Венценосное семейство. Большой Мингрел

06 апреля 1939 года

Москва, СССР

Лаврентий Павлович Берия был всего на полтора года старше Генриха Гиммлера и всего на год – Генриха Мюллера (он родился 29 марта 1899 года). Под огненным знаком Овна (кто бы сомневался).

Вопреки распространённейшему заблуждению, Берия грузином не был. Хотя он родился в селе Мерхеули, в Абхазии, в Кутаисской губернии Российской империи, по национальности он был мингрелом. И, таким образом, принадлежал к самому загадочному народу Кавказа… и не только.

Одни этнографы причисляют мингрелов (мегрелов) к грузинам, другие – к этническим родственникам абхазов, третьи видят в них потомков древних хазар. Эти таинственные люди веками живут на западе Грузии, говорят на своем языке и сохраняют уникальное культурное наследие.

Любопытно, что, по статистике, мингрелы превосходят грузин своей находчивостью и предприимчивостью… вообще считается, что трудно найти более талантливых, прилежных, предприимчивых и находчивых людей, чем мингрелы. Что Лаврентий Берия доказал более чем убедительно.

Их язык настолько отличается от речи титульной нации (грузин), что грузины и мингрелы друг друга не понимают. Лингвисты относят мингрельский язык в отдельную, занскую группу картвельской языковой семьи, в которую также входит лазский язык, распространенный на территории современной Турции.

Лаврентий Берия родился в бедной крестьянской семье. Его мать Марта Джакели состояла в отдалённом родстве с мегрельским княжеским родом Дадиани (до аннексии Мингрелии Россией в 1867 году они правили этой территорией). Так что ему было на кого равняться.

После смерти первого мужа Марта осталась с сыном и двумя дочерьми на руках. Позднее, по причине крайней бедности, детей от первого брака Марты взял на воспитание её брат Дмитрий.

Отец Лаврентия, Павел Берия (он умер в 1922 году, всего в 50 лет), тоже переехал в Мерхеули из Мегрелии. У Марты и Павла родилось трое детей, но один из сыновей умер в двухлетнем возрасте, а дочь после болезни осталась глухонемой.

Заметив у Лаврентия хорошие способности, родители постарались дать ему хорошее образование — в Сухумском высшем начальном училище. Чтобы оплатить учёбу и проживание, родителям пришлось продать полдома.

В 1915 году Берия, окончив Сухумское высшее начальное училище, уехал в Баку и поступил в Бакинское среднее механико-техническое строительное училище, по окончании которого получил диплом техника-архитектора.

С 17 лет он содержал мать и глухонемую сестру, которые переехали к нему. Работая с 1916 года практикантом главной конторы нефтяной компании Нобелей, одновременно продолжал учёбу в училище. В 1919 году окончил его, получив диплом техника строителя-архитектора.

Однако к тому времени он уже твёрдо решил радикально сменить профессию – и сменил. В 1916 года он вступил в нелегальный марксистский кружок механико-строительного училища (более того, стал его казначеем – что говорит о высоком уровне доверия товарищей). А уже в марте 1917 года Берия стал членом РСДРП(б).

Что его на всё это сподвигло? Колокольцев не сомневался, что определённую роль сыграло его нищее детство и желание отомстить за бедность и унижения государству Российскому. Имела место и революционная романтика; горячая мингрельская кровь и знак Овна – смесь гремучая весьма.

Однако – по весьма компетентному мнению Колокольцева – ни то, ни другое не сыграло определяющей роли. Десятилетия спустя после официальной смерти Берии (реальность была несколько иной) его назовут политическим авантюристом – в угоду тогдашней линии партии. В компании с Николаем Ежовым – хотя трудно найти более непохожих друг на друга персонажей.

И попутно выльют на этого, безусловно, великого государственного деятеля гигантскую цистерну помоев. Совершенно незаслуженных… в отличие от (на самом деле высокого) звания политического авантюриста.

Колокольцев был совершенно уверен, что Берия с юности (а) очень хотел стать одним из лидеров государства – не особо важно, какого именно; (б) понимал, что в Российской империи это нереально; и (в) увидел в большевиках единственную Силу, способную и империю сокрушить – хотя ломать не строить – и, самое главное, создать Новую Цивилизацию.

В которой у Лаврентия Павловича Берии появятся очень, очень неплохие шансы подняться на самый верх. При этом к большевистской идеологии Берия относился… примерно, как Генрих Мюллер к национал-социализму.

Пофиг она ему была – от слова совсем. Сталину, впрочем, тоже… как и Ленину, и Троцкому – этих персонажей интересовала лишь власть над миром. А идеология была лишь инструментом, что большевики доказали многократно – эту самую идеологию меняя весьма радикально.

Великая Война несколько вмешалась в его планы - в июне-декабре 1917 года в качестве техника гидротехнического отряда Берия служил на Румынском фронте (сначала в Одессе, затем в Пашкани в Румынии); затем был комиссован по болезни и вернулся в Баку, где с февраля 1918 года работал в городской организации большевиков и секретариате Бакинского Совета рабочих депутатов.

После поражения Бакинской коммуны и взятия Баку турецко-азербайджанскими войсками в сентябре 1918 года Берия остался в городе и участвовал в работе подпольной большевистской организации вплоть до установления Советской власти в Азербайджане в апреле 1920 года.

С октября 1918 года по январь 1919 года он служил скромным конторщиком на заводе «Каспийское товарищество Белый Город» в Баку… а затем его карьера выкинула пируэт лихой даже по меркам того лихого времени.

Осенью 1919 года Берия поступил на службу… в контрразведку Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Официально независимое государство (реальность была несколько иной), АДР была провозглашена Временным национальным советом мусульман Закавказья 28 мая 1918 года в Тифлисе после распада Закавказской федерации.

В период с мая по октябрь 1918 года на большей части территории АДР находились турецкие войска, с ноября 1918 года по август 1919 года в Баку и восточной части страны находились британские … так что независимость АДР была, мягко говоря, несколько условной.

Согласно автобиографии, Берия по заданию социал-демократического подполья поступил на службу в контрразведку, где проработал до марта 1920 года… то есть, почти до самого взятия Баку частями РККА. Берия утверждал, что передавал в штаб XI Красной Армии в Царицыне добытую информацию… только вот подтвердить это никто не мог.

Колокольцев не сомневался, что и подполье было не при делах – и никакую информацию Берия никуда не передавал. А поступил он в контрразведку, вероятнее всего, сразу по трём причинам.

Во-первых, он уже тогда хотел в один прекрасный день возглавить спецслужбу (неважно какую и в какой стране). Во-вторых, ему - как его в некотором роде коллеге Генриху Мюллеру – было абсолютно всё равно кого ловить… хоть большевиков, хоть мусаватистов… а идеология ему была безразлична совсем.

В-третьих, осенью 1919 года перспективы большевиков и в России, и в Азербайджане были, мягко говоря, туманными – поэтому в тот момент однозначно ставить на эту силу было бы неосмотрительно. Другому такой пируэт с рук не сошёл бы… однако Берия каким-то образом вывернулся.

Причём так успешно и убедительно вывернулся, что уже в апреле… был направлен на нелегальную работу в Грузинскую Демократическую Республику (типа АДР, только контролировали её турки совместно с немцами) в качестве уполномоченного Кавказского крайкома РКП(б) и Реввоенсовета 11-й армии.

Однако на этот раз его подпольно-разведывательная работа категорически не задалась с самого начала: почти сразу же он был арестован в Тифлисе, однако быстро освобождён с предписанием в трёхдневный срок покинуть Грузию.

Берия предсказуемо на это предписание забил чуть быстрее, чем сразу - под псевдонимом Лакербая он поступил на службу в представительство РСФСР к Сергею Кирову, к тому времени приехавшему в город Тифлис.

Однако и тут не задалось – уже в мае Берию снова арестовывают и доставляют в Тифлис, откуда, несмотря на хлопоты Кирова, направляют в Кутаисскую тюрьму. Июнь и июль месяцы 1920 года он находится в заключении и только после четырёх с половиной дней голодовки, объявленной политзаключёнными, его этапным порядком высылают в Азербайджан (к тому времени уже советский).

Возвратившись в Баку, Берия несколько раз пытался продолжить учёбу в Бакинском политехническом институте, которое было преобразовано в училище, и даже окончил три курса.

Однако в конечном итоге учёбу забросил – ибо (справедливо) счёл её совершенно бесполезной. Уже в августе 1920 года он стал управляющим делами ЦК КП(б) Азербайджана (!!), а в октябре того же года — ответственным секретарём Чрезвычайной комиссии по экспроприации буржуазии и улучшению быта рабочих, и проработал в этой должности до февраля 1921 года.

На состоявшемся 24 апреля 1921 года заседании Политбюро и Оргбюро ЦК АКП(б) его назначили заместителем заведующего Секретно-оперативным отделом Азербайджанской ЧК (второго человека в АзЧК). A уже 16 июля он стал заместителем председателя АзЧК.

Видимо, его опыт работы в контрразведке (та же ЧК) мусаватистов был признан исключительно ценным… впрочем это был лишь предлог. Причина столь феерического карьерного взлёта молодого (22 года) Берии была чисто восточной – он подружился с Председателем АзЧК Мир Джафар Аббас-оглы Багировым.

Причём настолько близко подружился, что в кавказской партийной организации их даже называли «сиамскими близнецами». В 1921 году Берия подвергался резкой критике со стороны руководства Азербайджана за превышение полномочий и фальсификацию уголовных дел (потом это очень понравится Сталину), однако серьёзного наказания избежал - за него ходатайствовал Анастас Микоян (один из руководителей революционного движения на Кавказе).

Во время проводившейся в декабре 1921 года чистки Азербайджанской партийной организации возник вопрос о службе Берии в «мусаватской контрразведке». Сначала расследование осуществлялось ЦКК Азербайджанской и Закавказской партийных организаций, после чего оно было передано в Центральную Контрольную Комиссию (ЦКК) РКП(б).

Последнее постановило перевести Берию в распоряжение РКП(б). Однако президиум ЦК Азербайджанской КП(б) на своём заседании, состоявшемся 6 мая 1922 года, принял решение: «Признать работу Берия в АзЧК крайне необходимой, просить ЦК РКП оставить его в Азербайджане и не приводить в исполнение постановление ЦКК». С подачи Багирова, вестимо.

После того, как Багирова в январе 1922 года на время отстранили от должности «за нарушение революционной законности» (Колокольцев подозревал, что не без интриг Берии), Берия сел в кресло своего начальника.

В ноябре 1922 года Берию переводят в Тифлис, где назначают начальником Секретно-оперативной части и заместителем председателя ЧК при СНК Грузинской ССР (вторым человеком в ЧК), позднее преобразованной в Грузинское ГПУ, с совмещением должности начальника Особого отдела Закавказской армии.

В июле 1923 года Берия был награждён Центральным Исполнительным Комитетом Грузии орденом Боевого Красного Знамени республики. Вопреки статуту – ибо в боевых действиях Берия не участвовал никаким боком.

Второго декабря 1926 года Берия стал председателем ГПУ при СНК Грузинской ССР, заместителем полномочного представителя ОГПУ при СНК СССР в ЗСФСР и заместителем председателя ГПУ при СНК Закавказской СФСР (ЗСФСР).

С апреля 1927 года по декабрь 1930 года — народный комиссар внутренних дел Грузинской ССР. С помощью Нестора Лакобы (главы Советской Абхазии) добился встречи со Сталиным, отдыхавшим в Абхазии в начале октября 1931 года.

6 июня 1930 года постановлением пленума ЦК КП(б) Грузинской ССР Лаврентий Берия был назначен членом Президиума ЦК КП(б) Грузии. 17 апреля 1931 года занял должности председателя ГПУ при СНК ЗСФСР, полномочного представителя ОГПУ при СНК СССР в ЗСФСР и начальника Особого отдела ОГПУ Кавказской Краснознамённой армии. Параллельно - член коллегии ОГПУ СССР.

После чего его перевели на партийную работу… что ему не сильно понравилось (в мире спецслужб он чувствовал себя гораздо комфортнее). 31 октября 1931 года Политбюро ЦК ВКП(б) рекомендовало Берию на пост второго секретаря Закавказского крайкома.

14 ноября 1931 года он стал первым секретарём ЦК КП(б) Грузии, а 17 октября 1932 — первым секретарём Закавказского крайкома при сохранении должности первого секретаря ЦК КП(б) Грузии, был избран членом ЦК КП(б) Армении и Азербайджана.

5 декабря 1936 года ЗСФСР была разделена на три самостоятельные республики, Закавказский крайком был ликвидирован постановлением Центрального Комитета ВКП(б) 23 апреля 1937 года.

Надо отметить, что Берия оказался чрезвычайно эффективным руководителем Грузии (де-факто республикой рулила партия, а не СНК). В период правления Берии народное хозяйство региона быстро развивалось. Берия внёс большой вклад в развитие нефтяной промышленности Закавказья, при нём было введено в строй много крупных промышленных объектов.

Грузия была преобразована во всесоюзную курортную зону. Он добился, чтобы на сельскохозяйственную продукцию, производимую в республике (виноград, чай, мандарины и т.д.), были установлены высокие закупочные цены – в результате грузинское крестьянство стало самым зажиточным в СССР.

В 1934 году на XVII съезде ВКП(б) – для кого-то (в частности, для Берии) Съезд победителей; для большинства Съезд расстрелянных – он был впервые избран членом ЦК. Впрочем, ещё годом ранее Секретариат ЦК ВКП(б) включил Берию в список рассылки материалов, направляемых членам ЦК - протоколов заседаний Политбюро, Оргбюро, Секретариата ЦК.

В декабре 1934 года Берия присутствовал на приёме у Сталина в честь его 55-летия. В начале марта 1935 года Берия был избран членом ЦИК СССР и его президиума. 17 марта 1935 года он был награждён своим первым орденом Ленина. В мае 1937 года по совместительству возглавил Тбилисский горком КП(б) Грузии.

С 17 января 1938 года, с 1-й сессии ВС СССР 1-го созыва — член Президиума Верховного совета СССР.

«Большая чистка» прошла и в Грузии, где были репрессированы многие партийные и государственные работники. Помимо партийных функционеров, от чистки пострадали и местные интеллектуалы, даже те, кто старался держаться подальше от политики.

Был «раскрыт» заговор среди партийного руководства Грузии, Азербайджана и Армении, участники которого якобы планировали выход Закавказья из состава СССР и переход под протекторат Великобритании (по мнению Колокольцева, очень похоже на правду). Однако в целом было очень похоже, что Берия играл скорее сдерживающую роль, не позволяя «московским» совсем уж разойтись.

К августу 1938 года Сталину стало очевидно, что Большая чистка настолько вышла из-под контроля, что закончится чудовищной катастрофой. Большой террор нужно было немедленно прекратить - а это мог сделать только человек со стороны. Выбор вождя пал на Берию – и Сталин не прогадал.

22 августа 1938 года Берия был назначен первым заместителем наркома внутренних дел СССР Ежова, однако быстро стал наркомом де-факто. 25 ноября 1938 года Берия был назначен наркомом внутренних дел СССР де-юре.  Ему удалось быстро справиться с поставленной задачей… однако лишь при помощи другого «человека со стороны». Михаила Евдокимовича Колокольцева.


Рецензии