Семейный Скандал и второе замужество Софьи
В доме Левашовых на Новой Басманной теперь только и говорили о притворстве и предательстве Софьи Михайловны.
В то время, как Александра Андреевна Дельвиг, никогда ни о ком не говорившая скверно, мгновенно умолкала и отводила взгляд при упоминании о Софье, теперь уже Баратынской, её отец, аристократ от мозга до костей, Михаил Александрович Салтыков даже при посторонних позволяет себе высказываться, что его «дочь проституировалась пред простым лекарем».
Всё ещё влюблённый в Софью Андрей Дельвиг пытается оправдать поведение вдовы брата и друга: «Как объяснить всё это поведение моей умной и доброй воспитательницы? Мне было больно, что все называли её притворщицею. Но еще более больно мне было то, что зная её вспыльчивость и пылкий характер ее второго мужа, я предвидел для неё грустную жизнь, так как она была избалованна необыкновенным добродушием и хладнокровием её бывшего мужа… Я объяснял себе её поведение с моей матерью, с её свекровью тем, что она думала прожить в имении своей свекрови всё время малолетства дочери и тем разрушить связь с Боратынским. Ей я ответил, что желаю ей самого полного счастья в её новой жизни, что преданность моя и благородство к ней за всё, чем я обязан, никогда не изменятся. Наша переписка была частая, и самая приятная» (3).
Дядя Дельвига Александр Волконский, заметив как-то, что он надписывает конверт Софье Баратынской, был жутко разъярён.
После Андрей Дельвиг очень сожалел о том, что оставил Софью Михайловну в Петербурге одну, уехав в Москву. Служанка Софьи Дельвиг потом рассказывала, что сразу после его отъезда Софью Михайловну стал посещать пылающий страстью Евгений Баратынский, с которым у них происходили крупные ссоры, и даже «у них дошло до ножей».
Описывая свою жизнь в новом браке подруге Карелиной, Софья признаётся, что мучается чувством вины, и никогда не полюбит Сергея Баратынского и его родных так, как любила первого мужа и всех Дельвигов.
Жизнью вдовы друга постоянно интересуется Александр Пушкин, который пишет о ней друзьям: М.Л. Яковлеву, П.А. Плетневу, П.А. Вяземскому и другим. Со временем семейные страсти поутихли. И Софья Михайловна, родившая Михаилу Александровичу Салтыкову ещё четверых внуков, была прощена. Она ведёт переписку с родными Антона Дельвига, в том числе и с Андреем Ивановичем, который продолжая дружбу с Сергеем Баратынским, нередко посещает их в имении Мара.
ПРИМЕЧАНИЯ:
(1)Родословный сборник русских дворянских фамилий. В 2 т. СПб.: Изд. А. С. Суворина. 1886–1887. Т. 1) прослежено 4 поколения Левашовых, породнившихся с Дельвигами: Иван Никитич (№ 314), Яков Иванович (№ 341), Василий Яковлевич (№ 369) и Николай Васильевич (№ 382)
(2)Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, произошло в Чудовом монастыре Московского Кремля 20 мая (2 июня по новому стилю) 1431 года, спустя более полувека после кончины святителя. Нетленные мощи обнаружились при проведении земляных работ под фундамент строящегося каменного храма на месте деревянного.
(3)Барон А.И. Дельвиг «Мои воспоминания», издание Московского Публичного и Румянцевского музеев, 1912 г.
*
ДАЛЕЕ: "Имение Баратынских в с. Мара" http://proza.ru/2025/05/27/1622
ВЫ ЧИТАЕТЕ "СВЕТ И ТЕНИ МОСКОВСКОГО ФЛИГЕЛЯ" http://proza.ru/avtor/79379102895&book=24#24
Свидетельство о публикации №225100400444
