Берёза у дороги

Солнце палило нещадно. Августовский зной плавил асфальт, и дорога, убегающая вдаль, казалась рекой кипящего марева. Алексей вытер пот со лба рукавом выгоревшей на солнце камуфляжной куртки. Он стоял на обочине, прислонившись к тонкой березке, и смотрел на проезжающие мимо машины. На этот раз его не подобрали. Уже третий час безуспешно пытался поймать попутку до города Z.

Вчера их подразделение вывели с передовой на переформирование. Алексей рвался домой, в родную деревеньку, увидеть жену Алену и маленькую дочку Машу, которой исполнилось всего четыре месяца. Он видел ее только на фотографиях, которые Алена прислала ему на телефон, когда еще была связь.

«Ну ничего, скоро обниму вас, мои родные,» — подумал Алексей, глядя на березку. Она была совсем молоденькая, но упрямо тянулась к солнцу, пробиваясь сквозь пыль и смрад войны. В ее тонком стволе он увидел символ стойкости и несгибаемости, символ Родины, которую он защищал.

Мысли Алексея унеслись в прошлое, в мирную жизнь, которая казалась сейчас такой далекой. Он вспомнил, как познакомился с Аленой на сельской ярмарке. Она продавала мед со своей пасеки, а он, тогда еще простой тракторист, не мог отвести от нее глаз. Ее лучистая улыбка, каштановые волосы, заплетенные в косу, и глубокие, как озера, глаза пленили его сердце.

Они поженились через год. Жили скромно, но счастливо. Алексей работал в поле, Алена ухаживала за хозяйством и пасекой. По вечерам они сидели на крыльце, пили чай и смотрели на звезды, мечтая о будущем.

Но мирная жизнь рухнула в одночасье. Когда объявили о начале СВО, Алексей не раздумывал ни минуты. Он пошел в военкомат добровольцем. Он не мог оставаться в стороне, когда над Родиной нависла угроза. Он должен был защитить свою семью, свою землю, свою культуру от тех, кто хотел ее уничтожить.

Алена плакала, умоляла его остаться, но он был непреклонен.
— Я должен, Аленушка. Если не я, то кто? — говорил он, обнимая ее на прощание.

На передовой Алексею пришлось увидеть многое. Он видел смерть, боль, разрушение. Он терял товарищей, переживал обстрелы, участвовал в штурмах. Но он ни разу не дрогнул, не усомнился в правильности своего выбора. Он знал, что защищает свою Родину, свою семью, свое будущее.

Он помнил, как однажды под обстрелом, когда казалось, что смерть неминуема, он увидел в небе журавлей, летящих на юг. Их стройный клин, пронзающий серую пелену туч, напомнил ему о доме, о мирном небе, о любимых глазах жены и дочери. И тогда он почувствовал прилив сил, желание жить, желание вернуться домой.

— Мужик, подбросить? — услышал Алексей хриплый голос.

Он очнулся от воспоминаний и увидел перед собой старенький УАЗик, остановившийся на обочине. За рулем сидел пожилой мужчина с усталым, но добрым лицом.

— До города Z? — спросил Алексей.

— Садись, земляк. Я как раз туда еду, — ответил водитель.

Алексей забросил сумку в кузов и забрался в кабину. Машина тронулась, и дорога снова побежала вдаль.

— Как там, на передовой? — спросил водитель, поглядывая на Алексея.

— Тяжело. Но мы держимся, — ответил Алексей.

— Молодцы, ребята. Мы вами гордимся. Вы нашу землю защищаете, — сказал водитель и протянул Алексею пачку сигарет.

Алексей взял сигарету, прикурил и выпустил клуб дыма в окно.

— А ты сам кем будешь? — спросил он.

— Да я тут, недалеко живу. Фермер. Хлеб ращу, скотину держу. Чем могу, тем помогаю нашим ребятам на фронте. То продукты отвезу, то вещи теплые соберу, — ответил водитель.

— Спасибо тебе, дядь, — сказал Алексей. — Такие, как ты, не дают нам пасть духом.

— Да какой там, сынок. Это вам спасибо надо говорить. Вы нам мирную жизнь обеспечиваете, — ответил водитель.

Всю дорогу они ехали молча, каждый думал о своем. Алексей смотрел в окно и видел поля, леса, деревни. Это была его земля, его Родина. Он чувствовал себя ее частью, ее защитником.

Приехав в город Z, Алексей поблагодарил водителя и вышел из машины. Он направился к автовокзалу, чтобы купить билет до своей деревни.

В автобусе было много таких же, как он - уставших, обветренных, измученных войной. Но в их глазах горел огонек надежды, огонек веры в Победу.

Когда автобус подъехал к его деревне, Алексей почувствовал, как сердце забилось чаще. Он выскочил на остановке и побежал по дороге к своему дому.

Вот и знакомая калитка, вот и родной двор. Он увидел Алену, стоящую на крыльце с Машей на руках. Она улыбалась, и слезы текли по ее щекам.

Алексей подбежал к ним, обнял их крепко и долго не отпускал. Он прижимал к себе родные лица, вдыхал аромат ее волос, чувствовал тепло Маши. Он дома. Он вернулся.

— Папа приехал! — радостно закричала Алена.

Алексей взял Машу на руки. Она смотрела на него большими, удивленными глазами и улыбалась.

— Здравствуй, доченька, — прошептал Алексей и поцеловал ее в лобик.

Он вошел в дом. Все было так, как он помнил: фотографии на стенах, вышитые полотенца, запах свежего хлеба. Он сел за стол, Алена налила ему чай.

— Как ты там, Леша? — спросила она.

— Все хорошо, Аленушка. Жив. Здоров. Главное  – я дома, — ответил Алексей.

Они долго сидели вместе, разговаривали, вспоминали прошлое, мечтали о будущем. Алексей рассказывал о войне, о своих товарищах, о том, что ему пришлось пережить. Алена плакала, слушала его внимательно и гладила по руке.

Вечером, уложив Машу спать, они вышли во двор. Звезды ярко сияли на небе. Они сели на крыльцо, обнялись и молча смотрели на звездное небо.

— Я так рада, что ты вернулся, — прошептала Алена.

— Я тоже, Аленушка. Я больше никогда тебя не оставлю, —  ответил Алексей.

Он посмотрел на березу, растущую у дороги. Она была все так же стройна и упряма, тянулась к небу. Он вспомнил все, что видел и пережил на фронте, вспомнил своих товарищей, которые остались там навсегда.

«Нет, не зря я там был. Я знаю, что защищал,» — подумал Алексей. «Я защищал свою семью, свою землю, свое будущее. Я защищал свою Родину.»

Алексей встал с крыльца, подошел к березе и прикоснулся к ее тонкому стволу. Он почувствовал ее силу, ее жизнь, ее связь с родной землей.

— Мы выстоим. Мы победим, — прошептал Алексей и вернулся в дом, к своей Алене, к своей Маше, к своей жизни.

На следующее утро Алексей проснулся от пения птиц. Он вышел во двор и увидел Алену, поливающую цветы. Он подошел к ней, обнял ее и поцеловал.

— Я люблю тебя, Леша, — сказала Алена.

— И я тебя, — ответил Алексей.

Он взял топор и пошел рубить дрова. Он знал, что его работа нужна, что его семья нуждается в его заботе. Он должен был вернуться к мирной жизни, восстановить свой дом, построить счастливое будущее для своих детей.

Он рубил дрова, вспоминая своих товарищей, погибших на войне. Он знал, что он должен жить за них, быть достойным их памяти. Он должен был строить мирную жизнь, за которую они отдали свои жизни.

Он работал, не покладая рук, и чувствовал прилив сил. Он знал, что он не сломлен войной, что он стал сильнее, мудрее, увереннее в себе. Он знал, что он – русский солдат, защитник своей Родины.

Солнце поднималось все выше, и его лучи ласкали землю. Алексей окинул взглядом свой двор, свой дом, свою семью. Он улыбнулся.

«Все будет хорошо. Мы выстоим. Мы победим,» — подумал Алексей. «Мы – русские, и с нами Бог.»


Рецензии