Русь жива своими подвижниками
Такая мысль мне пришла в голову, когда я посетила храмовый Стругобельский музей прикладного творчества и ремёсел.
Где он находится? Да прямо в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Как объясняет хранитель музейных ценностей Александр Шпилевой: «Пришёл случайно в храм за досками из красного дерева со своим учителем Осиповым Дмитрием Иосифовичем и заинтересовались помещением, флигельком внизу, спросили у батюшки, настоятеля храма о. Димитрия, и он дал добро».
И правильно сделал, что дал.
Сейчас редкие экспонаты всё пополняют и пополняют экспозицию этого музея. Его можно сравнить с вечашским музеем льна, но там всё сделано по-девичьи, очень хорошо и красиво, но по-женски, здесь же чувствуется твёрдая мужская рука, которая без сантиментов, так сказать.
Чего здесь только нет. Александр настроил старинный патефон, долго накручивая, объясняя, что нужно побольше накрутить и хватает на одну песню на пластинке, было удивительно видеть, как эта штука работает, поставил знаменитые «Ландыши», ну куда ж в этом краю от них деться, они тут летом везде цветут, и, наверно, песня должна быть соответствующая.
Песня хорошая, все заслушались, но ещё интереснее было слушать Александра.
Есть и живой экспонат в музее — любимица Александра, собачка Женька, которая, как хвостик, за ним бегала и немного лаяла на непрошенных гостей, но гостей это не смущало, потому что в день Престольного праздника их было столько, что Александру пришлось нелегко.
Вы когда-нибудь держали монеты в руке с настоящим гербом России, с двуглавым орлом времён Екатерины Второй? Нет? Не держали? А я держала с разрешения Александра.
Пять копеек. Вы думаете, мало? Раньше за такую сумму можно было корову купить. Вот какую ценность представляли на Руси пять копеек.
Интересно, у них был дефолт или инфляция? Не было? Но ведь жили — не тужили, и русские монеты были очень значимы.
Монеты времён Екатерины Второй и Павла Первого он нашёл при раскопках у большого креста. Восстанавливали крест 16 века, разбирали храм, и в венцах нашли эти монеты.
Крест этот удивительный, каменный, нашли его в Адамовом урочище, близ деревни Ивановщина. История креста и деревни Адамово такова.
Стоял в деревне крест, было это предположительно в 16 веке, потом деревня опустела и, когда войска Стефана Батория отходили, была разорена. Крест был разломан и ушёл в землю. Люди, поселившиеся заново в деревне, обнаружив крест, восстановили-собрали и поставили деревянный оклад. Теперь он служил на часовне, часовня со временем разрушилась, и от неё остались только три венца, там-то Александр и нашёл свой крест, теперь он хочет его отреставрировать и поставить там, где он и должен стоять.
Будете проезжать д. Адамово, и если увидите большой каменный крест, знайте, что поставил его Александр, краевед Стругобельского музея, что при храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Этот крест — немного уменьшенная копия Труворового креста, что стоит в Изборске на Труворовом городище. Но Александр насчёт легенды о Труворе отозвался скептически, сказав, что тот крест достаточно поздний, а его крест 16 века. Конечно, Трувор может там и не лежать под своим крестом, ведь он скончался задолго до установки Труворового креста, но есть легенда, и то, что Трувор в Изборске лежит, для меня, например, даже не обсуждаемо. Где он лежит и под каким крестом, неизвестно, но то, что он лежит именно в Изборске, — это совершенно точно.
Тем временем Александр показывает свои экспонаты, это, например, мельница, самая настоящая, здесь и муку можно молоть, а потом печь, и она действующая, хомуты, соха, коромысла, поршни — обувь такая, выражение есть: «шевели поршнями», а это значит всего лишь: «иди быстрее», а лапти самые настоящие, причём Александр сказал, что лапти у нас носили вплоть до 40-х годов прошлого века, так что недалеко Русь уходящая от нас и ушла, совсем недалеко, во всяком случае, Трувор может отдыхать.
Видно, что музей — детище Александра — даёт ему как минимум подпитку в жизни и, как максимум, отдушину в этом мире.
По образованию инженер, но, как правило, люди, увлечённые своим делом, получают раннее образование совсем другое и только потом самообразовываются, находя своё призвание.
Александр нашёл себя, и ему нравится ездить в экспедиции и на раскопки, изучать историю, во всяком случае, он подкован историческими фактами от и до и имеет своё мнение на многие вещи, что уже радует.
Собачка Женя бежала вприпрыжку за Александром, когда он уходил, показав гостям музея своё достояние.
Хорошо иметь такого друга, вернее подружку.
Загляните к батюшке о. Димитрию и спросите Александра, и пусть он вам покажет свою раритетную коллекцию в русском стиле, Русь уходящую, а на самом деле — нашу корневую систему, которая нам нужна сегодня как никогда, чтоб помнили, откуда мы, где родились и кто наши предки.
Кстати, в Вечаше и Любенске Александр бывал, и ему там понравилось.
Свидетельство о публикации №225100400166