Профессия учителя

Все совпадения имен ,фамилий , названий случайны , являются вольным художественным изложением автора увиденных событий  .

    Николай Карасев студент педагогического университета имени Герцена был зачислен на Исторический факультет летом 2002 года. Помимо знаний которые безусловно были у студиоуса, один из преподавателей отметил его вежливость и отличное воспитание. Во время ответа на билет  по обществознанию экзаменатор чихнул . Николай пожелал преподавателю здоровья , за что получил при оценке знаний дополнительный бал. Знание человеческой психологии было сильной отличительной чертой Николая.
    Однажды , на третьем курсе сдавая философию , Николай заранее не был готов. То есть ничего не учил , даже накануне экзамена. Он не понимал и не любил этого предмета, считал его бесполезным для себя . Но он узнал, что тайной страстью преподавателя Рудакова является футбол и болеет он за питерский Зенит. Вытягивая на экзамене билет , он спросил у уважаемого доктора философских наук, видел ли тот матч Зенит – Локомотив накануне . И далее разговор шел о подробностях матча и игре отдельных игроков. В конце беседы Леонид Ильич спросил устроит ли Николая четверка, и получив утвердительный ответ расписался в зачетке. Чем хорош ВУЗ , что преподаватель сам волен оценивать по своей шкале знания или их отсутствие.
     К сожалению, Николай Карасев не всегда был так умен . В школе никак не мог добиться хорошего расположения учителя немецкого Полины Завельевны Пасьманик . Она была еврейкой по национальности. И злые неумные дети придумали , что немецкий она выучила в Освенциме. Дети очень жестоки бывают.  Один из учеников Степан Беляев придумал, что КПЗ – камера предварительного заключения переводится как Кабинет Полины Завельевны. Что больше всего впечатлило в Полине Завельевне так это семитизм, единство еврейского народа. Своих она видела моментально и относилась к ним благостно. Вот пример , была перекличка в классе где учился Николай Карасев .  Полина Завельевна оглашает список присутствующих
- Петров
-Здесь
- Иванова
- Здесь 
-Беляев
- Тут
- Ираидочка Райзберг
- Здесь, Полина Завельевна .
Всем все стало понятно. Есть мы, а есть они. И ОНИ никогда не будут так же близки как МЫ.
В средней школе у Николая были проблемы с биологией , учитель Марья Васильевна Пышная, даже выводила двойку в четверти , потом Николай после беседы с родителями стал стараться , подготовил работы для оформления кабинета Биологии . Ящик с насекомыми под стеклом, каждое на иголке подписано по-русски и по-латыни, Красиво и по-научному, как в музее Зоологии . Марья Васильевна была довольна. Потом Николай стал готовиться лучше всех и стал получать одни пятерки, к 10 классу его никто даже не спрашивал все знали что он отличник.
    К сожалению, физика парню не давалась , с учителем физики Ольгой Валерьевной Орловой был открытый конфликт. Николай  говорил , что физика бесполезный для его будущего предмет. Он поступал на юридический и исторический факультеты. Физики в экзаменах не было. Ему вымучили в аттестате тройку , чтобы выпустить из школы , она была единственная, остальные четыре , пять. Знал бы Николай как горько ошибался , через несколько лет он стал продавать электрику.
       Однажды он написал Орловой  в популярный мессенджер: Ольга Валерьевна , это Николай , помните выпуск 2002 года . Вы мне поставили в аттестате 3 . Мне очень плохо давалось электричество . Так вот я поставляю электрику на Ленинградскую АЭС , отвечаю за систему охлаждения реактора . От меня зависит свет в лампочках вашего дома , и электричество в розетках вашей квартиры . Спите спокойно. Наверное , Ольга Валерьевна после этого перестала спать по ночам и в тишине  стояла у окна и негромко плакала вглядываясь в темноту, ища глазами Ленинградскую АЭС  в Сосновом бору.
    Отдельная глава отношения Николая с Историей и историками . Историю вели Агеев Александр Леонидович, очень веселый малый , знающий предмет , но не всегда умевший увлечь им учеников. Чупров Александр Николаевич , тоже увлеченный педагогикой , но быстро завязавший с ней  , в виду финансовой невозможности самореализоваться . Звездой исторической части школы была Любовь Александровна Марышева. Она была влюблена в свой предмет и пыталась влюбить в него детей. Материал всегда давался сверх программы.
Отчасти именно преподаватели истории повлияли на выбор Николаем специальности для обучения в ВУЗе.
 Сам Николай учился пять лет , провел несколько практик в школе . И с теплом и добротой вспоминает преподавателей в Герцена. Вот случай из его практики в школе. Необходимо было провести урок в одной из школ в Озерках в Петербурге. Был 10 класс , уже не дети , со своим собственным мнением , но любители покуражиться на уроках. Они понимали , что практиканты не совсем учителя , поэтому дурили иногда. Один парень веселился и мешал проводить урок. Николай спокойно прочитал весь материал , а потом обратился к возмутителю спокойствия :
- Молодой человек, если вы знаете материал лучше меня , вставайте к доске и проводите урок , а  я посижу отдохну .
Парень вышел к доске , всех повеселил , почувствовал себя клоуном и больше никому не мешал . Урок усвоили все . Практику Коля сдал на отлично .
    Из преподавателей в университете запомнился Михаил Борисович Свердлов, ученик Мавродина Владимира Васильевича , а тот Грекова . Уникальный человек  в своем почтенном возрасте далеко за 60 помнил историю каждого дома в Питере , кто построил , кто жил в какие года , стиль , особенности . Интеллигентный и добрейший человек . Александр Леонидович Вассоевич запомнился всем студентам своей оригинальной манерой обучения , он заставлял учить воссточные динистии царей Междуречья наизусть . Студенты, как зомби ходили и мычали себе под нос : Этана , Балих , Эмненуна , Мелам , Киши , Бав, Сальнуна ….Сборище студиоусов напоминало секту сатанистов или язычников . Второй отличительной чертой преподавателя была его взаимная любовь к студенткам . У него была жена его третьекурсница , и как говорили злые языки не первый раз , такая петрушка . Ну да это его личное дело , Александр Леонидович был харизматичным умным приятным мужчиной  и мог понравиться юным девам .
    Николай вспомнил как параллельный поток сдавал английский . Ребятам язык не давался и преподавателю Мальцеву купили ящик мандаринов. Наверное для того , чтобы он покрылся сыпью и не вышел на работу . Мальцев вышел и проставил всем зачет . Возможно он как чебурашка очень любил цитрусовые, а может быть ему было жалко бестолковых .
    Очень интересен был преподаватель Дзюдо  Александр Николаевич  Иванов. В первый день , когда студенты делились по группам он отсутствовал . Футболисты начали шутить , что его побили боксеры.  Когда ребята пришли на занятие он объяснил первый принцип борьбы , может уйти от конфликта уходи, или убегай. Никогда не знаешь что у человека за пазухой : нож , ствол …
   Нагрузки были бешенные, те кто курили получали двойную норму, половина бросила курить, половина бросила дзюдо . Дзюдо с японского переводится мягкий путь , противника нужно обезвредить не нанеся ему вреда . Сделать подножку и аккуратно положить на пол , немного придушить , чтобы он задумался о смысле жизни , или вывести на болевой , чтобы отбить желание вредить  окружающим. В марте стали бегать по пояс голыми в Александровском саду, герценовцы и дзерджинцы – будущие моряки . Погода была ноль . Однажды всей группой пошли в пышечную в обед на Малую Конюшенную . Перед парой дзюдо . Тренер на занятии сказал всем лечь на татами на спины и Левона , самого мелкого из борцов , заставил бежать по животам для проверки пресса. Часть  студентов после пышек побежала в туалет .  Одно из интересных упражнений было регби – один из студентов ловил мяч, остальные пытались отнять. Была куча мала. Пытались ломать ноги , руки , щекотать пятки . В общем веселые были времена . Антон сшил себе кимоно из простыни , и когда его порвали хотел набить морду другому борцу .
    Счастливое беззаботное время студенчества , когда ты еще не работаешь, не зарабатываешь на свою жизнь , не связан по рукам и ногам семьей, детьми и обязательствами перед близкими . Время выбора и возможностей. Можно поехать на практику в Крым или Новгород копать древности , можно сидеть в архиве или библиотеке писать курсовик или диплом . 
     Николаю после второго курса предложили практику , раскопки в Крыму , вдали от моря . Николай сказал,  что не может , он был уже женат . Вместо практики он с группой таких же счастливцев таскал сейфы с этажа на этаж . Практика сводилась к бесплатной работе грузчиком .
     Николай после практики сидел на скамейке возле своего факультета родного ВУЗа и думал над профессией преподавателя. Одни учителя от Бога , другие не дай Бог. Одним из преподавателей от Бога была Эрика Александровна Петрова , выучившая четыре класса его школы английскому языку по Оксфордскому учебнику. Она никогда не имела педагогического образования, работала техническим переводчиком с английского на русский . Эрика не имела своих детей, была очень плоха здоровьем . Она просто вкладывала знания в голову , а душу в работу. Ее любили и уважали все ее ученики , и когда она в 50 лет умерла от рака все искренне жалели . Никто так английскому никогда не учил . За невыученный материал и несделанную домашку можно было получить щелбан по лбу, но никто не жаловался , знали за дело . Зато в школе каждый из ее учеников блистал знаниями и уделывал школьного учителя. Она давала знаний больше  чем в школе . Николай вздохнул и пошел домой . Его учили правильные учителя от Бога, а те что не были такими , ну и Бог с ними .
 


Рецензии