Глава X. Искушение златом
Авторская сказочная повесть с чертами притчи
Глава X. Искушение златом
Не прошло и недели после победы над болотной тенью, как в село приехали люди в богатых кафтанах. Коней их украшали бархатные попоны, сбруя блестела медью. Впереди ехал сам посол от князя Дорогомира, самого богатого землевладельца во всей округе.
— Слушайте, люди добрые! — громко возгласил он. — Князь наш слышал о мальчике из глины, что чудеса творит. И велел пригласить его ко двору. Обещает князь золотые сундуки, одежду дорогую, почёт великий. Только пусть Лепета будет рядом с ним и служит только ему!
Село загудело. Старики переглядывались, женщины крестились, дети тянулись ближе к Лепете.
— Вот счастье-то! — говорили одни. — Бедность нашу развеет!
— А не к добру ли всё это? — сомневались другие. — Славы Лепета не ищет…
Лепета слушал и молчал. В сердце его было смятение.
В тот же вечер он отправился в княжеские палаты. Стены из белого камня сияли в лучах заката, повсюду висели ковры, золотые чаши стояли на столах. Князь сидел на высоком троне, руки его украшали перстни, а глаза блестели жадным огнём.
— Подойди, глиняный мальчик, — сказал он с улыбкой. — Я слышал, ты силён, добр и чудеса творишь. Стань моим слугой! Я дам тебе столько золота, что твои люди век в довольстве жить будут. Скажи лишь слово — и всё станет твоим!
Лепета поклонился.
— Князь Дорогомир, добро не для золота рождается. Сила моя дана, чтобы помогать, а не в сундуках лежать.
Князь нахмурился, но улыбку сохранил.
— Ты молод и прост. Не понимаешь. С золотом ты сможешь накормить тысячи! Построишь храмы, украсишь сёла. Зачем ждать милости судьбы, когда богатство само в руки идёт?
Слова князя проникали глубоко. Лепета задумался: ведь правда, золото могло бы помочь его сёлам. «А если я соглашусь, — думал он, — разве это будет изменой добру?»
И тут в груди его что-то дрогнуло. Голос, тихий, как дыхание ветра, прозвучал:
— Помни, Лепета: добро не продаётся. Оно светит там, где сердце чисто, а не там, где сундук полон.
Лепета поднял глаза.
— Нет, князь. Служить богатству — значит потерять душу. Лучше пусть руки мои будут пусты, но сердце — светло.
Князь побагровел.
— Дерзкий мальчишка! — закричал он. — Ты смеешь отвергать дары мои? Значит, не слугой будешь мне, а врагом!
Он велел стражникам схватить Лепету. Но едва те протянули руки, глина мальчика засияла, словно ожила. Из-под ног его пробился росток — и вмиг вырос в высокий дуб. Ветви дуба разметали стражников, словно соломинки, и укрыли Лепету.
Мальчик вышел из зала, не сказав больше ни слова.
В селе люди встретили его тревожно.
— Что же, Лепета, отказался от золота? — спросили.
— Отказался, — спокойно ответил он. — Золото даёт богатство, но не счастье. А счастье рождается в доброте и в том, что мы вместе помогаем друг другу.
И люди поняли его. С тех пор ещё крепче держались друг за друга: строили дома сообща, делили хлеб поровну, помогали вдовам и сиротам.
А князь Дорогомир долго ещё кипел от злобы, но сделать ничего не мог. Сила Лепеты была не в кулаках, а в сердце, и никакое золото её не сломило.
Свидетельство о публикации №225100401587