Чем увлекательна архитектура Восточной Европы?

Из-за нестабильной политической ситуации в Восточной Европе появление там архитектуры эпохи Возрождения носило весьма спорадический характер и обычно тесно зависело от правящих личностей.

Поэтому  архитектурная  история Восточной Европы увлекательна и сильно отличается от Западной Европы.

Она еще и древний: старейший золотой клад в мире был обнаружен в Болгарии, стране, где также находятся древние гробницы царей Фракии.

Греки и македонцы, а после них римляне доминировали в том, что мы сейчас условно называем Восточной Европой.

Таким образом, здесь находятся некоторые из наиболее хорошо сохранившихся объектов классической архитектуры — например, колоссальная Арена Пулы в Хорватии, построенная во времена правления Августа более 2000 лет назад.

После падения Западной Римской империи в Западной Европе процветала каролингская, романская и, наконец, готическая архитектура.

Но в Восточной Европе господствовала Византийская империя — с ее куполами, полукуполами, круглыми арками, мозаиками и иконами.

Из этого византийского наследия в средние века в современных странах, таких как Болгария, Россия, Сербия и Беларусь, возникли региональные формы архитектуры.

Во всех случаях они одновременно совершенно отличались от религиозной архитектуры Западной Европы.

Затем, в 14 веке, на сцену ворвались османы.

Они пронеслись через Турцию, разгромили Византийскую империю и приступили к завоеванию обширных территорий Балкан и Восточной Европы.

Их самое известное наследие – это, пожалуй, Мостарский мост в Боснии и Герцеговине.

Но османская архитектура оказала гораздо более широкое и продолжительное влияние на некоторые части Восточной Европы.

Например, по Балканам разбросаны османские мечети, обычно с характерными куполами, как, например, мечеть Синан-паши 17-го века в Призрене, Косово.

Тем не менее, Османская империя правила только на Балканах.

В других частях Центральной и Восточной Европы действовали разные архитектурные силы.

В Праге, например, великолепный Владиславский зал — прекрасный образец богемной готической архитектуры.

В России в период правления Ивана III  (1462–1505), когда татарское давление уменьшилось и Москва приобрела важное значение, на короткое время возник интерес к западным культурным событиям. Таким образом, в 1475 г. Фиораванти, ранее побывавший в Венгрии, был доставлен в Москву. Вскоре царь Иван решил восстановить Кремль большая часть которого все еще была деревянной. С 1485 по 1516 год итальянские архитекторы Антонио Соларио и Марко Руффо обнесли Кремль кирпичными стенами и возвели внутри них Грановитый дворец (1487–91). Это был двухэтажный блочный дворец с рустованным фасадом, как указывает его название ( granovitaya , «граненый»), в стиле раннеренессансных дворцов Болоньи и Феррары.

Тем временем в России возникли невероятно самобытные формы религиозной архитектур как  собор Василия Блаженного, построенный в 16 веке.

А в Армении в средние века возникла совершенно уникальная форма архитектуры, характеризующаяся коническими шпилями, поднятыми на тонких стволах, часто построенных в изолированных местах.

Как фантастический Татевский монастырь.

Другой довольно необычный поджанр готической архитектуры также возник в Северной, Центральной и Северо-Восточной Европе.

По понятным причинам ее назвали «Кирпичная готика», и церковь Святой Анны в Вильнюсе — один из лучших ее примеров.

Архитектура барокко также стала популярной в некоторых частях Восточной Европы, особенно в Речи Посполитой.

Уникальная церковь Святых Петра и Павла в Вильнюсе, построенная в начале 18 века, покрыта тысячами белоснежных лепных украшений.

В 19 веке, когда Османская империя начала угасать, а балканские народы обрели независимость, произошло возрождение византийской архитектуры.

Возможно, лучшим примером этой неовизантийской фазы является собор Александра Невского в Софии, построенный между 1880-ми и 1920-ми годами.


Более широкое готическое возрождение, происходящее по всей Европе, также принесло свои плоды в Центральной и Восточной Европе — как, например, в случае с венгерским парламентом в Будапеште, открытым в 1902 году.

Этакий готический фэнтезийный дворец.

Другие западноевропейские архитектурные движения также имели большое влияние в конце 19 и начале 20 веков, будь то австро-венгерский эклектизм, французское изящное искусство или модерн.

Рассмотрим Атенеум, неоклассический концертный зал в Бухаресте, построенный в 1888 году.

Или Дом с химерами в Киеве, построенный в начале 1900-х годов.

Он представляет собой чрезвычайно необычную, творческую интерпретацию стиля модерн — этот дом населен десятками существ, как реальных, так и вымышленных, дружелюбных и кошмарных.

Но вскоре ситуация изменилась, когда Восточная Европа  отошла от Западной Европы  и присоединилась к Варшавскому блоку, который возглавила СССР.

Хотя советскую архитектуру обычно стереотипно воспринимают как бруталистическую, в 1940-х и 1950-х годах это было совсем другое. Варшавский Дворец культуры и науки это демонстрирует.

Это было в 1970-х и 1980-х годах, когда социалистические  страны обратились к брутализму.

Бывший Банк Грузии в Тбилиси, здание словацкого радио в Братиславе или памятник Бузлужде в Болгарии — колоссальные бетонные монолиты, все еще футуристические даже десятилетия спустя.



Не стоит забывать и о народной архитектуре Восточной Европы.

Польша, например, является домом для ряда церквей позднего средневековья и раннего ренессанса, построенных в весьма своеобразном стиле и полностью из дерева.

А еще есть что-то вроде Старого города Пловдива в Болгарии, где среди 3000-летних фракийских руин переплетаются улицы с традиционными домами с причалами, выкрашенными в яркие цвета.

С 1990-х годов в Центральной и Восточной Европе было построено множество объектов постмодернистской архитектуры, таких как игривый «Танцующий дом» в Праге.

В Восточной Европе также было несколько ярких примеров возрожденной традиционной архитектуры, построенной с использованием современных методов и материалов.

Как и Святой Савва в Белграде, в 2004 году открылась огромная нео-византийская церковь с железобетонным куполом.

И это очень краткая и очень сжатая история архитектуры Восточной Европы.

Сложное наследие, создавшее одни из самых интересных городов мира, где каждая улица представляет собой палимпсест тысячелетних самых разных влияний, стилей и культур.


Рецензии
Любое разнообразие приятно взгляду вместо унылых бетонных коробок.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   04.10.2025 11:32     Заявить о нарушении
Увы, мир кардинально изменился. Количество людей стремительно увеличивается. Нужны дома, которые могут вместить как можно больше людей.
Доброго здоровья
С уважением
Анатолий

Анатолий Клепов   04.10.2025 11:42   Заявить о нарушении
Я вижу это по Петербургу с новыми "человейниками".

Владимир Врубель   04.10.2025 11:43   Заявить о нарушении