extraverted) – человек, для которого внешняя реальность интереснее и привлекательнее, поэтому она оказывает на него большее влияние. Экстраверт социален и больше зависит от внешних условий, авторитетами для него являются внешние источники и другие люди, он более зависим от других и менее самостоятелен. Он и ответственность в большей степени перекладывает на других. Если он сенсорик, то больше опирается на зрение, слух и другие внешние органы чувств, для экстраверта интуитива больше интересна история мира и его будущее, экстраверт мыслитель изучает внешний мир, его физику, механику, а эмоционального экстраверта в большей степени волнуют состояние и чувства других людей. Типичный отдых экстраверта – в компании друзей, в массовых деяниях и мероприятиях. Одиночество для экстраверта – самое тяжкое наказание.
Экстраверт может казаться и быть «никаким», не иметь ничего своего.
Основной вопрос: насколько широк мир?
Интроверт (I - Introverted). Углублен в себя, в свои переживания и размышления, более самостоятелен, наивысший авторитет – он сам («разберусь сам»). Одиночество не только его не напрягает, а необходимо в больших количествах, любимый отдых – с книгой у камина (на веранде), одинокие прогулки и путешествия. На вечеринке он просто наблюдает, сидя в сторонке. С удовольствием медитирует и занимается саморегуляцией. У интроверта-сенсорика выражены тактильные, вкусовые и органические ощущения, осознание своего состояния, интуитив путешествует по богатым внутренним мирам, мыслитель с клонен к самоанализу, а эмоционал поэтичен и сильно озабочен своим настроением.
Интроверт может казаться и быть нелюдимым, букой.
Основной вопрос: насколько глубок мой мир?
4. Способ организации жизни и деятельности. В зависимости от того, какая из двух пар основных психологических функций находится в приоритете, более выражена, человек либо ориентируется на непосредственное восприятие и ситуативные моменты, либо живет системно и планомерно.
Воспринимающий (P - Perceiving). Человек спонтанного поведения, который в данную минуту не знает, что будет делать в следующую. Не знает и не хочет знать. Полностью живет моментом. Он не принимает решение – решение принимает его. Сенсорик может как постоянно опаздывать, так и приходить раньше договоренного времени, а интуитив быть очень точным. Испытывает проблемы с завершением долгих и системных процедур, быстро загорается и так же быстро остывает. Сегодня может быть в Париже, завтра в Токио, а послезавтра на Байкале.
Воспринимающий может казаться и быть неорганизованным.
Основной вопрос: что жизнь мне готовит?
Решающий (J - Judging). Встав утром, знает, чем будет заниматься в течении дня, а в январе – что будет делать в декабре. Сначала все продумает и только потом принимает решение. Человек с системным мышлением и жизнью. Упорядоченный и последовательный. Надежный и ответственный. Все по накатанным рельсам и по расписанию. Может всю жизнь прожить в Париже, Токио, на Байкале. Въедливый и педантичный.
Решающий может казаться и быть занудным и доставучим.
Основной вопрос: когда же я достигну совершенства?
Сочетание этих восьми психологических функций дает 16 типов. Их характеристики широко и в разных вариантах гуляют по интернету (искать нужно через MBTI), там же можно пройти тестирование. Классическое описание представлено в книге: Крегер О., Тьюсон Д. Типология личности. 16 типов людей. Свою интерпретацию этой типологии создала соционика. Здесь приводятся очень краткие описания.
INTJ (Стратег) — любит планирование и долгосрочные цели. Независимый, дальновидный, амбициозный. Решителен, но может быть слишком холодным, излишне требовательным к себе и к другим.
INTP (Ученый) — интеллектуал, исследующий теории и идеи. Любознательный, аналитический, независимый, с креативным мышлением и логикой, стремлением к знаниям, однако склонен к прокрастинации, имеет трудности в социальном взаимодействии.
ENTJ (Командир) — прирожденный лидер и организатор. Решительный, целеустремленный, харизматичный, стратегически мыслящий, умеет вдохновлять, но может казаться слишком строгим, с трудом признает свои ошибки.
ENTP (Полемист) — экспериментатор, любит дискуссии и новые идеи. Энергичный, предприимчивый, находчивый, креативный, обладает гибким мышлением, но может увлечься дискуссией и забыть о чувствах окружающих.
INFJ (Активист) — идеалист с сильными моральными принципами. Глубокий, заботливый, планомерный, обладающий эмпатией и интуицией, умением вдохновлять других, но может не заметить собственное выгорание, иногда слишком замкнут.
INFP (Посредник) — мечтатель и ценитель гармонии. Чувствительный, творческий, сострадательный с развитой интуицией и богатым внутренним миром, но склонен к уединению, не переносит конфликты.
ENFJ (Наставник) — прирожденный лидер и вдохновитель. Энергичный, эмоционально чуткий, дружелюбный, харизматичный, заботится о других, однако свои интересы ставит на последнее место.
ENFP (Борец) — энергичный, страстный новатор. Жизнерадостный, творческий, любознательный, вдохновляющий, но часто переоценивает свои возможности и слишком много взваливает на себя.
ISTJ (Администратор) — организованный и надежный работник. Ответственный, организованный, честный, дисциплинированный, надежный, практичный, внимателен к деталям, но склонен к перфекционизму и эмоциональной закрытости. Самый распространенный тип.
ISFJ (Защитник) — заботливый и самоотверженный. Доброжелательный, скромный, преданный, эмпатичный, ответственный и верный, но боится перемен, застенчив.
ESTJ (Менеджер) — строгий, но эффективный лидер. Решительный, прагматичный, организованный, амбициозный, целеустремленный, умеет добиваться результата, но чрезмерно требователен к другим.
ESFJ (Консул) — душа компании, заботится о других. Общительный, теплый, эмпатичный, ответственный, умеет работать в команде, однако зависим от чужого мнения.
ISTP (Виртуоз) — практичный экспериментатор. Независимый, наблюдательный, решительный с аналитическим складом ума, практичный, способный к быстрому обучению, при этом скрытный, склонный к риску, слабо сочувствует и сопереживает другим.
ISFP (Артист) — свободолюбивый творец. Чувствительный, креативный, доброжелательный, независимый, оригинальный, обладающий художественным вкусом и эмоциональной глубиной, но неуверен в себе, избегает острые ситуации, импульсивен.
ESTP (Делец) — авантюрист, живущий настоящим. Энергичный, предприимчивый, уверенный, азартный, обладающий харизмой и решительностью, гибкий, в то же время импульсивен и склонено отвлекаться.
ESFP (Развлекатель) — жизнерадостный, любит быть в центре внимания. Веселый, спонтанный, открытый, харизматичный, оптимистичен, обаятелен и гибок, но и поверхностен, склонен к прокрастинации, импульсивен.
Теория психологических функций Юнга –единственная «нормальная» теоретически обоснованная целостная концепция. Остальные либо создавались эмпирическим путем и служат частным целям, либо имеют корни в клинической психологии и психиатрии.
Самая модная в настоящее время модель свойств характера – так называемая Большая пятерка (Big Five), созданная на основе факторного анализа словесных описаний характеристик человека, то есть статистическим путем. Пятифакторный личностный опросник разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста и в окончательном виде представлен тестом NEO PI (от английского словосочетания: «Нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»). По их мнению, пяти независимых переменных вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности.
Шкалы опросника (факторы) кратко называются OCEAN (ОКЕАН): Оpenness — открытость, Сonscientiousness — добросовестность, Еxtroversion — экстраверсия, Agreeablness — дружелюбие, Neuroticism — нейротизм.
Существуют разные варианты нагрузки (состава) факторов, для примера остановимся на этом:
1. Экстраверсия – интроверсия
1.1. Активность - пассивность
1.2. Доминирование - подчиненность
1.3. Общительность - замкнутость
1.4. Поиск впечатлений - избегание впечатлений,
1.5. Проявление - избегание чувства вины
2. Привязанность - обособленность
2.1. Теплота - равнодушие
2.2. Сотрудничество - соперничество
2.3. Доверчивость - подозрительность
2.4. Понимание - непонимание
2.5. Уважение других - самоуважение
3. Самоконтроль - импульсивность
3.1. Аккуратность - неаккуратность (отсутствие аккуратности)
3.2. Настойчивость - отсутствие настойчивости
3.3. Ответственность - безответственность
3.4. Самоконтроль поведения - импульсивность (отсутствие самоконтроля)
3.5. Предусмотрительность - беспечность
4. Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость
4.1. Тревожность - беззаботность
4.2. Напряженность - расслабленность
4.3. Депрессивность - эмоциональная комфортность
4.4. Самокритика - самодостаточность
4.5 Эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность
5. Экспрессивность - практичность
5.1. Любопытство - консерватизм
5.2. Любознательность - реалистичность
5.3. Артистичность - отсутствие артистичности
5.4. Сенситивность - нечувствительность
5.5. Пластичность - ригидность
Даже краткого взгляда достаточно, чтобы увидеть спорность некоторых характеристик. Так экстраверсия почему-то включает в себя доминирование, поиск впечатлений и чувство вины, тогда как доминировать, искать впечатления и испытывать чувство вины могут как экстраверт, так и интроверт. Что не удивительно при формальном статистическом, механистическом подходе без теоретического осмысления материала. Такой подход – особенность Западной психологии и культуры, особенно Британско-Американской.
Перечислим для примера некоторые сходные модели, представляющие собой весьма произвольные наборы черт характера:
- 16-факторная модель Р. Кеттелла (три формы опросника 16PF), был широко распространен, но в настоящее время его популярность незначительна;
- опросник MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) – клинически направленный Миннесотский опросник, содержащий 10 основных и 58 дополнительных шкал-характеристик, популярен до сих пор и используется не только в психиатрии, но и при приеме на работу, например, в силовые структуры, существует краткий вариант методики СМИЛ;
- 6-ти факторный Гиссенский личностный опросник;
- 12-ти факторный Фрайбургский опросник;
- 20-ти факторный Калифорнийский психологический опросник (CPI);
- 14-ти факторная методика диагностики типа личности и вероятности личностных расстройств, созданная на основе DSM-IV (Diagnostic and Static Manual of American Psychiatry association, Fourth edition - Диагностическое и статистическое руководство Американской психиатрической ассоциации, четвертая редакция).
Существует масса методик для определения отдельных черт характера, так как оптимизм, ригидность, общительность, тип субъективного контроля (внешний-внутренний), жизнестойкость, враждебности, эгоцентризма, креативности и т.д. и т.п.
Характер определяют по чертам лица, по почерку человека, форме его пальцев, по жестам и мимике и другим маркерам. И есть широчайший массив проективных методик. И самый надежный способ определения характера – наблюдение, его свойства прекрасно проявляются в поведении человека, и в повседневности, и в кризисные моменты. Поэтому и говорилось, что нужно с человеком «пуд соли съесть».
Переходим теперь к клинической линии характерологии. И тут не лишне напомнить, что диагноз – прерогатива медиков, которые закопались в штампах и редко когда видят живого человека. Подобное притягивает подобное, легче понять другого, когда сам такой. Поэтому, если поменять местами психиатра и пациента, на которого надеть главный атрибут – халат, то далеко не сразу будет понятно кто есть кто, самые страшные страхи психиатров – самим свихнуться, догадываетесь почему? Но главное не это, абсолютно любое наше качество может спать, говорить шепотком, внятным голосом, кричать и вопить – и все это в каждом из нас. К тому же среди выдающихся людей – сплошь яркие, как минимум акцентуированные личности, а остальные, получается, простите – серая масса. Многие, правда, остаются не реализованными. Может именно потому, что боятся своей неординарности – с нашей помощью? Наши особенные качества – наше самое ценное, наш капитал, их использование – путь в историю. Каждый из описанных ниже типов ценен именно своей индивидуальностью.
Есть две типологии акцентуации характера: немецкого психиатра Карла Леонгарда и советского Андрея Евгеньевича Личко, ведущего сотрудника Психоневрологического института им. М.В. Бехтерева. В большей части они совпадают, желающие могут в этом покопаться, а здесь приводятся типы акцентуации характера А.Е. Личко:
1. Гипертимный тип (возбужденный сверхсангвиник). Отличается общительностью, подвижностью, чрезмерной самостоятельностью, недостатком чувства дистанции, склонностью к забавам и озорству и провокациям. В происходящие вокруг события вносит много шума. Неусидчив, недостаточно дисциплинирован, ведет себя неровно, не любит ограничения. Настроение всегда приподнятое. При большом разнообразии увлечений поверхностен и изменчив в своих пристрастиях, не разборчив в выборе знакомств, легко поддается влиянию вредных привычек. Нередко переоценивает свои возможности, самоуверен, любит прихвастнуть, старается производить хорошее впечатление на окружающих.
Гипертим – человек-карнавал и человек карнавала, праздника. Он способен расшевелить любую компанию. Тамада на свадьбах, днях рождения, корпоративах, профессиональный «массовик-затейник». Работа в клубах, пионерских лагерях, педагогами-организаторами в школах – много еще где понадобятся его способности зажечь, увлечь людей, оторвать их от смартфонов и интернета. В гипертимах жизнь бьет ключом, чему можно только завидовать.
2. Циклоидный тип (сангво-меланхоличный). Периоды хорошего настроения высокой активности сменяются мрачно-раздражительными, апатией, то, что раньше давалось легко и просто, теперь требует неимоверных усилий, все валится из рук. То являются активными участниками мероприятий и стремятся быть в шумной кампании, то оставаться дома вместо того, чтобы находиться в шумных компаниях среди сверстников, на улице или вне дома. На замечания в свой адрес реагируют крайне раздражительно, тяжело переживают происходящие с ними неприятности. Серьезные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками. У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны, 1-2 недели.
Циклоид – человек перемен и естественных ритмов жизни, смены дня и ночи. Радость и грусть – две стороны одной медали. У многих только одна ее сторона, а у циклоида их сразу две, он богаче многих в плане палитры переживаний и никогда не забывает про сложность и неоднозначность жизни.
3. Лабильный тип. Крайне изменчив и непредсказуем в своем настроении, причем поводы для смены настроения могут оказаться самыми незначительными. Вместе с тем, хорошо понимает и чувствует отношение к себе со стороны окружающих. В детстве часто болеет. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и сон, и аппетит, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению меняется и отношение к своему будущему — оно то расцвечивается самыми радужными красками, то представляется серым и унылым. И прошлое то предстает как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одно и то же окружение, одни и те же люди воспринимаются то как милые, интересные и привлекательные, то как надоевшие, скучные и безобразные, наделенные всяческими недостатками. Мало мотивированная смена настроения иногда создает впечатление поверхностности и легкомыслия. На самом деле люди этого типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. В друге они неосознанно ищут психотерапевта. Они ищут дружбу с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить, рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что «все не так страшно», но в то же время в минуты эмоционального подъема уметь откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания. Лабильные люди любого возраста весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, к похвалам и поощрениям — все это доставляет им искреннюю радость.
Лабильные люди никогда не забывает, что значит быть ребенком, мир детства для них естественен и всегда желаем. Он никогда не даст обыденности и взрослой серьезности взять верх, напомнит о себе и вернет к чистоте и душевности. Такие люди рядом очень важны, необходимы. Они избавляют нас от черствости и толстокожести. И от совсем печальной статистики рождаемости. Мир детства без детей - абсурд.
4. Астеноневротический тип (нервический). Повышенная утомляемость (особенно с утра), раздражительность и склонность к ипохондричности - постоянном беспокойстве по поводу возможности заболеть одной или несколькими болезнями, жалобах или озабоченности своим физическим здоровьем, восприятии своих обычных ощущений как ненормальных и неприятных, предположениях, что, кроме основного заболевания, есть какое-то дополнительное. В детстве беспокойный сон, плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи, ночной энурез, заикание и т. п. Характеризуется повышенной капризностью, особенно в моменты выполнения сложной умственной работы. Раздражение по ничтожному поводу легко изливается на окружающих, порою случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами.
Астеноневротик показывает какими мы можем оказаться в конце жизни и как важно заниматься своим здоровьем, не пускать этот вопрос на самотек. Еще важнее тренировать свои отзывчивость, сочувствие и терпимость, умение принимать людей такими, какие они есть. При этом можно направить особенность астеноневротика во благо. Самовнушение работает на любую цель, а тут у нас плацебо в квадрате. Астеноневротик может быть наглядным примером не только того, как можно болеть, но и как и можно излечиваться. У него сильнейшая вера и он живет по известному библейскому изречению.
5. Сензитивный тип (сверхчувствительный). Этому типу людей свойственна повышенная чувствительность к людям и человеческим отношениям. Очень впечатлительные. С детства обнаруживаются пугливость и боязливость, часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни, отличаются послушанием и чрезвычайной привязанностью к своим родителям. Робки и застенчивы. Не любят больших шумных компаний, азартных игр, нередко производят впечатление замкнутости. Имеют узкой круг близких, хорошо знакомых людей, им свойственно беспокойство по поводу отношения окружающих, возможных насмешек, пересудов, неблагоприятного мнения о себе. Довольно рано обнаруживается выраженное чувство долга, высокие моральные требования к себе и окружающим людям, повышенное старание и усердие. Ищут самоутверждения именно там, где чувствуют свою неполноценность. Люди с самой низкой стрессоустойчивостью. Психосоматика процветает.
Сензитивы (сенситивы) – потенциальные психологи, психотерапевты и другие представители помогающих профессий. Еще больше нам нужны нравственные люди и те, для кого чужды насмешки и пересуды. Американская привычка говорить кому угодно все, что угодно – проявление цинизма, неуважения к себе и людям. Нужно ли это нам? Сензитив показывает, что нужно бережно относится друг к другу. Отношения между людьми – тонкое дело, высокая чувствительность в них нам всем необходима.
6. Психастенический тип. С детства выражены робость, пугливость, моторная неловкость, склонностью к рассуждательству и ранние «интеллектуальные интересы». иногда обнаруживаются навязчивости, особенно фобии — боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, остаться за запертой дверью и т. д. Страхи и опасения психастеника целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному в его будущем (футуристическая направленность мнительности и тревоги): как бы чего не случилось ужасного и непоправимого, как бы не произошло какого-либо непредвиденного несчастья с ними самими, а еще страшнее — с теми близкими, к которым они обнаруживают страстную, порою патологическую привязанность. Опасности реальные и невзгоды уже случившиеся пугают куда меньше. Заложники примет и ритуалов. Избегают ответственности и стараются оправдывать ожидания окружающих. Самоуверенность у них нередко сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — с их непродуманностью и склонностью к преждевременным действиям.
Инстинкт самосохранения – главный среди прочих, который может быть ярко выражен, как и любой другой. Рядом с нами живые индикаторы опасности, которых нужно научить различать надуманные и реальные угрозы и беды.
7. Шизоидный тип (сверх интроверт). Название «шизоид» распространилось благодаря одному из отцов конституциональной типологии Э. Кречмеру. Иные наименования этого типа характера: «странные и чудаки» (Крепелин), «патологически замкнутые», «аутистические психопаты» (Асперберг) и др. — употребляются значительно реже. Ярких оригинальных людей до сих пор называют «шизиками», «не такие» всегда не приветствуются, это не их не их проблема, а нас, так называемых «нормальных».
Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Шизоид весь соткан из противоречий: холодность соседствует с утонченной чувствительностью, упрямство с податливостью, настороженность с легковерием, апатичная бездеятельность с напористой целеустремленностью, необщительность с неожиданной назойливостью, застенчивость с бестактностью, чрезмерные привязанности с немотивированными антипатиями, рациональные рассуждения с нелогичными поступками, богатство внутреннего мира с бесцветностью внешних проявлений.
Все выглядит так, что у шизоида отсутствует внутреннее единство, целостность (термин «шизоид» происходит от древнегреческого «расщеплять, раскалывать»). Об этом же говорит недостаток интуиции у шизоида. Ведь именно интуиция является надежнейшим каналом связи с самостью. Не случайно диагностика шизоидности, как и самой шизофрении, серьезно затруднена.
К недостатку интуиции следует добавить неспособность к сопереживанию — неумение разделить радость и печаль другого, понять обиду, почувствовать чужое волнение и беспокойство, так называемую слабость эмоционального резонанса. Поступки шизоидов могут казаться жестокими, но это не намеренные безжалостность и бессердечность, а неумение вчувствоваться в страдания других.
Шизоид выстраивает свой внутренний мир, который очень богат и заполнен увлечениями и фантазиями. Его внутренний мир – равноценная, если не больше, альтернатива миру внешнему. Благодаря своим качествам шизоид видит то, чего не видят другие. И это далеко не всегда пустые фантазии, хотя и такое бывает как неизбежные издержки. В их компанию зачисляют Леонардо да Винчи, Исаака Ньютона, Стива Джобса, Григория Перельмана, Фридриха Ницше, Джона Нэша, «самого» Альберта Эйнштейна и других признанных гениев. Их вполне заслуженно считают маяками человечества. Отстраненность от окружающих позволяет им максимально сосредотачиваться на проблемах, а оригинальность подходить к этому по-новому. В любом хорошем исследователе живет здоровый шизоид.
8. Эпилептоидный тип (взрывной флегматик-аккуратист). Наиболее проблемный в плане социальной адаптации, в крайних вариантах может быть опасным. Его главными чертами являются склонность к угрюмости и накоплению злобно-тоскливого настроения с последующей аффективной разрядкой взрывного характера. Аффекты отличаются не только большой силой, но и продолжительностью, остывает с трудом и долго – лучше всего в одиночку в спокойной обстановке. Типичны также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность. Отмечается также мелочная скрупулезность и повышенная аккуратность, которая может превратиться в самоцель и полностью заслонить суть дела, пишут «бисерным» почерком. Характерна потребность «пить до отключения». Склонны как к демонстративному, так и истинному суицидальному поведению, к чему добавляется изощренная мстительность. «Украшают» себя обилием татуировок. Очень сильные ревнивцы.
Из этих людей получаются хорошие воины, их легче всего обнаружить в силовых структурах, но и, к сожалению, среди маньяков. Часто это связано с органическим поражением головного мозга, что дает определенные инструменты в коррекции состояния. Этим людям необходима постоянная работа с собой и их особенности – прекрасный мотиватор для этого. Готовы на все для тех, кого любят, для своей Родины.
9. Истероидный тип (артистичный, демонстративный). Главная черта истероида — беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе в любой форме: восхищения, удивления, почитания, сочувствия, негодования, ненависти, презрения – лишь бы не безразличие и равнодушие; самое страшное и ужасное — остаться незамеченным. На это работает все, в том числе и истерика, в основном наигранная. Тонкие манипуляторы. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей персоны, а кажущаяся эмоциональность при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств. Для них как ни для кого жизнь – это сцена. Очень ревниво относятся к успехам других. Могут совершать преступления и громкие суициды, чтобы прославиться – вспомним Герострата. Из «прелестей» также надо отметить склонность сбегать в болезнь, и выдумывание различных экстрим-селфи.
Нужен ли мир без таких людей – без театра и кино, манекенщиц и блогерш, без выдумщиков и выдумщиц? Мы все играем роли, просто некоторые играют РОЛИ. И роли играют их. В определенном возрасте мы почти все такие, вот только некоторые там остаются, во многом из-за поощрения и рукоплескания взрослых
10. Неустойчивый тип (безвольный, перекати-поле). С детства отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим. Правила поведения для них не существуют. за ними нужен «глаз да глаз», постоянный повышенный контроль. Их постоянно тянет к развлечениям, удовольствиям, праздности и безделью. Все дурное словно липнет к ним, у них выраженная склонность к бродяжничеству. Внутренние тормоза отсутствуют, поэтому очень легко криминализируются. Алкоголизм, наркомания, игромания и тому подобное. Формируется в обстановке вседозволенности и безнадзорности, попустительства и потакания, «хочу – на», «они же дети» - на самом же деле безразличия к ним.
Процент людей с такими характеристиками – барометр распада общества.
11. Конформный тип (бесхарактерный, сверхнормальный, «человек в футляре»). Клинического варианта данного типа не существует. Это тип» характера, который лишен каких-либо индивидуальных черт: эти люди «плывут по течению», слепо подчиняются своей среде. За них думают другие, способ жизни - подражание. Консерваторы, неопределенность пугает и может вызвать панику. Принять свое решение, ответственность мучительно и страшно, слово «инициатива» из другой реальности. Индивидуальность растворена в социальных нормах и мнении других. Полностью соответствуют среде, поэтому очень важно, где и с кем они живут. Адаптация может проходить тяжело, но уживутся везде, везде будут своими.
Всегда «свои в доску». Парадокс в том, что девиантность (отклонения) не про них, но делинквентность (криминальность) вполне возможна как «братва», так и они. В целом надежная опора общества. Послушны и удобны, беспроблемны для других, но это огромная проблема для них самих, их развития. Но, наверно, каждый из нас проходил через эту стадию, это неизбежный начальный этап очень длинного пути.
Не сомневаюсь, что вы и сами понимаете, что, во-первых, такое чистые типы – явление редкое, во-вторых, чаще встречаются смешанные варианты, а в-третьих, каждый обнаружит в себе что-нибудь из описанного.
Если женщина проявляет характер, про нее говорят: «Вредная баба». Если характер проявляет мужчина, про него говорят: «Он хороший парень». Маргарет Тэтчер
Ответьте сами на вопрос: кому легче выйти замуж, девушке с характером, или «лапушке»? Может именно здесь «зарыта собака» современной тенденции жить неполными семьями? Как бы ни были важны материальное благополучие, жилищные условия и тому подобное, семья – это прежде всего отношения. В патриархальном браке, когда муж полностью обеспечивал семью, жене было положено «сидеть и не рыпаться». Сейчас же в семье может быть не только финансовый паритет, но и наоборот, жена ведет семью финансово. Так зачем ей себя сдерживать?
Не нравится – свободен. И она свободна. Или одинока?
Характер есть у каждого. Но не он самое важное. Самое важное другое.
И вот мы подходим к этому самому важному. В следующей главе книги мы от жфивота и центра воли поднимаемся к сердцу - разговор будет про эмоции и чувства человека. И, КОНЕЧНО ЖЕ, про любовь. И про любовь, и про Любовь.
Свидетельство о публикации №225100401427