Эволюция дизайна небоскребов
Однако, теперь планы создания зеркального пустынного мегаполиса под названием «Линия» были сокращены, и ожидается, что к 2030 году проект, протяженность которого должна была простираться на 105 миль (170 км), достигнет всего лишь полутора миль.
Проект задуман как линейный город, в котором в конечном итоге должно проживать около 9 миллионов человек на площади всего 13 квадратных миль.
Макет линейного города шириной в несколько сотен метров был подан как будущее доступного городского планирования, с удобствами для жителей в нескольких минутах ходьбы от жилья и районов, соединенных одним из самых быстрых поездов в мире.
В рекламных материалах Линия описывалась почти в мистических терминах: «когнитивный город» и «цивилизационная революция», где удобства будут обеспечиваться искусственным интеллектом!
Принц Мухаммед охарактеризовал этот городской проект как «решение проблем, стоящих перед человечеством в городской жизни сегодня», чтобы «пролить свет на альтернативные пути жить".
Ничего не скажешь сегодня технология создания макетов и презентаций достигала невероятных успехов. Разум человека часто подавляется грандиозными проектами. И принять разумное решение для руководителей становится чрезвычайно трудно так как упускается множество важнейших технических деталей, которые и являются сущностью подобных очень амбициозных проектов. Особенно, что касается информационной безопасности. Иначе, подобный мегаполис может из за сбоя в программном обеспечении мгновенно превратиться в концлагерь для миллионов людей , которые будут заперты в нем и могут умереть в жутких мучениях. Хочу привести небольшую историю эволюции дизайна небоскребов.
Историю небоскребов можно разделить на пять эпох.
Во-первых, это высокие исторические здания, хотя это не обязательно то, о чем мы думаем, когда слышим слово «небоскреб».
Как Пизанская башня, колокольня, построенная в 1372 году после двухвековой работы.
Эти древние или средневековые башни неизбежно были построены из цельного камня и деревянного бруса — без использования современных материалов, таких как железобетон.
Среди самых высоких досовременных построек был Руанский собор, чей шпиль XIX века достигает 151 метра в высоту.
Но XIX век открыл новый вид архитектуры и представил совершенно новый тип зданий: небоскребы.
Благодаря новым изобретениям, таким как железобетон и стальные каркасы, стало проще и быстрее строить здания огромных размеров.
Так началась ранняя эпоха небоскребов.
Первоначальные усилия не были впечатляющими ни по современным стандартам, ни даже по стандартам средневековых соборов.
Первым небоскребом считается здание Home Insurance Building в Чикаго, построенное в 1885 году и снесенное в 1931 году — его высота составляла 42 метра.
Первый вопрос был инженерный: какой высоты могут быть эти здания?
Второй был об эстетике: как они должны выглядеть?
Ранние проекты, такие как здание «Нью-Йорк Таймс» (справа, 1889 год), были довольно запутанными — оно выглядело почти как стопка небольших зданий.
Напомню о Луи Салливане, которого иногда называют «Отцом небоскреба».
Он был американским архитектором, который понял, что определяющим качеством небоскреба является его «высота» — и поэтому необходимо подчеркивать его вертикальные элементы.
Отсюда и его здание Уэйнрайт 1891 года.
Именно Салливан придумал фразу «форма следует за функцией», хотя он имел в виду не то, что мы обычно думаем.
Салливан не был против украшений — ему это нравилось.
Он просто считал, что внешний вид здания должен определяться назначением, а не то, что внешний вид не имеет значения.
Инновационные проекты Салливана проложили путь к золотому веку небоскребов.
В первые несколько десятилетий 20-го века наблюдался бум строительства небоскребов, особенно в Соединенных Штатах, каждое из которых было более амбициозным, чем предыдущее.
Просто подумайте о Нью-Йорке 1930-х годов:
Этот золотой век небоскребов определялся сверхвысокими зданиями, строительство которых, хотя и стало возможным только благодаря современным материалам и методам, по-прежнему основывалось на традиционных принципах проектирования.
Отсюда нечто вроде неоготической башни Трибьюн в Чикаго, построенной в 1923 году.
Или Американское здание радиатора 1925 года, спроектированное Рэймондом Худом.
И самый известный из всех... Эмпайр-стейт-билдинг, когда-то самое высокое здание в мире.
Это был арт-деко в его лучших проявлениях, традиционный и экспериментальный, роскошный и футуристический одновременно.
Хотя, пожалуй, величайшим достижением Золотого века небоскребов было Крайслер-билдинг, построенное в 1930 году.
Знаменитый шпиль с каскадными освещенными арками остается одним из самых известных и любимых проектов небоскребов в истории.
Но за экономическим спадом 1930-х годов последовал 20-летний перерыв в строительстве небоскребов по всему миру.
Когда оно возобновилось в 1950-х годах, появилась новая архитектура: модернизм, иногда называемый международным стилем.
Воплощение в здании Сигрэм, 1958 год.
Этот стиль зародился в Австрии и Германии в 1920-х и 1930-х годах под руководством Школы дизайна Баухауса и таких архитекторов, как Ле Корбюзье, Гропиус и Мис.
Чистая геометрия и стеклянные стены — предсказано их работами на конкурсе дизайна Tribune Tower в 1922 году.
Международный стиль, считавшийся футуристическим и захватывающим, олицетворяющим надежды на лучший мир, доминировал в течение двух или трех десятилетий во всем мире.
Как Национальный конгресс Бразилии в Бразилиа, спроектированный Оскаром Нимейером и построенный в 1960 году.
Или площадь Вилль Мари в Квебеке, спроектированная И. М. Пей и построенная в 1962 году.
Международный стиль отвернулся от «водопадов» каменной кладки, которые отличали небоскребы в стиле ар-деко, в пользу монолитных, недекорированных поверхностей из стекла и бетона.
Но в 1980-х и 1990-х годах ситуация начала меняться.
Вступите в четвертую (и нынешнюю) эпоху небоскребов: постмодерн.
Архитекторы отбросили чистую геометрию модернизма и обратились к изогнутым и органичным формам, как в случае с «Корнишоном» в Лондоне, открытым в 2004 году.
Простые коробки международного стиля ушли в прошлое; вместо этого у нас есть стеклянные башни всевозможных невероятных форм, такие как штаб-квартира CCTV высотой 250 метров в Пекине, спроектированная Ремом Колхасом и завершенная в 2012 году.
Эта новая эра небоскребов, безусловно, более игрива и экспериментальна, чем предшествовавшая ей эпоха.
Возьмем, к примеру, здание Мердека 118 в Куала-Лумпуре, которое высотой почти 700 метров является вторым по высоте зданием в мире.
Были также установлены новые рекорды: в 21 веке было построено 20 самых высоких зданий в мире — ни одно из них не выше Бурдж-Халифа, рекорда, установленного 14 лет назад и вряд ли в ближайшее время побитого.
Бурдж-Халифа также воплощает в себе мотивы постмодернистского дизайна небоскребов.
Итак, это пять эпох небоскребов: древний/средневековый, ранний, золотой, современный и постмодерн.
А что насчет будущего?
Были предложены некоторые поразительные вещи, такие как X-Seed 4000, небоскреб высотой 4 км, предложенный в 1995 году в Японии.
Пока эти проекты остаются не более чем предложениями — наше внимание отвлеклось от мегаструктур.
В прошлом люди думали, что будущее за небоскребами, ставшими городами.
Мы могли бы создать такие вещи, но вопрос в том, нужны ли они нам на самом деле.
Тем не менее, мы продолжаем строить небоскребы, большинство из которых имеют изгибы и игривые формы постмодернистского дизайна.
Но есть исключения — например, четвертое по высоте здание в мире, Королевская часовая башня Мекки в Мекке, открытая в 2012 году.
Другое будущее небоскребов?
Тем не менее, мы продолжаем строить небоскребы, большинство из которых имеют изгибы и игривые формы постмодернистского дизайна.
Но есть исключения — например, четвертое по высоте здание в мире, Королевская часовая башня Мекки в Мекке, открытая в 2012 году.
Другое будущее небоскребов?
Свидетельство о публикации №225100400361
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 04.10.2025 10:52 Заявить о нарушении
Доброго здоровья
Анатолий
Анатолий Клепов 04.10.2025 11:40 Заявить о нарушении